Эпилог: Блэз Паскаль: христианин и ученый

«Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, но не философов и ученых…» БЛЭЗ ПАСКАЛЬ

Благодаря открытиям многих блестящих ученых-христиан появилась современная наука. В первой части мы говорили о четырех таких исследователях — Копернике, Кеплере, Галилее и Ньютоне. Эти люди широко известны благодаря их важнейшим научным открытиям. Теперь же мы поговорим об исторической личности, которая больше известна за свой вклад именно в богословие, чем в науку.

Блэз Паскаль родился в тот год, когда Галилей начал писать свой «Диалог о двух системах мироздания». Человек большого научного гения, большой веры и большого литературного таланта, Паскаль внес уникальный вклад в развитие современной мысли, сказав свое слово в споре о том, что главнее — наука или богословие. Его жизнь и учение в сочетании с преданностью Богу, деятельной заботой о бедных — вот пример для современных ученых-христиан.

Ранний период жизни

Французская провинция Овернь полна климатических контрастов и различных укладов жизни. В холодной земле, раскинувшейся под южными небесами, сами люди обретали характер «резкий и пылкий» (1) . Паскаль унаследовал их внешнюю сдержанность и душевную теплоту. В течение многих веков главным городом провинции был Клермон-Ферран. Именно там в 1095 году Петр-Отшельник начал в своих проповедях призывать к Первому крестовому походу. После Реформации многие жители Клермон-Феррана, включая и семью Паскаля, подверглись гонениям за свои протестантские убеждения.

В 1616 году Этьен Паскаль женился на Антуанетте Бегон. Их первая дочь Антония умерла вскоре после крещения. Но в январе 1620 года родилась Жильберта, в июне 1623 года — Блэз, а в октябре 1625 года — Жаклин. Блэз рос болезненным ребенком и едва не умер еще в младенчестве. Подобно Кеплеру, он перенес много физических страданий, и периоды вынужденной пассивности чередовались у него с периодами большой активности.

Его мать Антуанетта Паскаль умерла в 1626 году, и отец посвятил себя воспитанию детей. Он лично занимался обучением сына, причем его система выгодно отличалась от формального схоластического подхода, столь популярного в те времена. (Этьен Паскаль и сам был далеко не ординарной личностью. Он проявлял большой интерес к научным исследованиям, особенно в области математики. Так, именно он открыл так называемую улитку Паскаля — алгебраическую кривую четвертого порядка. Среди его друзей было немало известных ученых. Кроме того, он состоял в переписке с наиболее значительными учеными своего времени, среди которых были Галилео Галилей и Рене Декарт). Он старался пробудить в Блэзе природную любознательность, развивая его аналитические способности, а не только заставляя зубрить уроки. Высоко поднятая отцом планка, его гибкость в подаче учебного материала породили в сыне любовь к знаниям, страсть к истине и привычку наблюдать, а затем шаг за шагом идти к решению.

Научные открытия

В 11 лет Паскаль заметил: когда нож ударяет по тарелке, то та продолжает звенеть до тех пор, пока не прикоснешься к ней рукой. Он придумал и выполнил ряд экспериментов по теории звука, которые вылились в короткое эссе. Подобного же подхода он придерживался и позже, когда работал уже над более серьезными научными проблемами. Уважение к фактам заставляло его снова и снова проводить эксперименты, изменять их условия, ища ответы на свои вопросы. Он всегда стремился настолько четко и понятно сформулировать принцип, чтобы его можно было проверить.

В 12 лет, еще не приступив к изучению геометрии, Паскаль самостоятельно сформулировал и доказал 32-ю теорему Евклида (010) . Еще через четыре года вышла первая печатная работа Блэза «Опыт о конических сечениях». Новаторское использование геометрических проекций, вылившееся в открытие так называемой теоремы Паскаля, распахнуло новые горизонты для математических исследований. В последних строках «Опыта» просвечивает вера Паскаля: «Если данная тема будет признана достойной дальнейшего рассмотрения, то мы попытаемся развить ее до тех пределов, до которых позволит Бог, дарующий силы» (2) .

Гению Паскаля была нечужда и практичность. В 17 лет он начал работать над созданием счетной машины — арифмометра, чтобы облегчить труд своего отца, которому по долгу службы приходилось производить длинные и сложные расчеты. Работа растянулась на пять лет: испытав 50 собственных моделей, он, наконец, добился желаемого результата. Эта практическая жилка не позволяла ему заниматься излишним теоретизированием ни в науке, ни в богословии.

