Глава 8. Жертва бескровная

Бескровная жертва, по-еврейски «минха«, отличается от всех жертвоприношений, которые совершались во Святилище тем, что для ее совершения не требовалось смерти животного. В книге Левит, вторая глава, 1 и 2 стихи читаем:

«Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана, и принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет полную горсть муки с елеем и со всем ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике; это жертва, благоухание, приятное Господ».

Из этого стиха мы видим общие черты, связывающие эту жертву с рассмотренной выше жертвой всесожжения. Русский перевод гласит: «эта жертва, благоухание приятное Господу». Как и в книге Левит, 1 гл., употребляется слово «ишше«, т.е. «пищевое приношение«. Так же, как и в случае со всесожжением, жертва является добровольной. Трудно сказать что-либо о динамике этого ритуала. В сущности, она сводится к тому, что израильтянин приносил во святилище либо муку, смешанную с елеем, либо выпеченные хлеба, либо приготовленные каким-нибудь иным способом зерна. Он передавал свое приношение священнику, который брал из него часть и возлагал на жертвенник. Остатки приношения принадлежали священнику.

В чем же значение этой жертвы? Если мы внимательно прочитаем книгу Исход, то в 29 главе (40-41) найдем, что «минха» всякий раз сопровождает постоянное всесожжение. В книге Чисел, 28 и 29 главы, где также сообщается о различных жертвоприношениях в иудейские праздники, написано, что «минха» приносилась вместе не только с любым праздничным всесожжением, но и со всесожжением из крупного скота, которое приносили состоятельные израильтяне. Эти факты говорят нам о том, что “минха” имеет сходную типологию с жертвой всесожжения, т.е. указывает на заключение завета между Богом и человеком. Об этом нам свидетельствует и 13 стих 2 главы: «Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси соль». Соль в Библии является символом постоянства, часто используется в контексте завета. Так, Давид заключал «завет соли» (2 Пар. 13:5). Иисус Христос говорил, что всякий Его последователь является «солью земли».

Для чего же нужен этот второй символ завета? Бескровную жертву человек мог принести отдельно от жертвы всесожжения в знак обновления своего завета с Господом. Такое приношение было по силам даже самому неимущему, что со всей ясностью свидетельствует о доступности Бога и Его завета для всякого человека, независимо от его состояния. Нам, христианам, особенно понятен и близок символ хлеба, который Господь избрал для одного из ветхозаветных жертвоприношений. В Евангелии от Иоанна 6:51 сказано: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».

Два Ветхозаветных символа — хлеб и агнец — тождественны в своем значении и символизируют Иисуса Христа, отдавшего Себя за искупление мира. Учреждая новозаветный ритуал вечери Господней Иисус Христос заменяет один ветхозаветный «тип», агнца, на другой — хлеб.