Примечания

Пролог: Суд

(1) Jerome J.Langford. Galileo, Science and the Church (Ann Arbor: University of Michigan Press, 1971), p. 138.

(2) Giorgio de Santillana. The Crime of Galileo (Chicago: University of Chicago Press, 1955), p. 262.

3 Ibid.

(4) Ibid., p.241.

5 Ibid., p. 303.

6 Ibid., p. 310.

(7) Colin A. Ronan. Galileo (New York: G.P. Putnam’s Sons, 1974), p. 253.

(8) William R. Shea. Galileo’s Intellectual Revolution: The Middle Period (New York: Science History Publications, 1971), p. i.

(9) Thomas S. Kuhn. The Structure of Scientific Revolutions, 2d ed. (Chicago: University of Chicago Press, 1970), chap. 7, «Crisis and the Emergence of Scientific Theories».

(10) See chap. 5. Галилей очень любил цитировать кардинала Барония, одно из его высказываний и стало эпиграфом к этой главе. Stillman Drake. Galileo (New York: Hill and Wang, 1980), p. 29.

(11) Thjmas S. Kuhn. The Copernican Revolution: Planetary Astronomy in the Development of Western Thought (Cambrige, Mass.: Harvard University Press, 1957), p. 3.

Глава 1. Развитие науки в античном мире: Аристотель и Архимед

(1) Frederic Copleston. A History of Philosophy, vol. 1, Greece and Rome (London: Burns and Gates, 1961), pp. 22-24.

(2) Ibid., pp. 29-37.

(3) Ibid., p. 266.

(4) G.E.R. Lloyd. Early Greek Science: Thales to Aristotle (New York: Norton, 1971), pp. 123-124.

(5) Aristotle. De Caelo, trans. J.L.Stocks, vol. 2 of the Oxford translation of Aristotle’s works, ed. W.D.Ross (Oxford: Oxford University Press, 1922), chap. 14, p. 179.

(6) D.B.Balme. Aristotle. Dictionary of Scientific Biography, ed. Charles C.Gillispie (New York: Charles Scribner’s Sons, 1981), vol. 1, p. 250. Аристотель ясно высказывал, что методическое сомнение является условием обнаружения истины, а его теория накопления «трудностей» учила поколение за поколением искусству проверки доводов, анализа формулировок, уклонения от чрезмерного усложнения теорий.

(7) Marshall Claggett. Archimedes. Gillispie, Dictionary of Scientific Biography, vol. 1, p. 213.

(8) R. Hooykaas. Religion and the Rise of Modern Science (Grand Rapids Win.B.Eerdmans, 1978), p. 76. Ручной труд считался недостойным философов, единственное исключение было сделано для медицины (если можно назвать ее ручным трудом).

(9) William Stahl. Aristarchus of Samos. Gillispie, Dictionary of Scientific Biography, vol. 1. See Owen Gingerich, «Did Copernicus Owe a Debt to Aristarchus?» Journal for the History of Astronomy 16 (1985), pp. 36-42.

(10) Kuhn. Copemican Revolution, p. 80.

(11) Owen Gingerich. Ptolemy, Copernicus, and Kepler. The Great Ideas Today: 1983, ed. Mortimer J.Adler and John van Doren (Chicago: Encyclopedia Brittanica, Inc., 1983), pp. 142-143.

(12) Прецессия — движение земной оси в пространстве. Она описывает конус с уголом в 23,5, вследствие чего полюс мира движется вокруг полюса эклиптики по малому кругу, совершая один оборот за 26000 лет. Следствием прецессии является постепенное смещение точки весеннего равноденствия.

(13) G J.Toomer. Apollonius of Perga. Gillispie, Dictionary of Scientific Biography, vol. 1.

(14) Rene Taton. Ptolemy. Gillispie, Dictionary of Scientific Biography, vol. 2.

(15) Gingerich. Ptolemy, Copernicus, and Kepler, p. 141. (16) Ibid., p. 139.

Глава 2. Коперник: Солнце и Земля

(1) Paul W. Knoll. The Arts Faculty at the University of Cracow at the End of the Fifteenth Century. The Copemican Achievement, Ed. Robert S. Westman (Berkley: University of California Press, 1975), p. 140.

(2) Stephen P. Mizwa. Nicolas Copernicus (Port Washington, N.Y.: Kinnikat Press, 1943), pp. 37-38. Вариантов произнесения имени Коперника было несколько — Коперник, Коперек. Аналогично имя Ватзенроде могло иметь написания Ваченроде, Вакенрод, Ватзельрод, Вакельрод.

(3) Ibid., pp. 11,34. Николай Коперник впоследствии латинизировал свою фамилию — Copernicus.

(4) Edward Rosen, trans. Three Copemican Treatises, 3d. ed. (New York: Octagon Books, 1971), p. 315.

(5) Alexandre Koyre. The Astronomical Revolution (Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1973), p. 85. Полное название работы — De hypothesibus motuum coelestium a se constitutis commentariolus. По поводу даты написания работы полного согласия нет. Наиболее ранняя из дат написания — 1514 год.

(6) Rosen. Three Copemican Treatises, p. 325.