Математические открытия Паскаля включают работы по теории вероятности. Он смог примирить строгую научную логику с абстракциями теории вероятности, создав теорию математической вероятности, которая «проложила стезю» для открытия бинома Ньютона и системы интегрального исчисления Лейбница.

Кроме того, Паскаль работал над уравнением циклоиды — плоской кривой, которую описывает некая точка Р окружности, катящейся без скольжения по неподвижной прямой (3) . Его предшественники, включая и Галилея, безуспешно бились над разрешением загадки этой странной фигуры. В 1648 году после долгого перерыва в занятиях математикой Паскаль вернулся к этой задаче. Свои выводы он напечатал в форме писем, одно из которых подтолкнуло Лейбница к открытию системы исчислений. Специалист по естественно-научной истории Андре Куаре пишет: «Проницательность, изобретательность и виртуозность Паскаля, явленные в его сочинениях, просто поражают!» (4) .

Из области экспериментальной физики наиболее известны исследования Паскаля, связанные с вакуумом. На протяжении всех средних веков аксиома Аристотеля о том, что вакуум в природе невозможен, считалась бесспорной. Свято верили в нее и ученые XVII века. Ученик Галилея Торричелли проводил эксперименты с ртутью, находящейся в запаянной с одного конца трубке. Из результатов этих экспериментов вновь возник вопрос о так называемой «боязни пустоты» (011) . Когда об этих исследованиях узнал Паскаль, он тоже поставил ряд экспериментов с трубками и сифонами разных размеров, которые были наполнены до определенного уровня той или иной жидкостью. Сам Паскаль в 1648 году не смог довести до конца свои эксперименты из-за проблем со здоровьем. Их закончили другие. Тем не менее, результат был налицо: уровень жидкости в трубке зависел от атмосферного давления. В работах Паскаля, написанных по этому вопросу, выводы подтверждаются тщательно задокументированными данными экспериментов. Его логика безупречна. Он не только дает идеи для новых экспериментов, но и предлагает способы практического применения своего открытия.

Переняв живой стиль Галилея и Бэкона, Паскаль сражается со своими противниками. Он предлагает последователям Аристотеля собрать все работы своего учителя и посмотреть, как эксперименты, поставленные Паскалем, разбивают теорию «боязни пустоты». «Если результаты экспериментов никак не согласуются с теорией, то пусть они знают: эксперимент — господин в физике… Каким бы авторитетом ни обладали древние, следовать стоит именно истине, даже недавно обнаруженной…» (5) . Паскалю так и не удалось закончить свою работу «О пустоте», но вступление к ней ясно показывает, как высоко ценил Паскаль экспериментально добытые данные. Интересовала его и практическая сторона своих открытий: он постарался определить правила предсказания погоды и придумал принцип барометра. Он же подал идею гидравлического пресса, хотя и не имел возможности осуществить ее на практике.

Богословские проблемы

В январе 1646 года Этьен Паскаль упал на улице и вывихнул бедро. Лечили его два известных хирурга — Деланд и Ла Бу-тельер. Оба недавно обратились в янсенизм, евангельское богословие которого было взято из учения святого Августина и адаптировано к мышлению XVII века (012) . Самому Паскалю тогда было 23 года и он не отличался крепким здоровьем. Его поразило то, что говорили янсенисты о здоровье как физическом, так и духовном, как о физическом страдании, так и о духовном. Во время своего «первого обращения» Паскаль решил оставить мирскую суету и вести благочестивый образ жизни. Он не собирался отказываться от научных занятий, но решил, что нельзя предаваться им лишь ради собственного удовольствия.

Паскаль проявлял все больший и больший интерес к книгам (включая Библию), на которых основывались взгляды янсенистов. Будучи католиком, он пришел к Писанию через труды святого Августина, читал его в переводе на латынь и часто цитировал. Поняв же, что Господь Иисус Христос — хозяин всей его жизни, он и Библии отвел главное место среди всех остальных книг. Его научная лаборатория стала «горницей» (см. Деян. 2), в которой самое почетное место было отведено именно Библии.

Истинность Библии Паскаль увидел, сопоставляя учение янсенистов с результатами собственных исследований. Его экспериментальный метод основывался на том, что природа — единообразна и предсказуема. Паскаль понял, что эта уверенность основывается на знаниях о неизменности Бога. С тех пор Паскаля переполняли две страсти — научный энтузиазм и религиозный порыв. С удвоенной энергией он принялся за работу.

