Предисловие к русскому изданию

Когда человек впервые устремил взгляд в небо? Этого никто не знает, но есть у Николая Гумилева стихотворение, в котором старик оплакивает

«…время

Прежнее, когда смотрели люди

На равнину, где паслось их стадо,

Ha воду, где пробегал их парус,

На траву, где их играли дети,

А не в небо черное, где блещут

Недоступные чужие звезды.»

Что такое небо — обиталище Бога или холодное безвоздушное пространство? Ответ зависит от самого человека. После первых полетов в космос газеты Советского Союза обрадовали население страны вестью: космонавты не видели на орбите ни Бога, ни ангелов. А американский астронавт оттуда-же из космоса почему-то читал всей Америке Евангелие. В чем дело? Это, конечно, преданье старины глубокой, и сегодня безбожие у нас уже вышло из моды, сменившись «псевдобожием»: даже дети знают слова «астрал», «контактер»; ни экстрасены, ни колдуны не брезгуют «космической энергией». Снова человек устремляет взгляд в космос, ища там решения всех своих проблем.

А чего искали в небесах астрономы древности? Свободы от религии или истины? Мы привыкли думать о Джордано Бруно и Галилео Галилее, как о великих вольнодумцах, мученниках, пострадавших от рук церкви за верность идеалам науки, как о борцах со средневековым мракобесием, как о людях, опередивших свое время. «Мы бы Бруно не сожгли! И старика Галилея не стали бы мучить!» Так ли это? Мы привыкли думать, что, завоевав мир, христианство предъявило права на космос и жестоко расправлялось со всеми, кто не считал звезды вбитыми в небесную твердь золотыми гвоздиками. Мы уверены, что церковь в средневековье действовала чуть ли не по совету Лао-Цзы: «…чтобы у народа не было знаний и страстей, а имеющие знания не смели бы действовать». Каждый, кто хоть раз брал в руки «Церковную историю», знает, как много было в ней и остается такого, а о чем скорбит сердце.

Неправы мы в другом: в истории астрономии, как и в истории науки, никогда не было ничего анти-христианского. Изучив небеса, ученые прошлых веков вовсе не исполнялись презрением к Богу и к церкви. Нет, в трудную минуту именно вера давала и им, и миллионам «простых» людей утешение. Сегодня, когда остро стоит вопрос о противоречиях между наукой и христианством, нам будет особенно интересно взглянуть на жизнь Коперника, Галилея и Кеплера, посмотреть, как исторически складывались отношения между наукой и религией. Был ли конфликт? Если да, то в чем его суть? Или же это был конфликт между разными подходами к научному знанию — аристотелевым и современным эмпирическим? Давайте же познакомимся с мнением автора книги и задумаемся.

А. Широченская