(7) Gingerich. Ptolemy, Copernicus, and Kepler, p. 160.

(8) Rosen. Three Copemican Treatises, p. 352.

(9) Ibid., p. 359.

(10) Koyre. The Astronomical Revolution, p. 35.

(11) Bruce Wrightsman. Andreas Osiander’s Contribution to the Copernican Achievement, in Westman, The Copemican Achievement, pp. 233-243. Полное название — Ad lectorem de hypthesibus huis opens.

(12) Ibid., p. 41. Так как Осиандер был известным защитником Реформации, то, упомяни он во вступлении свое имя, — книга не была бы принята определенным кругом читателей. Ни он, ни Коперник этого не хотели. Сам стиль обращения «К читателю» ясно указывает, что оно не принадлежит перу Коперника: о посвящении книги Папе там сказано, как о «желании автора». Вступление принесло и пользу. Обращение Осиан-дера защитило книгу от цензуры и позволило ей стать учебником для астрономов, которые привыкли к подобному изложению гипотез.

(13) Gingerich. Ptolemy, Copernicus, and Kepler, p. 138.

(14) Kuhn. Copemican Revolution, pp. 73-77.

(15) Charles Glenn Wallis, trans. On the Revolution of the Heavenly Spheres. Great Books of the Western World, vol. 16, Ptolemy, Copernicus, Kepler, ed. Robert Maynard Hutchins (Chicago: Encyclopedia Britannica, Inc., 1952), pp. 506, 509.

(16) Gingerich. Did Copernicus Owe a Debt to Aristarchus? p. 11.

(17) Wallis. On the Revolutions, p. 509.

(18) Georg Joachim Rheticus. Narratio Prima, in Koyre, Astronomical Revolutions, p. 31.

(19) Edward Rosen. Copernicus, in Gillispie, Dictionary of Scientific Biography, vol.3,p. 410.

(20) Owen Gingerich. «The Crises» versus Aesthetic in the Copemican Revo lution. Vistas in Astronomy, ed. Arthur Beer and Peter Beer (New York: Pergamon Press, 1975), vol. 17, p. 150.

(21) Wallis. On the Revolutions, pp. 526,528.

(22) Ibid., pp. 508,506,526.

(23) Mizwa. Nicolas Copernicus, p. 11.

(24) David C. Knight. Copernicus (New York: Franklin Watts, 1965), p. 110.

Глава 3. Кеплер: планетные орбиты

(1) Alfred North Whitehead Science and the Modem World (New York New American Library, 1949), p 40

(2) Kuhn Copemican Revolution, p 187

(3) Roberts Westman The Copernicans and the Churches God and Nature Historical Essays on the Encounter between Christianity and Science, ed David С Lindberg and Ronald L Numbers (Berkley University of California Press, 1986)

(4) Kepler Mystenum cosmographicum in Owen Gmgench, Johannes Kepler Gilhspie, Dictionary of Scientific Biography, vol 7, p 290

(5) Kepler, Opera, bk 6, quoted m Edwin Arthur Burtt, The Metaphysical Foundations of Modern Science (London Routledge and Kegan Paul 1959), p 47

(6) Kepler, Mystenum cosmographicum, quoted m Gmgench, «Johannes Kepler», p 290

(7) Dons Hellman Tycho Brage Gilhspie, Dictionary of Scientific Biography, vol l,pp 405-412 Kuhn Copemican Revolution, pp 201-206

(8) Kepler Gmgench, Johannes Kepler, p 295

(9) Ibid

(10) Curtis Wilson How Kepler Discovered His First Two Laws, Scientific Amencan 226 (March 1972), pp 93-99

(11) Alexandre Koyre Astronomical Revolution, pp 263-64

(12) Kepler Ptolemy, Copernicus, and Kepler, p 175 13 Ibid , p 299

(14) Walks, trans The Harmonies of the World Great Books, vol 5, p 1009

(15) Max Caspar Kepler, trans Doris Hellman (New York Abelard-Shuman, 1959), p 26

(16) Kepler Opeia bk 8 Buett, Metaphysical Foundations, p 57

(17) Ibid , p 50

(18) Owen Gmgench Johannes Kepler, p 307

(19) Edward Rosen Johannes Kepler Weik und Leistung Gmgench, «Johannes Kepler», p 293

(20) Gmgenh Ptolemy, Copernicus, and Kepler, p 180

(21) Caspar Kepler, p 358

Глава 4. Галилей: физик и астроном

(1) Stillman Drake Galileo Studies Personality, Tradition, and Revolution (Ann Arbor University of Michigan Press, 1970), pp 55 59

(2) Drake Galileo, p 15

(3) William R Shea Galileo s Intellectual Revolution (London Macmillan, 1972), p 2

(4) Stillman Drake Galileo Galilei Gilhspie, Dictionary of Scientific Biography, vol 5, p 238

(5) Stillman Drake Galileo at Work His Scientific Biography (Chicago University of Chicago Press, 1978), chap 3

(6) Ibid.pp 104-110

(7) Paul Tannery Galileo and the Principles о Dynamics in Galileo Man of Science, ed Ernan McMullm (New York Basic Books, 1967), p 170