Результаты исследований Паскаля о пустоте попытался оспорить иезуит отец Ноэль, научным авторитетом для которого был Декарт, а философским — Аристотель. Паскаль в ответ на его возражения разъяснил действительно научный метод изысканий, показал, что истинность гипотезы зависит не от того, насколько логичны обосновывающие ее умопостроения, а от того, насколько верны подтверждающие ее факты, почерпнутые из наблюдений и экспериментов. В то же время Паскаль выступал против тех, кто пытались подлинно библейское богословие подменить богословием «натуралистическим». В последние годы своей жизни он горячо выступал против новшеств, привнесенных в теологию иезуитами. А ведь Паскаль был всего лишь простым прихожанином, который, правда, считал: когда речь идет о чистоте христианства, то занятия богословием — дело не только духовенства, но и его личное.

Здоровье Паскаля все ухудшалось, и он отправился в Париж, чтобы проконсультироваться с ведущими врачами. На некоторое время его даже парализовало — нижнюю часть тела от пояса. У него часто болели голова и внутренние органы. Боли становились невыносимыми. В январе 1648 года они уже ни на час не покидали его, и врачи запретили ему с марта по сентябрь заниматься научными исследованиями. В период физических страданий Паскаль анализировал свою жизнь и поступки в свете Писания. Тогда-то он и увидел «водораздел» между истинами светскими и истинами духовными. Вот, например, какие выводы он для себя сделал: «В дни скорби естественные науки не восполнят моего незнания законов нравственности. А вот знание этики утешит даже несведущего в естественных науках» (6) .

В начале 1656 года Порт-Рояль — оплот янсенистов — попал под перекрестный огонь иезуитов, к которым очень благоволил Ватикан (013) . Паскаль вступился за янсенистов и издал ряд писем-памфлетов, адресованных «другу-провинциалу». Остроумие и смелость «Писем провинциалу» раскрывают перед нами богатство воображения Паскаля, почерпнутое из самой жизни. Великолепный литературный стиль писем оказал влияние на французскую литературу. Реализм Паскаля заложил новый тип апологетики: он начинал с того, что касалось непосредственно читателя, а потом подводил его к определенным выводам. О чем бы ни шла речь — о чудесах или о пустоте, о Божьей благодати или о циклоиде, — он взывал к разуму читателя, к его здравому смыслу.

Паскаль понял, что авторитет в богословии и авторитет в науке играют разную роль. В его научном манифесте — вступлении к незаконченному трактату «О пустоте» — говорится, что единственный источник истины в богословии — это Писание и труды Отцов Церкви, поэтому «придется разочаровать те несмысленные души, которые в высокомерии своем считают, что открыли нечто новое в богословии». Но в том, что касается разума и чувств, чужие авторитеты бесполезны и «нам остается лишь пожалеть тех, кто ищут объяснения природных явлений в трудах авторитетных ученых» (7) . Подобное разграничение авторитета в богословии и авторитета в науке помогает понять кажущуюся противоречивость его мышления.

В 18-м «Письме провинциалу» Паскаль поясняет, на каких позициях должен стоять ученый-христианин:

«Если речь идет об истине сверхъестественной и внеприродной, то нельзя судить о ней лишь на основании чувств и разума, а следует опираться на Писание и церковные постановления. Если же мы говорим о нераскрытом еще явлении, о чем-то, что не выходит за пределы досягаемости человеческого разума, то разум и должен назначаться судьей. Если требуется сделать выводы из имеющихся фактов, то следует довериться чувствам, которые, в таком случае, единственно могут быть судией» (8) .

Если же отрывок Писания якобы противоречит здравому смыслу или рассудку (научному объяснению фактов), то «следует толковать Писание и искать в нем иной смысл — тот, который соответствовал бы свидетельству наших органов чувств». Слово Божье — непогрешимо, наблюдения дают достоверную информацию об окружающем мире, следовательно, при правильном уразумении и того и другого противоречия между ними быть не может. В подтверждение этого принципа Паскаль приводил цитаты из трудов святого Августина и Фомы Аквинского.

Взгляды Паскаля на естественное богословие были крайне сложными. Он считал, что природа — результат трудов Творца. Невидимому Бог нашел видимое выражение. «Совершенство природы показывает, что она — образ Творца, а недостатки ее лишний раз доказывают, что она — не Сам Творец, а лишь Его образ» (9) . В то же время Паскаль свято верил, что истину Бог скрыл за таким занавесом, который не сможет приподнять даже наука. Путь к Богу — это не прогулка по Им сотворенному саду, а паломничество, ведущее к Нему через Писание и благодать. В «Письмах провинциалу» и других полемических статьях Паскаль отводил Библии очень важное место, ибо в ней содержатся все факты, на которых основано христианство. Авторитет для Паскаля — это Писание, истолкованное в лучших традициях церкви.

