III. И тогда святилище очистится

Глава 15. День искупления

Над станом Израильским разносятся тревожные, торжественные звуки шофара, рога. Это трубят левиты. Люди прислушиваются, люди задумываются. Люди начинают готовиться к самому главному, самому волнующему дню в году — ко Дню искупления. Десять дней даны им для того, чтобы примириться с ближними, раскаяться во грехах, внимательно исследуя прожитый год.

И вот, наконец, наступает День искупления. Весь народ собирается вокруг скинии. Из Святого выходит первосвященник. Он одет не так, как обычно: нет на нем белоснежных одежд из блестящего виссона, нет ефода, нет нагрудника с драгоценными камнями. На нем простая, строгая льняная одежда для грязной работы. Ведь в этот день должно очистить Святилище от грехов народа и священников, накопившихся в нем за весь год.

Не случайно описание этого события помещено в структурном центре книги Левит — в 16 главе — ибо День Искупления являлся самым главным ритуалом левитского служения. Чтобы лучше представить себе последовательность событий, имеет смысл рассмотреть структуру этой главы. Вот как ее представляет Гордон Венхам в своем комментарии на книгу Левит.

1. Введение (ст. 1-2). В этой части Господь говорит о том, что данный ритуал должен совершаться только первосвященником один раз в год. Это единственный ритуал, при котором первосвященник мог входить во Святое Святых.

2. Обязанности священника (ст. 3-6). Здесь подробно описывается, как должен быть одет священник. Кроме того, прежде чем приступить к ритуалу, священник должен был принести за себя и за дом свой жертву за грех, а также всесожжение.

3. Краткое описание ритуала (ст. 7-10). В этой части дается обзор основного ритуала Дня искупления.

4. Подробное описание ритуала (ст. 11-28). Эта часть повторяет предыдущую по своей сути. Однако же в ней подробно описана каждая деталь ритуала.

5. Обязанности народа (ст. 29-34).

Значение ритуала

Многим, кто хоть как-то знаком с иудаизмом знают, что каждый год в сентябре — октябре в по лунному календарю иудеи отмечают «Йом Киппур». Сегодня это название религиозного праздника переводят на русский язык как Судный День. Он отмечается согласно повелению, записанному в Лев. 16 и 23:27-32 в десятый день седьмого месяца по лунному календарю. Однако сегодняшний ритуал, совершаемый в синагогах в корне отличается от того, что был заповедан Богом через Моисея: нет Храма, невозможно принести жертву. В чем же библейское значение этого дня, описание которого помещено в самый центр книги Левит и является ее главным мотивом?

Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо вначале выяснить в чем смысл названия данного ритуала и какой действительный перевод данного слова. В Библии название праздника Йом Киппур встречается в книге Левит 23:27: «…также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу». Синодальный перевод дает название этого праздника как «день очищения». Что в реальности означает это слово?

16 стих 16 главы книги Левит богословы называют «формулой очищения». «И очистит святилище от нечистот сынов Израилевых, от их восстаний и от грехов их» (буквальный перевод). Очищение — основная цель ритуала. Вот почему он является центральным во всей левитской системе служения. Рассматривая теорию переноса греха, мы выяснили, что всякий грех для своего окончательного уничтожения должен был быть перенесен во святилище. На протяжении всего года грехи израильского народа символически переносились во святилище, скапливаясь там. В День искупления первосвященник вносил кровь жертвы за грех в самую сердцевину святилища — во Святое Святых, кропя крышку ковчега и перед ковчегом — самым священным предметом.

Следует остановиться на значении слова «крышка». Так в Синодальном переводе обозначается верхняя часть ковчега. На еврейском это звучит как «кафорет«. Слово это очень трудно перевести на любой язык. Многие переводчики сталкивались с этой проблемой. Еще в Септуагинте это слово было переведено как «хиластерион«, что означает «умилостивление», или «искупление». Мартин Лютер в своем переводе Библии на немецкий язык предложил вариант, которому следуют сегодня многие немецкие и английские переводы: «престол милости и благодати». Мы тоже считаем наиболее верной эту версию. Эту верхнюю часть ковчега завета можно было назвать «местом умилостивления» или «местом искупления». Интересно заметить следующий факт: внутри ковчега находились скрижали Закона Божьего. Таким образом, ковчег завета как бы отражал две нераздельные стороны характера Божьего. Его святой совершенный Закон и Его милость. Итак, День искупления наглядно иллюстрировал процесс уничтожения грехов во всех его проявлениях. Рассмотрим подробнее нашу «формулу очищения».