(8) Drake Galileo Studies, chap 6, «Galileo, Kepler and Their Intermediaries «

(9) Ibid , Galileo and the Telescope, chap 7

(10) Kuhn Copernican Revolution, pp 224-25

(11) Galileo The Sidereal Messenger, trans E Carlos (London Dawson s 1959), p. 11

(12) Santillana Crime of Galileo, p 6

(13) Drake Galileo Studies, chap 4, «The Academia dei Lincei»

(14) Olaf Pedersen Galileo and the Council of Trent The Galileo Affair Revisited Journal for the History of Astronomy 14 (1983), pp 6-7

(15) Jerome J Langford Galileo, Science and the Church (Ann Arbor University of Michigan Press, 1971), pp 54-58

(16) Drake Galileo at Work, pp 224-225 See A R Peacocke Creation and the World of Science (Oxford Clarendon Press, 1979), pp 3-7

(17) Langford Galileo, Science and the Church, p 57

(18) McMullm Galileo, pp 11-13

(19) Galileo Discourses Concerning Two New Sciences, m McMullm Galileo, p 11

(20) Galileo The Asseyer, in Drake Galileo, p 70

(21) Domenique Dubarle Galileo s Methodology of Natural Science, m McMullm Galileo, pp 308-10

(22) A Rupert Hall The Significance of Galileo s Thought for the History of Science, m McMullm Galileo, pp 73-74

(23) Galileo Opere 8 Ernan McMullm The Conception of Science in Galileo’s Work, m Robert E Butts and Joseph С Pitt, eds New Perspectives on Galileo (Dordrecht D Reidel Pub , 1978), p 217

(24) Ibid.pp 213-17

(25) Ibid.pp 251-52

Глава 5. Галилей: ученый и богослов

(1) William R Shea Galileo and the Church Lmdberg and Numbers, God and Nature, chap 4

(2) Pedersen Galileo and the Council of Trent, pp 16-17

(3) Эта цитата из «Письма к герцогине Лотарингской» и следующие после нее взяты из Pedersen Galileo and the Council of Trent, pp 17-20

(4) McMullm Introduction Galileo, pp 33-35

(5) Drake Galileo, Letter to Christina, p 182

(6) Ibid , p 185

(7) Pedersen Galileo and the Council of Trent, pp 2-3

(8) Bellarmine. Letter to Foscarini, trans. Owen Gingerich in The Galileo Affair, The Scientific American (August 1982), p. 137.

(9) Discorso del flusso e reflusso del mare («Беседа о приливах и отливах»). Стараясь отстоять гипотезу о вращении земли, Галилей показал себя не столько ученым, сколько богословом. Подробнее об этой злосчастной «Беседе» можно прочесть в книге: Shea. Galileo’s Intellectual Revolution, pp. 172-87.

(10) Pedersen. Galileo and the Council of Trent, pp. 8-11.

(11) Leonardo Olschki. Galileo’s Literary Formation. Ernan McMulIin. Galilleo, chap. 7.

(12) Stillman Drake. «The Scientific Personality of Galileo» in Galileo Studies, chap. 3.

(13) R. Morris. Dismantling the Universe: The Nature of Scientific Discovery (New York: Simon and Schuster, 1983), pp. 94-98.

(14) Santillana. Crime of Galileo, p. 174.

(15) Drake. Galileo, p. 19.

(16) О подлоге «увещевания», о том, как и когда оно оказалось в архивах Ватикана, велось много споров. Различные точки зрения по этому вопросу можно найти в следующих книгах: Santillana. Crime of Galileo, chap. 8; and Ludovico Geymonat. Galileo Galilei, trans. Stillman Drake (New York: McGraw Hill, 1965), app. A.

(17) Santillana. Crime of Galileo, pp. 292-293.

(18) Ibid., p. 312.

(19) Ibid., p. 324, n. 3.

(20) Ronan. Galileo,p. 213.

(21) Santillana. Crime of Galileo, pp. xii-xiii.

(22) Drake. Galileo, p. 92.

(23) Geymonat. Galileo Galilei, p. 201.

Глава 6. Ньютон: закон всемирного тяготения

1 Главным источником биографии Ньютона послужила книга: Richard S.Westfall. Never at Rest: A Boigraphy oflsaak Newton. Gillispie, Dictionary of Scientific Biography, vol. 9; and Alexandre Koyre. Newtonian Studies (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1965).

(2) I.Bernard Cohen. Newton’s Discovery of Gravity, Scientific American 244:3 (March 1981), pp. 167-179.

(3) Koyre. Newtonian Studies, p. 224. В главе «Ньютон и Гук» расказано о разногласиях, возникших между этими двумя людьми в 1672-1680 гг. Там же приведены выдержки из их писем с указанием страниц из книги Куаре.

(4) Cohen. Isaak Newton, pp. 81-83.

(5) Hooke, in Koyre. Newtonian Studies, pp. 229-230.

(6) Cohen. Newton’s Discovery of Gravity, p. 169.

(7) Kuhn. Copernican Revolution, p. 256.