Обращение

В начале 1654 года Паскаль переехал в Порт-Рояль. Там ему было легче работать и размышлять о духовных вещах. Этот монастырь был основан на чисто библейских принципах — молитва и размышление чередовались там с чтением Писания. Обитатели монастыря сверяли всякое учение и начинание с библейским учением. Именно там Паскаль разработал свой метод экзегетики: Библия разъясняет Библию, богословские учения должны основываться лишь на Писании. Верность Библии для Паскаля была неотрывна от преданности Христу: «Центр Писания — Иисус Христос и Он один» (10) . Он много читал Писание и молился. Мудрость для него заключалась в двух словах — «слушать Бога», а самым любимым у него был Пс. 120. Его Паскаль знал наизусть.

В ночь на 24 ноября 1654 года Паскаль испытал нечто необычайное. Свидетельство случившемуся — запись, сделанная им на клочке бумаги. В течение восьми последующих лет он всегда носил ее с собой, всякий раз зашивая в тот камзол, который носил. Запись эту нашли лишь через несколько дней после его смерти:

ОГОНЬ

Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова,

но не философов и ученых.

Уверенность. Уверенность. Чувство, радость, мир.

Бог Иисуса Христа Мой Бог и твой Бог.

«Твой Бог будет моим Богом».

Забвение мира и всего, кроме Бога.

Обрести Его можно лишь на путях, указанных Евангелием.

Величие человеческой души.

«Отче праведный, мир не познал Тебя, но я Тебя познал».

Радость, радость, радость, слезы радости.

Иисус Христос.

Я разлучился с Ним. Я бежал от Него, отрекся, распинал Его.

Да не разлучусь с Ним никогда.

Сохранить Его можно лишь на путях, указанных Евангелием.

Отречение полное и сладостное.

Полное подчинение Христу и моему духовному начальнику.

Вечная радость за один день труда на земле.

Да не забуду слова Твоего. Аминь (11) .

После пережитого так называемого «второго обращения» взгляды Паскаля стали полностью христоцентричными и библейскими. Язык его можно назвать языком пророка и христианского мистика.

Окрыленный успехом «Писем провинциалу», Паскаль решил написать «Апологию христианской религии», базирующуюся на новой, истинно библейской основе. Но больше всего он желал заронить в людские сердца любовь ко Христу. С 1656 года до зимы 1658 года, когда он вновь серьезно заболел, Паскаль успел собрать большое количество материала. Эта работа так и не была закончена, но около тысячи его кратких заметок и законченных фрагментов вошли в сборник «Мысли господина Паскаля о религии и некоторых других предметах», изданный его друзьями в 1670 году уже после смерти ученого. Свои мысли он черпал в повседневной жизни, и книга показывает разносторонность Паскаля — ученого, философа и богослова. Но замысел и стиль работы подсказала ему Библия.

В последние годы жизни Паскаль успел завершить ряд ранее начатых работ. В периоды хорошего самочувствия он трудился очень много. Кроме «Записок о благодати» он написал краткое жизнеописание Христа. Это была первая попытка согласовать Его жизнеописания, содержащиеся во всех четырех Евангелиях. Кроме того, он написал два учебника — по чтению и математике — для Порт-Рояльской школы.

Благочестие Паскаля носило очень личностный характер, но от этого он не становился эгоистом. Оно проявлялось в его отношениях как с людьми, так и с Богом. Любовь к Богу соседствовала в его душе с милосердием по отношению к бедным, в каждом из которых он видел Иисуса. «Я люблю бедность, потому что Он ее любил. Я люблю богатство, потому что оно дает средства помогать нуждающимся» (12) . Паскаль во всем ограничивал себя, чтобы больше отдавать другим. Он продал свою карету и лошадей, красивую мебель и столовое серебро, даже свою библиотеку. До последних дней с ним сохранились лишь Библия, томик блаженного Августина и несколько духовных книг.

Однажды Паскаль обратил внимание на толпу народа, направляющуюся на работу, и задумался: почему бы не перевозить их туда группами? Так ему в голову пришла идея создания омнибуса, и он помог организовать первую автобусную компанию. 18 марта 1662 года первые автобусы, перевозившие своих пассажиров за пять су, начали движение по улицам Парижа. Паскаль попросил у компании аванс в тысячу франков, которые послал некоему бедняку Блуа, жестоко страдавшему от зимних холодов. Свои доходы от работы автобусной компании он переводил в больницы Парижа и Клермонта.