Во-первых, «нечистоты» — по-еврейски «тамэ«, конкретно говоря о ритуальных нечистотах. Это первое, на что хочет обратить Господь внимание израильского народа. Все те мучительные страдания, за которые следовало приносить очистительные жертвы, все те случаи, когда человеку приходилось соприкасаться со смертью, сама смерть и болезни в этот день должны были быть уничтожены. Это было важной иллюстрацией для израильтянина. Кровь козла, принесенного в жертву за весь народ, занесенная во Святое Святых, теперь изглаживала все эти проблемы. Как об этом пророчески писал Исаия (53:4): «Он понес наши болезни». Но этот день не просто напоминал израильтянам еще раз о заместительной жертве Иисуса Христа, взявшего на Себя наши болезни и смерть. Наблюдая за ритуалом, человек мог наглядно себе представить тот далекий решающий день, когда Искупитель мира придет и «восставит распадающуюся кожу»(Иов 19:16). Эта надежда согревала сердца израильтян, когда они, смиряя себя, готовились к Дню искупления.

Последнее выражение «от грехов их» тоже имело важное значение. Не только от последствий греха избавлялся человек в этот день, но и от всех греховных наклонностей он должен был быть очищен.

Оба эти слова — «нечистоты» и «грехи» — говорят о важном смысле Дня искупления. День этот указывал на новое творение. Человек, избавленный от болезни и смерти, творится Богом заново. Человек, избавленный от греха есть тоже «новое творение». Иными словами, здесь мы снова видим, что типологическое исполнение Дня искупления простирается далеко за события на Голгофе.

Однако есть еще одно слово в этой «формуле очищения»: «от восстаний их». Еврейское слово «пеша», употребляемое здесь, тоже нами рассматривалось. Оно обозначало осквернение святилища, открытое поношение имени Божьего и восстание против Него. Даже эти тяжкие грехи изглаживались в День искупления, но уже не посредством нового творения, а судом Божьим.

Вот так выражает свое видение этой истины Иов: «Убойтесь меча, ибо меч есть отмститель неправды, и знайте, что есть суд» (19:29). Принимая участие в ритуале Дня искупления, израильтянин оком веры видел грядущий последний день, в который Господь сотворит все заново и произведет свой последний эсхатологический суд над всяким нечестием.

Основной ритуал

После принесения жертвы всесожжения, первосвященник входил в Святилище с тельцом, принесенным в жертву за его грех. Несмотря но то, что поначалу ритуал жертвы за грех священника ничем не отличается от изученного нами в 4 главе книги Левит, в День искупления эта жертва имела особое значение. Вместо того, чтобы кропить кровью перед завесой, отделяющей Святое и Святое Святых, первосвященник входил за завесу, становился перед ковчегом завета и кропил кровью тельца прямо на «крышку и перед крышкою ковчега». Так очищал он себя и дом свой прежде, чем приступить к самому главному.

Весь народ в тревоге и волнении ждал выхода первосвященника из Святого Святых. Ведь были случаи, когда Бог карал смертью недостойных, дерзнувших войти за завесу не в должном состоянии. Выйдет ли первосвященник живым и невредимым на этот раз? Примет ли Бог его жертву? Вздох облегчения проносится в толпе при виде первосвященника, выходящего из Святилища.

После этого к нему подводили двух козлов. Бросался жребий: один козел предназначался для Господа, а другой для отпущения. Козел для Господа приносился в жертву за грех всего народа. С его кровью первосвященник входил во Святое святых во второй раз, кропя кровью семь раз на крышку и перед крышкой ковчега.

И вновь израильтяне замирали в трепетном ожидании: примет ли Бог жертву за грех всего народа? Медленно текли минуты…

Звон колокольчиков на одеждах священника слышится из Святого. Это значит, что он приступил ко второй части ритуала. Кровью, ставшей средством освящения после прикосновения с ковчегом Завета, он кропит на все предметы Святилища, очищая их от грехов израильского народа, которые накопились там в течение года.

Наконец, входная завеса приподнимается и первосвященник выходит во двор скинии. Напряженное ожидание сменяется радостью и чувством благодарности Богу. Последним очищался жертвенник. После этого к первосвященнику подводили козла, предназначенного для отпущения. Он возложив на него руки, исповедовал все грехи народа израильского, после чего козла отводили в пустыню, где он погибал.

Закончив ритуал, первосвященник совершал омовение, переодевался и выходил к народу, объявляя: «Вы чисты перед Богом. Все ваши грехи изглажены. Идите с миром».