(8) Westfall. Never at Rest, pp. 202-204.

(9) Newton. Correspondence 2, in Westfall. Never at Rest, p. 205, n. 11. (10) Cohen. Isaac Neweton, pp. 68-69.

(11) Newton. Principia. Newton’s Philosophy of Nature: Selections from His Writings, ed. H.S.Thayer (New York: Hafner Press, 1953), p. 10.

(12) Newton. Optics, Query 31, The Method of Analysis in Robert Palter. Newton and the Inductive Method, in the Annus Mirablis of Sir Isaac Newton 1666-1966, ed. Robert Palter (Cambridge, Mass.: The M.I.T.Press, 1967), p. 246.

(13) Palter. Annus Mirablis, p. 244. Об этом методе подробно писал Гюйгенс во вступлении к «Трактату о свете» (1690 г.). Ньютон и Гюйгенс использовали оба метода, включая их порой в одну работу.

(14) Newton. Letter to Cotes, цит. по Koyre, Newtonian Studies, pp. 37-38. Chap. 2, «Concept and Experience in Newton’s Thought», здесь приводятся очень интересные соображения о значениях слова «гипотеза».

(15) Newton. Mathematical Principles of Natural Philosophy, book 3, «General Scholium», trans. Andrew Motte, revised, Florian Cajori, in: Hutchins, Great Books, vol. 34, p. 371.

(16) Newton. Letter to Bentley, Thayer, p. 53.

(17) Frank E. Manuel. The Religion of Isaac Newton (Oxford: At the Clarendon Press, 1974), pp. 9-10.

(18) Newton. Observations upon the Prophecies of Daniel, and the Apocalypse of St. John (London, 1733), цит. по Cohen, «Isaak Newton», p. 81.

(19) Newton. Keynes MS. The First Book Concerning the Language of the Prophets, in Cohen. Isaac Newton, p. 82.

(20) Newton. Yahuda MS. Manuel. Religion of Isaak Newton, pp. 48-49.

(21) Westfall. Never at Rest, p. 312-318.

(22) Newton. Principles in Hutchins, Great Books, vol. 34, pp. 369-370.

(23) Newton. Yahuda MS, цит. по Manuel. Religion oflsaak Newton, p. 22. Следуя британским традициям истолкования вопроса о воле Божьей, Ньютон высказывал мысль о подчиненности разума Божьего Его воле. Его сила и всемогущество выше Его мудрости и знания. Ньютон считал, что совершенство Божье проявляется в Его безостановочной деятельности.

(24) Newton. The Correspondence of Isaak Newton (Cambridge: At the University Press, 1959-77), vol. 3, p. 233.

(25) Newton. Keynes MS. Manuel. Religion oflsaak Newton, p. 28

(26) Cotes, preface to Newton, Mathematical Principles of Natural Philosophy, trans. Andrew Motte, revised, Florian Cajori (Berkley: Univ. of Calif. Press, 1934), p. xxxii.

(27) Edward B. Davis Jr. Creation, Contingency and the Early Modern Science: The Impact of Voluntaristic Theology on Sevententh Century Natural Philosophy» (Ph.D.diss., Indiana University, 1984), p. 234.

(28) Westfall. Never at Rest, p. 863.

Глава 7. Современная наука: новые горизонты

(1) Frederick Coplston. A History of Philosophy, vol. 2, Medieval Philosophy (London: Burns and Gates, 1964), pp. 324-335.

(2) Newton. Principles, book 3: System of the World, quoted in Burtt, Metaphysical Foundations, pp. 218-219.

(3) William C. Dampier. A Histoiy of Science (Cambridge: At the University Press, 1961), p. 125.

(4) Charles S.Peirce. Collected Papers, vol. 1, p. 171. Norwood Hanson. Patterns of Discovery (Cambridge: At the University Press, 1961), pp. 85-86: «Метод дедукции показывает, что нечто должно существовать и существует в действительности. Метод абдукции просто подводит к предположению, что нечто могло бы существовать… У человека есть возможность приоткрыть завесу над определенными тайнами… Суждение, исходя из посылок».

(5) Gerald Holton. Mainsprings of Scientific Discovery. The Nature of Scientific Discovery, ed. Owen Gingerich (Washington: Smithsonian Institution Press, 1975).

(6) Norwood Hanson. Patterns of Discovery (Cambridge: At the University Press, 1961), pp. 72-84.

(7) Kuhn. Structure of Scientific Revolutions, p. 10.

(8) Enrico Cantore. Scientific Man (New York: Institute for Scientific Humanism, 1977), pp. 225-235.

(9) Koyre. Newtonian Studies, p. 7.

(10) Stanley L. Jaki. Cosmos and Creator (Edinburgh: Scottish Academic Press, 1980), pp. 54-55.

(11) Andrew Dickson White. A History of the Warefare of Science with Theology in Christendom (New York: Dover Publications, 1960), vol. 1, back cover.

(12) Stanley L. Jaki. The Road of Science and the Ways to God (Chicago: University of Chicago Press, 1978).

(13) M.B.Foster. The Christian Doctrine of Creation and the Rise of Modern Natural Science, Mind 43 (1934), pp. 446-68.