Библейские и научные взгляды Паскаля, а также его философские, литературные и изобретательские труды были подчинены одной высшей цели — служению Богу, Которого он любил всем сердцем, всею душою, всем разумением и своими иссякающими силами. Он любил и ближних своих больше, нежели самого себя.

В июне 1662 года здоровье Паскаля резко ухудшилось, и он впустил в свой дом одного бедняка с семьей. Когда же сын постояльца заболел оспой, то хозяин решил, что уехать из дома нужно именно ему, а не семье бедняка. И он переселился в дом сестры.

В середине августа силы совершенно оставили Паскаля. В ночь на 18 августа у него начались конвульсии. Его причастили. Около часа ночи 19 августа 1662 года Паскаль умер. Ему было тогда всего 39 лет.

21 августа 1662 года он был похоронен на кладбище церкви Сент Этьен дю Монт. На похоронах присутствовали близкие, друзья, коллеги-ученые и все те, кому он когда-либо помог. Задние ряды церкви были забиты бедняками, смешавшись с ними, на церемонии присутствовали, рискуя быть арестованными, жители опального Порт-Рояля.

(010) Этьен Паскаль сам составлял программу занятий с сыном и решил пренебречь рядом дисциплин до достижения сыном определенного возраста. Среди них кроме гуманитарных наук оказалась и геометрия. Сейчас трудно судить, насколько достоверен рассказ сестры Блэза Жильберты о том, что он самостоятельно изобрел 32-ю теорему Евклида, но, по крайней мере, произошло нечто, что заставило отца Блэза заняться с ним и изучением геометрии — прим. перев.

(011) Аристотель считал, что природа не терпит пустоты и сопротивляется ее образованию. В начале XVII века флорентийские инженеры обнаружили, что насосы могут поднимать воду на высоту лишь чуть более десяти метров. Тут же заговорили о том, что таким образом сама природа «сопротивляется образованию пустоты». Физик Бальяни предположил, что это явление объясняется давлением атмосферного воздуха. Торричелли поставил опыты с ртутью: он заполнял закупоренную с одного конца трубку ртутью, а затем, зажав отверстие пальцем, переворачивал трубку в чашечку с ртутью. При этом уровень ртутного столбика фиксировался на определенном уровне — вся ртуть из трубки до конца не выливалась Выходило, что давление ртутного столба в трубке уравновешивалось давлением атмосферного воздуха на ртуть в чашечке. Паскаль несколько изменил условия проведения эксперимента: он измерял высоту ртутного столбика не только при различных погодных условиях, но и на разной высоте — в саду, на башне собора, на вершине горы — прим, перев.

(012) Янсенизм получил свое название от имени Корнелия Янсена (1585-1638 гг.), епископа Ипра. Янсен считал, что ни протестантская Реформация, ни католическая контрреформация не добились возрождения христианства. Возрождение же он видел лишь в возврате к наследию отцов церкви, прежде всего, к трудам святого Августина. Его учение можно свести к пяти основным положениям: 1) без Божьей благодати невозможно выполнить заповеди; 2) противиться благодати невозможно; 3) существует свобода от принуждения, но свободы от необходимости не бывает; 4) учение о том, что обладающий свободой воли человек может противиться благодати или же по собственному выбору поддаваться ее действию, — это пелагианская ересь; 5) учение о том, что Христос умер за всех людей без исключения, — это тоже пелагианство. Его учение было осуждено Папой Иннокентием X. Среди янсенистов были сильны анти-папские настроения. Кроме того, они считали, что причастие может принимать не всякий верующий, но лишь тот, кто этого достоин — прим, перев.

(013) Женский монастырь Порт-Рояль стал центром янсенизма. Помимо монахинь в нем поселились и так называемые «отшельники Порт-Рояля», — люди, отказавшиеся от мирской суеты и посвятившие себя распространению идей янсенизма. Благодаря научной и литературной жизни его обитателей Порт-Рояль стал центром интеллектуальной жизни Парижа. В нем начали открываться маленькие школы, где на одного учителя приходилось по несколько учеников разного возраста. В Порт-Рояле разрабатывали методики воспитания и обучения детей, в монастырской типографии издавали необходимые учебники. После смерти Этьена Паскаля в этот монастырь постриглась его сестра — Жаклин. Своей деятельностью янсенисты вызвали недовольство Рима. В 1660 г. школа была закрыта, все обитатели монастыря были вынуждены подписать особый формуляр, означавший для них отречение от своих взглядов — прим. перев.