IV. Святилище и книга пророка Даниила

Лев с орлиными крыльями, медведь, барс, ужасный зверь, выходящие из пучины морской… Вселенские битвы, расцвет и падение мировых царств; туманные картины будущего. Таинственные предсказания… Книга пророка Даниила по праву считается одной из самых загадочных книг Библии. Картины и видения, прошедшие некогда перед изумленным взором Даниила, и по сей день продолжают волновать исследователей Священного Писания.

Существует огромное количество литературы, так или иначе пытающейся толковать пророчества Даниила. Вдумчивый читатель, конечно же, сможет найти серьезные комментарии по данному вопросу. Мы же обратимся к исследуемой нами теме святилища. В книге пророка Даниила она играет решающую роль, и поэтому, правильно объяснив смысл и значение символов святилища, мы получаем ключ к разгадке самых сложных моментов этой пророческой книги.

Глава 16. Необычная последовательность событий

Для того, чтобы исследовать нашу тему, нам необходимо обратиться к 7 и 8 главам книги пророка Даниила. Именно в этих главах содержатся основные пророчества о плане спасения, и следовательно, речь не может не идти о святилище. В 7 главе Даниил описывает известное видение о четырех зверях: лев с орлиными крыльями, медведь с тремя огромными клыками, четырехголовый крылатый барс и «страшный и ужасный зверь» с десятью рогами, которого Даниил даже не смог описать.

Господь сразу же позаботился о том, чтобы объяснить Даниилу значение видения (ст. 17): «Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли». Иными словами, Господь хочет показать Даниилу развитие мировой истории. Четыре могучих империи, безраздельно господствующих в мире, сменяют друг друга. Это Вавилон, Мидо-Персия, Греция, Рим. Последняя империя распадается на 10 частей.

Внезапно Даниил обращает внимание на нечто необычное. Между десятью рогами «ужасного зверя» появляется небольшой рог. Он выглядит весьма странно: имеет глаза и «уста, говорящие богохульно». Господь объясняет и это необычное явление, говоря: «После них восстанет иной царь, отличный от прежних». Даниил видел, как этот «рог воевал со святыми», притеснял их, всевозможными указами и законами препятствовал тому, чтобы они могли соблюдать «праздничные времена и закон».

Однако на этом видение не заканчивается. Даниил видит сцену суда (9-10 ст.) «…» Суд этот выносит приговор всем мировым царствам и отнимает у богохульного «малого рога» «власть губить и истреблять».

После этого пред Даниилом открывается славное видение пришествия «Сына Человеческого». Ему и Его народу даны власть и сила, на Земле устанавливается Вечное царство.

Итак, мы видим, что эта глава показывает нам историю мира, но показывает ее в очень необычном ракурсе. Что же необычного здесь? Прежде всего — последовательность событий. Весь христианский мир ожидает суда Божьего над человечеством, которому надлежит свершиться после пришествия Иисуса Христа. Об этом суде писал еще премудрый Соломон в книге Екклесиаст (12:14), говоря, что «всякое дело Бог приведет на суд». Об этом суде пророчествовал Иисус Христос, говоря о «воскресении жизни» и «воскресении осуждения». Этот суд видел апостол Иоанн (Откр. 20 гл.), где описывал, как дьявол и все его приспешники будут брошены в озеро огненное, после того, как «судимы были по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20:12). Этот суд непременно должен состояться после Второго Пришествия.

Даниил же описывает суд, который, согласно его видению, состоялся перед пришествием Иисуса Христа. В чем же здесь дело? Библия не может противоречить сама себе. Вывод может быть только один: Библия повествует нам о двух судах. Один состоится после пришествия Иисуса Христа, другой же, как мы видим в книге Даниила, имеет место перед пришествием. Что это за суд?

Исходя из контекста 7 главы, мы видим, что главная цель этого суда — вынести обвинительный приговор той необычной политической системе, которая изображена в виде «малого рога». Против нее и против сверхдержав, породивших ее, собралось судебное заседание и поставлены престолы. Господь Бог Отец и Иисус Христос намерены внимательно исследовать дело этой политической системы, которая своими законами и силой оружия притесняла народ Божий.

«А при чем же здесь святилище?» — зададите вы вопрос. Не будем торопить события.