(14) W.Jim Neidhardt. The Open-Endedness of Scientific Truth (Hatfield, Pa.: Interdisciplinary Biblical Reseach Institute, 1983).

(15) John Calvin. Institutes of the Christian Religion, ed. John T. McNeill (Philadelphia: Westminster Press, 1960), vol. 1, pp. 273-274.

(16) John Calvin. Commentaries on the Book of Genesis, ed. John King (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans, 1981), pp. 86-87.

(17) John Dillenburger. Protestant Thought and Natural Science (Garden City, N.Y.: Doubleday, 1960), pp. 37-38.

(18) Charles Webster. Puritanism, Separatism, and Science, in Lindberg and Numbers, God and Nature, chap. 7.

(19) Margaret Jacob. Christianity and the Newtonian World View, in Lindberg and Numbers, God and Nature, chap. 9.

Глава 8. Толкование Библии

(1) Francis Bacon. Essays, Advancement of Learning, New Atlantis, and other Pieces, ed. R. F.Jones (New York: Odessey, 1937), p. 179.

(2) Bernard Ramm. Special Revelation and the Word of God (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans, 1961), pp. 77-83. «Лишь в сплетении событий и их истолковании, истории и ее сути, встреч и бесед можно найти смысл».

(3) Bruce Milne. Know the Truth (downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1982), p. 28.

(4) Ian G. Barbour. Issues in Science and Religion (Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1966), pp. 12-18,49-70.

(5) Malcom A. Jeeves. The Scientific Enterprise and Christian Faith (Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1969), pp. 74-78.

(6) K.A.Kitchen. The Bible in Its World: The Bible and Archeology Today (Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1960).

(7) IVCF Constitution and By-laws, Madison, Wise.

(8) I.H.Marshall. Biblical Inspiration (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans, 1982), p. 91.

(9) Gordon D. Fee and Douglas Stuart. How to Read the Bible for All Its Worth (Grand Rapids: Zondervan, 1982), pp. 15-17.

(10) Ibid., p. 20. В этой книге приведены десять правил толкования библейских текстов.

(11) J.I.Packer. Infallible Scripture and the Role of Hermeneutics. Scripture and Truth, ed. DACarson and John D.Woodbridge (Grand Rapids: Zondervan, 1983), pp. 325-360. CM. A. Thiselton, The Two Horizons (Grand Rapids: Wm. B.Eerdmans, 1980).

(12) Origen. The History of Christianity (Tring, England: Lion Publishing, 1982), p. 102.

(13) Апостол Павел умеренно пользовался аллегорическим методом (1 Кор. 10:1-4; Гал. 4:21-31), в то время как Ориген увлекался им чрезмерно.

(14) Н.С. Blackman. Biblical Interpretation (Philadelphia: Westminster Press, 1951), p. 111.

(15) James W.Sire. Scripture Twisting (Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1980). Автор расказывает о 20 способах, которые использовали различные культы, чтобы исказить Писание.

(16) Hooykaas. Religion and the Rise of Modern Science, pp. 7-16.

(17) Bernard Ramm. The Christian View of Science and Scripture (Grand Rapids: Wm.B.Eerdmans, 1955), chap. 11.

(18) John Calvin. Commentary on Psalms (Grand Rapids:WM. B.Eerdmans, 1981), vol. 5, pp. 184-185.

(19) J.W.Dawson. In Ramm. Christian View, p. 70.

Глава 9. Чудеса и научные законы

(1) Ernest Nagel. The Structure of Science (New York, Brace, 1961), pp. 20-26.

(2) Hanson. Patterns of Discovery, chap. 1.

(3) Henry Margenau. The Logic of Physical Reality (New York: McGraw-Hill, 1950), p. 28.

(4) Karl R.Popper. The Nature of Scientific Discovery (New York: Science Editions, 1959), chap. 4 «Falsifiability».

(5) Nagel. Structure of Science, pp. 75-78.

(6) Cohen. Newton’s Discovery of Gravity, p. 167.

(7) Gerald Holton. Einstein’s Model for Constructing a Scientific Theory, in Albert Einstein: His Influence on Physics, Philosophy and Politics, ed. Peter C.Aichelburg and Roman U.Sexl (Wiesbaden: Friedr. Vieweg Sjhn, 1979), pp. 121-25.

(8) E.L.Mascall. Christian Theology and Natural Science (London: Longmans, Green, 1957), p. 58.

(9) Karl R.Popper. Conjectures and Refutations (New York: Harper and Row, 1965), chap. 3, Three Views Concerning Human Knowledge.

(10) William H.Watson. Understanding Physics Today (Cambridge: At the University Press, 1963), p. 32. CM. P.W.Bridgman, The Logic of Modem Physics (New York: Macmillan, 1961). «С точки зрения самого действия свет значит не больше, чем освещенные предметы» (р. 51).

(11) Stephen Toulmin. The Philosophy of Science (New York: Harper and Row, 1953), ch. 3, «Theories and Maps».

(12) Barbour. Issues in Science and Religion, chap. 6, «The Methods of Science».

