Глава 11. Жертва повинности

В книге Левит (5:14-6:7 и 7:1-10) мы можем прочитать еще об одной жертве — жертве повинности. Жертва эта приносилась по разным случаям. Например, случае, когда человек по ошибке согрешал против посвященного Господу (Левит 5:12). Исследователь Мильгром называет подобные случаи святотатством и относит к ним также неправильное, небрежное поведение на территории святилища, повлекшее за собой порчу находящихся там предметов. Все эти случаи можно было бы отнести к категории греха «по ошибке». Однако, в еврейском языке вышеперечисленное называется не «хатат», но «ашам». Это слово буквально переводится как «состояние виновности». Суммируя все случаи, за которые приносился «ашам» — жертва повинности, а также исследуя этимологию этого слова, богослов Родригес приходит к выводу, что под «ашам» в Ветхом Завете подразумевался грех, который негативно отражался не только на соделавшем его, но и на других людях (Левит 5:17).

Этими случаями, однако, не исчерпывается весь спектр человеческих проблем, за которые должна была приноситься жертва повинности. В книге Левит (6:1-7) описан случай преднамеренной лжи:

» И сказал Господь Моисею, говоря: если кто согрешит и сделает преступление пред Господом и запрется пред ближним своим в том, что ему поручено, или у него положено, или им похищено, или обманет ближнего своего, или найдет потерянное и запрется в том, и поклянется ложно в чем-нибудь, что люди делают и тем грешат, — то, согрешив и сделавшись виновным, он должен возвратить похищенное, что похитил, или отнятое, что отнял, или порученное, что ему поручено, или потерянное, что он нашел; или если он в чем поклялся ложно, то должен отдать сполна, и приложить к тому пятую долю и отдать тому, кому принадлежит, в день приношения жертвы повинности; и за вину свою пусть принесет Господу к священнику в жертву повинности из стада овец овна без порока, по оценке твоей; и очистит его священник пред Господом, и прощено будет ему, что бы он ни сделал, все, в чем он сделался виновным».

Здесь мы видим, что жертва повинности, оказывается, приносилась и за преднамеренные грехи человека. Данный факт очень ярко показывает нам действие благодати Божией в Ветхом Завете. Господь проявляет Свою милость грешнику, даже если тот совершил и преднамеренный грех. Искренне раскаявшись, он может получить прощение и благоволение пред Господом.

В книге Левит, 7 глава, с 1-6 стихи, описан ритуал жертвы повинности:

«Вот закон о жертве повинности: это великая святыня; жертву повинности должно заколать на том месте, где заколается всесожжение, и кровью ее кропить на жертвенник со всех сторон; приносящий должен представить из нее весь тук, курдюк и тук, покрывающий внутренности, и обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник, который на печени; с почками пусть он отделит сие; и сожжет сие священник на жертвеннике в жертву Господу: это жертва повинности. Весь мужеский пол священнического рода может есть ее; на святом месте должно есть ее: это великая святыня».

Как мы видим, этот ритуал такой же, как и в случае жертвы за грех. В стихе 7 написано: «Как о жертве за грех, так и о жертве повинности закон один…». Это говорит нам о том, что и типология этой жертвы равнозначна типологии жертвы за грех. Искоренение преднамеренно совершенного греха есть тоже процесс освящения. В этом процессе также участвует священник. Однако, существовало и одно серьезное различие между этими жертвами. Книга Левит (5:9) говорит нам о том, что кровь жертвы повинности кропится по сторонам жертвенника, а не наносится на роги. Это говорит нам о том, что хотя Бог и прощает грех такого рода, очищая человека, однако, Он не берет грешника под Свою защиту. Прежде, чем согрешивший восстановит свои взаимоотношения с Богом, он должен уладить те проблемы, которые создал соделанный им грех. Об этом сказано в Книге Левит (6:5):

«… если он в чем поклялся ложно, то должен отдать сполна, и приложить к тому пятую долю и отдать тому, кому принадлежит, в день приношения жертвы повинности…».

Если своим грехом человек наносит кому-то ущерб, убытки должны быть возмещены. Об этом говорит и Иисус Христос в Нагорной проповеди (Матфея 5:23-24)

Грех намного серьезнее и опаснее, чем человек может себе это представить. Жертва повинности должна была показать, что, несмотря на то, что Бог берет на Себя всю тяжесть греха и удаляет его, Он хочет, чтобы человек понимал, убеждаясь еще и еще раз, насколько тяжел совершенный им грех.