Козел отпущения

Наблюдая за ритуалом, мы видим, что после очищения жертвенника кровью козла, принесенного в жертву за грех, первосвященник подходил к козлу отпущения. Каждый мог видеть, как он возлагал на него руки и исповедовал грехи всего народа, символически перенося их на козла. После чего козел должен был быть изгнан в пустыню. Некоторые богословы считают, что козел отпущения также символизировал Иисуса Христа, взявшего на Себя наши грехи. Однако это ошибочное утверждение. Давайте рассмотрим два контраргумента против этой точки зрения.

1. Экзегетический аргумент. При выборе двух козлов бросался жребий. Один козел выбирался для Господа, по-еврейски «лэ Яхве», второй — для отпущения — «лэ азазель». Слово «азазель» достаточно сложно для перевода. Встречается оно в Библии всего лишь несколько раз, и только в 16 главе Книги Левит. Септуагинта дает перевод этого слова как «отпущение». Однако такой перевод не является правильным. Исследователь Мильгром предлагает обратить внимание на этимологию данного слова, и замечает следующее: «Самым подходящим объяснением является то, что «Азазель» — это имя демона». Эту точку зрения поддерживает Талмуд. Раввины переводили это слово как «ожесточившийся ангел» (Йома, 67 Б). Следует заметить, что козел этот не приносился в жертву и не был никак убиваем, но отсылался в пустынное место. В Библии пустыня — обитель зла и демонов. (Ис. 13:21, 34:14; Матф. 12:34; Луки 11:24). Мильгром добавляет: » Удаление зла в недоступное место, как метод его искоренения, хорошо известно в ближневосточной культуре».

2. Богословский аргумент. Задумаемся нам тем, насколько обосновано утверждать, что козел отпущения символизирует Христа. Ранее мы пришли к выводу, что выражение «понести на себе грех» означает фактически признать себя виновным в совершении греха вместо кого-то. Тем самым, взять на себя ответственность и понести наказание. Христос это сделал, пролив Свою кровь на Голгофе. Но справедливо ли утверждать, что если Он взял на Себя ответственность за мой грех, то теперь Он виновен в совершении его? Своей кровью оплативший грех убийцы, убивал ли Он когда-нибудь? Ни в коем случае. Апостол Павел пишет: «Ибо не знавшего греха Он сделал жертвою за грех» (1 Кор. 5:21). Подобно агнцу, невиновному ни в каком грехе, кровь которого возливалась к подножию жертвенника всесожжения, Иисус пролил невинную кровь на Голгофе. Но всякая, пролитая невинно кровь, требует возмездия. Так было с кровью Авеля, «взывавшей из земли»; то же самое видел в видении Иоанн-богослов, когда под жертвенником души убиенных требуют суда (Откр. 6:9). Так и кровь Иисуса Христа, пролитая за нас, нуждается в возмездии. Необходимо, чтобы был найден истинный виновник всего зла во Вселенной, и все грехи должны быть возложены на него. Это символически происходило в День искупления. Священник в последнюю очередь очищал жертвенник. Получала свое оправдание кровь невинных агнцев, находящаяся под жертвенником. После этого никакого греха во Святилище не оставалось. Никакой грех уже не мог быть перенесен туда. Все грехи возлагались на козла, представлявшего сатану — истинного виновника зла.

Дополнительные жертвы, приносимые в День искупления

День искупления не ограничивался ритуалом, совершаемым во Святом Святых. Хотя это был самый важный, центральный ритуал, но тем не менее в этот день необходимо было совершать еще 2 ритуала.

Во-первых, приносилось особое всесожжение: 1 телец, 1 овен и 7 однолетних агнцев. Кроме того приносилась жертва за грех, в дополнение к основному ритуалу (Левит 29:11). Эти жертвы имели огромное значение, ибо указывало на великое терпение Божие: покаяние и прощение греха возможны даже в самый последний момент. Бог ждет грешника до последнего возможного предела. Однако когда жертвенник очищен, и во Святилище уже нет греха, тогда никакой грех перенести туда уже невозможно. Первосвященник еще совершает определенные действия, но времени для покаяния уже нет.

Ритуал заканчивается. После возложения рук на козла отпущения первосвященник омывается на святом месте, надевает свою праздничную одежду из виссона и уже в этом торжественном облачении приносит всесожжение. Народ ликует. Все снова стали чисты перед лицом Божиим. Все старые грехи, болезни и переживания преданы забвению.