(13) Aristotle, in Hooykaas, Religion and the Rise of Modem Science, p. 6. CM. chap. 1, «God and Nature».

(14) Johann H.Diemer. Nature and Miricle (Toronto: Wedge, 1977), pp. 12-16.

(15) Подобный взгляд на постоянную созидающую деятельность Бога не следует путать с небиблейским философским взглядом о «непрерывном созидании» или крайними разновидностями богословия, которые учат, что и Сам Бог постоянно эволюционирует или развивается вместе с миром.

(16) См. также Иов 12:7-9; 39-41; Пс. 106:25-31.

(17) Donald M.MacKay. The Clockwork Image (Downers Grove, 111.: Intervarsity Press, 1974), p. 60.

(18) Milne. Know the Truth, p. 74.

(19) Colin Brown. Miricles and the Critical Mind (Grans Rapids: Wm.B.Eerd-mans, 1984), p. 292.

(20) Термин «сила» имеет разные значения в разных отраслях науки. Мы используем его в общем смысле, чтобы показать проявления основных взаимодействий между объектами.

(21) C.S.Lewis. Miricles (New York: Macmillan, 1947), p. 72.

(22) Malcom A.Jeeves. The Scientific Enterprise and Christian Faith (Doeners Grove, III: InterVarsity Press, 1969), pp. 32-34.

(23) James M.Houston. I Believe in the Creator (Grand Rapids: Wm.B.Eerdmans, 1980), p. 102.

Глава 10. Бытие. Раздел 1. Происхождение вселенной

(1) Henry Blocher. In the Beginning (Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1984), pp. 31-33. See Howard J.Van Till. The Fourth Day (Grand Rapids: Eerdmans, 1986), chap. 4.

(2) N.H. Riddderbos. Is There a Conflict between Genesis 1 and Natural Science (Atlanta: John Knox Press, 1984), The Plen of Genesis 1, pp. 67-71. Автор выделяет три основных препятствия созданию упорядоченной Вселенной: тьма, водная бездна и бесформенная земля. Эти проблемы Бог решает в дни с первого по третий, а после подготовки места обитания творит население земли в дни с четвертого по шестой.

(3) Adrio Konig. New and Greater Things: A Believer’s Reflection, part 3, «On Creation», trans. D. Ray Briggs, unpublished ms., pp. 14-18.

(4) Conrad Hyers. The Meaning of Creation: Genesis and Modem Science (Atlanta: John Knox Press, 1984), «The Plan of Genesis 1», pp. 67-71. Автор указывает три основные проблемы, которые препятствовали установлению упорядоченной вселенной: тьма, водная бездна и бесформенная земная твердь. Эти проблемы успешно преодолеваются в первые три дня творения.

(5) Gerhard von Rad. Genesis (Philadelphia:Westminster Press, 1961), p. 46.

(6) Некоторые люди обладают аналитическим образом мышления (делят реальность на составные элементы и исследуют различия между ними), а образ мышления древних евреев, скорее, синтетический (они оценивают все целое, заключающее в себе огромное многообразие предметов) Отсюда — частое использование синонимов и параллелизмов, когда одно и то же повторяется разными словами. Так что не нужно впадать в искушение и делать чисто научные выводы из ненаучного прозаического отрывка.

(7) Milne. Know the Truth, p. 78.

(8) Ср. Втор. 32:10; Иов 6:18, 26:7; Ис. 24:10,34:11,45:18.

(9) A. Heidel. The Babylonian Genesis, 3d ed. (Chicago: University of Chicago Press, 1963), pp. 90,100.

(10) Gerhard F. Hasel. The Polemic Nature of Genesis Cosmology, The Evangelical Quaterly 46 (1974), pp. 81-84. «Из теома не возникает ни одного бога — продолжателя творения, не является теом и предсуществующим, обладающим личностью Океаном, подобно Нану в вероучении египтян» (р. 85).

(11) Theological Dictionary of the Old Testament, vol. l,ed G.J.Botterweck and Helmer Ringgren (Grand Rapids: Wm.B.Eerdmans, 1974), pp. 328-345.

(12) Hasel. Polemic Nature, pp. 78-80. Автор перечисляет шесть отличительных особенностей отрывка, которые указывают на его антиязыческую направленность.

(13) Davis A.Young. Christianity and the Age of Earth (Grand Rapids: Wm.B. Eerdmans 1982). В первой части (с. 1-67) автор рассказывает, как изменялись взгляды по поводу возраста Земли. Начиная с античной философии, он прослеживает развитие концепции через церковную историю и заканчивает XX веком.

(14) Ramm. The Christian View of Science and Scripture, chap. 4, pp. 171-79. Это подробный рассказ об историческом развитии этих теорий и разбор достоинств и недостатков каждой теории.

(15) Calvin. Commentary on Psalms, vol. 5, pp. 184-185.

(16) J.D.Douglas, ed. The New Bible Dictionary (Grans Rapids: Wm.B.Eerdmans, 1979), p. 271.

(17) Laurence Urdang, ed. The Random House Dictionary of the English Language, college ed. (New York: Random House, 1968), p. 48.

(18) Von Rad. Genesis, p. 57.

(19) J. Wiseman. Creation Revealed in Six Days (London: Marshall, Morgan and Scott, 1948), pp. 33-37.

(20) D. F. Payne. Genesis One Reconsidered (London: Tyndale Press, 1964), pp. 18-19.

(21) Langon Gilkey. Maker of Heaven and Earth: The Christian doctrine of Creation in the Light of Modern Knowledge (Garden City, N.Y.: Doubleday, 1965), p. 178.

(22) Richard H.Bube. The Human Quest: A New Look at Science and the Christian Faith (Waco, Tex.: Word, 1971), pp. 230-233.

Глава 11. Меняющийся мир: геология и биология

(1) Charles Lyell. Life, Letters and Journals of Sir Charles Lyell (London, 1881), vol. 2, p. 5.

(2) James Moore. Geologists and Interpreters of Genesis in the Nineteenth Century. Lmdberg and Numbers, God and Nature, chap. 13. See C.Gillispie, Genesis and Geology (New York: Harper Torchbooks, 1951), chap. 5.

(3) Gavin DeBeer. Charles R. Darwin. Gillispie, Dictionary of Scientific Biography, vol. 3, p. 567.

(4) Robert Chambers. Vestiges of Naturel History of Creation (New York- Harper and Brothers, n.d.), p. 158.

(5) Charles Darwin in Life and Letters of Charles Darwin, ed. Francis Darwin (New York: D.Appleton Co., 1887), vol. 1, p. 68.

(6) A.Hunter Dupree. Christianity and the Scientific Community in the Age of Darwin. Lindberg and Numbers, God and Nature, chap. 14.

(7) Barbour. Issues in Science and Religion, pp. 86-90. John C.Green. Science, Ideology and the World View: Essays in the History of Evolutionary Ideas (Berkley: University of California Press, 1981), chap. 3, «The Kuhnian Paradigm and the Darwinian Revolution in Natural History».

(8) James R. Moore. The Post-Darwinian Controversies: A Study of the Protestant Struggle to Come to Terms with Darwin in Great Britain and America (Cambridge: At the University Press, 1979), p. 41.

(9) Ibid., pp. 99-125.

(10) Frederic Gregory. The Impact of Darwinian Evolution on Protestant Theology in the Nineteenth Century. Lindberg and Numbers, God and Nature, chap. 15.

(1) ! Dupree. Lindberg and Numbers, God and Nature, chap. 14.

(12) Charles Hodge. What Is Darwinism (New York: Scribner, Armstrong and Co., 1874), pp. 48-51.

(13) Ibid., pp. 60,134.

(14) Moore. Post-Darwinian Controversies, chap. 9.

(15) James McCosh. The Religious Aspect of Evolution, 2nd ed. (New York: Scribner’s Sons, 1890), p. 7.

(16) James McCosh. Autobiografical Statement. The Life of James McCosh, ed. William Sloane (New York: Scribner’s Sons, 1891), p. 234.

(17) Asa Gray. Natural Science and Religion. Is God a Creationist, ed. Roland Frye (New York: Scribner’s Sons, 1983), p. 109.

is Ibid., p. 113.

(19) Frederic Temple. The Relations between Religion and Science (London: Macmillan and Co., 1885), pp. 122-123.

(20) Moore. Post-Darwinian Controversies, chap. 10.

(21) Samuel Phillips. Agreement of Evolution and the Christianity (Washington, D.C.: The Phillips Co., 1904). Green. Sceince, Ideology, and World Views, chap. 4,6.

(22) Mark Noll. Who Sets the Stage for Understanding Scripture. Christianity Today, 23 May 1980, p. 15.

Глава 12. Конфликт между креационизмом и наукой

(1) Roland LNumbers. The Creationists. Lindberg and Numbers, God and Nature, chap. 16.

(2) G.A.Kercut. Implications of Evolution (New York: Pergamon Press, 1965), p. 157.

(3) Ibid.

(4) Ibid., p. 6.

(5) Panel Two: The Evolution of Life, in Evolution after Darwin, ed. Sol Tax (Chicago: University of Chicago Press, 1960), vol. 3, p. 111.

(6) Green. Science, Ideology, and World View, chap. 7.

(7) Richard A.Dodge. Divine Creation: A Theory? American Institute of Biological Sciences Education Review 2 (1973), pp. 29-30.

(8) J.C.Whitcomb, Jr. and H.M.Morris. The Genesis Flood (Philadelphia: Presbyterian and Reformes Publishing Co., 1961).

(9) Norman L.Geisler. Creationism: A Case for Equal Time. Christianity Today, 19 March 1982, p. 27.

(10) In Asley Montagu, ed. Science and Creationism (Oxford: At the University Press, 1984), pp. 365-397.

(11) J.C.Whitcomb, Jr. and H.M.Morris. Journal of the American Scientific Affiliation 16 (June 1964): 60. See Henry M.Morris, ed., Scientific Creationism (El Cajon: Master Books, 1985).

(12) Owen Gingerich. Let There Be Light: Modern Cosmogony and Biblical Creation. In Frye, Is God a Creationist? chap. 8.

(13) Thomas C.Emmel. Worlds within Worlds: An Introduction to Biology (New York: Harcout, 1977), p. 210.

(14) G. A. Kerkut. Implications of Evolution, p. 17.

(15) Charles B. Taxton, Walter L.Bradley, Roger L.Olsen. The Mystery of Life’s Origin (New York: Philosophical Library, 1984), pp. 202-216.

(16) F.Donald Eckelmann. Geology. Bube, The Encounter, pp. 146-156.

(17) Jan Lever. Creation and Evolution (Grans Rapids: Kregel’s, 1958), chap. 5

(18) G.G.Simpson. The Meaning of Evolution, 4th ed. (New Haven: Yale Univer-‘ sity Press, 1950), p. 262.

(19) Wayne Friar and Percival Davis. A Case for Creation, 3d ed. (Chicago: Moody Press, 1983). «Мы можем говорить лишь о том, что все изменения происходят в строго установленных Богом рамках, ибо Писание учит, что живые организмы производят потомство только «по роду своему»… В Библии есть много мест, на основании которых можно с уверенностью отвергнуть идею эволюционистов о происхождении человека» (с. 129).

(20) See D.G.Jones. Issues and Dilemmas in the Creation-Evolution Debate. Creation and Evolution, ed. Derek Burke (Leicester, England: Inter-Varsity Press, 1985), chap. 7.

(21) Konig. New and Greater Things, part 3, pp. 28-39.

(22) Charles E.Hummel. The Relationship between Adam and Christ in Roman Five (master’s thesis, Wheaton College, 1962).

Глава 13. Точки соприкосновения: богословие и наука

(1) Asa Gray. Natural Science and Religion. Frye, Is God a Creationist? p. 117.

(2) Michael Polanyi. Personal Knowledge (Chicago: University of Chicago Press, 1958).

(3) W.Jim Neidhardt. Realistic Faith Seeking Understanding — A Structured Model of Human Knowing. Journal of the American Scientific Affiliation 35 (March 1984): 42-45.

(4) Michael Polanyi. Science, Faith and Society (Chicago: University of Chicago Press, 1964), p. 68.

(5) Ibid., pp. 45-50. Tomas F.Torrance. The Framework of Belief, in Belief in Science and in Christian Life, ed. T.F.Torrance (Edinburgh: Handsel Press, 1980), chap. 1. Главный вопрос, который беспокоит Поляного, — творческие процессы, происходящие в ходе научного открытия.

(6) Polanyi. Science, Faith and Society, p. 30.

(7) Ibid., p. 56.

(8) John Barr. Conversion and Pertinence. Torrance. Belief in Science, pp. 49-52.

(9) Frederic Gregory. The Impact of Darwinian Evolution. Lindberg and Numbers, God and Nature, chap. 15.

(10) Keith E. Yandell. The Protestant Theology and Natural Science in the Twentieth Century. Lindberg and Numbers, God and Nature, chap. 18.

(11) Robert C.Ncwman and Herman J.Eckelmann, Jr. Genesis One and the Origin of the Earth (Downers Grove, 111.: InterVarsity Presss, 1977), p. 88.

(12) Ramm. The Christian View of Science and Scripture, chap. 4.

(13) Vern S.Poythress. Science as Allegory. Journal of American Scientific Affiliation 35 Qune 1983): 65-71.

(14) Donald M. MacKay. The Clockwork Image, pp. 36-38.

(15) Bube. The Human Quest, chap. 6, p. 125.

(16) Thomas F.Torrance. Transformation and Conversance (Grans Rapids: Wm.B.Eerdmans, 1984), chap. 7, «Christian Faith and Physical Science in the Thought of James Clerk Maxwell».

(17) Albert Eistein and Leopold Infeld. The Evolution of Physics from Early Concepts to Relativity and Quanta (New York: Clarion, 1938), p. 143.

(18) Kepler. The Harmonies of the World, trans. Wallis. Great Books, vol. 16, pp. 1080-1081.

Эпилог: Блэз Паскаль: христианин и ученый

(1) Roger Hazelton. Blaise Pascal: The Genius of His Thought (Philadelphia: Westminster Press, 1974), p. 15.

(2) Emile Cailliet. Pascal: Genius in the Light of Scripture (Philadelphia: Westminster Press, 1945), p. 43.

(3) Rene Taton. Blaise Pascal. Gillispie, Dictionary of Scientific Biography, vol. 10, pp. 330-334.

(4) Hazelton. Blaise Pascal, p. 69.

(5) Ibid., p. 62.

(6) Cailliet. Pascal, p. 69.

(7) William B.Ashworth, Jr. Catholicism and Early Modern Science. Lindberg and Numbers, God and Nature, chap. 5.

(8) Caillet. Pascal, p. 273.

(9) Pascal. Pensees, trans W.F.Trotter. Hutchings, Great Books, vol. 33, «Pascal», no. 580, p. 276.

(10) Cailliet. Pascal, p. 290.

(11) Cailliet. Journey into Light (Grand Rapids: Zondervan, 1968), pp. 95-96.

(12) Caillet. Pascal, p. 345.