Глава 2. Святилище в прообразах и предтечах

«В начале сотворил Бог небо и землю», — так начинается книга Бытие. Как можно говорить о святилище в книге Бытие, в период до потопа или в патриархальный период если его построил Моисей? Одной из популярных в настоящее время является точка зрения о том, что Моисей заимствовал конструкцию святилища у языческих народов, приспособив ее под поклонение Богу. Те, кто так думают делают свои выводы на основании археологических раскопок а так же учитывая христианский опыт, когда в третьем-четвертом веках христианство переняло многие языческие ритуалы и приспособило их под богослужения. Но делал ли подобное Моисей?

В этой главе мы увидим, что несмотря на отсутствие здания, служение и ритуалы, которые подробно Моисей записал в книгах Исход и Левит существовали и в более ранний период. Затем мы подробно остановимся та результатах археологических раскопок для того, чтобы проанализировать, действительно ли есть такое огромное сходство между святилищем и языческими храмами.

Каин и Авель

В книге Бытие, 4 главе мы читаем всем хорошо знакомую историю о том, как Каин и Авель принесли Богу жертвы.

«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним»

В этом отрывке мы уже можем проследить мотив святилища, потому что принесение жертвы — это именно то, что впоследствии будет совершаться во святилище.

Я знаю, что многих несколько смущает эта история: почему Бог не принял жертву Каина? Зачем Он вверг Каина в столь сильное огорчение? Ответы на эти вопросы становятся ясны при внимательном рассмотрении.

Каин принес «дар», и Авель принес — читаем мы в нашей Библии. Но мы видим, что это два совершенно разных дара. Дар Каина — от плодов, дар Авеля — от животных.

Жертва Каина в оригинале названа словом «минха«. Где еще в Библии встречается это слово? В Книге Левит читаем: «Если какая душа хочет принести Господу «минха« («жертву приношения хлебного» — в русском переводе)»…(Лев. 2:1) Из всех указаний, данных левитам, мы узнаем, что слово «минха« всегда означает жертву бескровную, хлебную. Именно такую жертву — «минха« — и принес Каин. В чем же его вина? Сравним его жертву с жертвой Авеля.

Авель принес дар «от первородных, от тука их». Книга Левит предписывает приносить в жертву тук животных в том случае, когда совершается жертва за грех. Такое жертвоприношение названо словом «хатат«. И слово грех, кстати, тоже «хатат«. В данном случае речь идет именно о «жертве за грех». Принести ее — значит признать себя грешником, признать свою вину перед Богом.

Каин не делает этого. Он не считает себя грешником. Вот почему он ограничивается хлебным приношением.

Что же отвечает Господь Каину? «Если делаешь добро, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех хатат«) лежит».(4:7) Как-то не совсем ясно, что за грех лежит у дверей и у каких дверей? Грамматический анализ текста оригинала показывает, что в данном случае возможен другой перевод: не «грех», а «жертва за грех». Иными словами, если не делаешь доброго, надлежит тебе принести «хатат« — жертву за грех, — вот что советует Бог Каину001.

Интересно заметить, что словосочетание «у дверей лежит» — это явный мотив Святилища. В Книге Левит 1:5 Бог дает повеление положить жертву «у входа в скинию». Употребляется одно и то же еврейское слово «петах« — вход, или дверь, как переведено в Бытие 4:7. Даже такая, казалось бы, незначительная деталь здесь очень важна. Но давайте вернемся к Авелю. Прочитаем еще раз 4 стих 4-й главы: «И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их».

А теперь давайте сравним это со следующим отрывком из книги Левит 4:19: «И весь тук его вынет из него, и сожжет на жертвеннике». Что мы видим? Авель не просто закалывает и сжигает жертвенное животное, он действует согласно определенному ритуалу, принося жертву «от первородных стада», «от тука их». Этот ритуал подробно описан в Книге Левит. Значит, первым людям, вероятно, было известно содержание ритуалов жертвоприношения. Они прекрасно знали когда и как приносить жертвы Богу. И хотя святилище еще не было построено, служение, подобное служению в нем, разнообразие служения принесения жертв, служения, описанного в Библии уже совершалось.

Ной

До сих пор мы говорили о двух видах жертвоприношений. Но на этом разнообразие служения принесения жертв, служения, описанного в Библии не заканчивается. И Книга Бытие уже в 8-й главе повествует еще об одной жертве — жертве всесожжения, по-еврейски «ола». Буквальный перевод этого слова — «то, что идет вверх», то есть это жертва, поднимающаяся вверх в виде дыма. Такую жертву принес Ной.

Бытие 8:20: «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике».

В Книге Левит, 1-й главе, мы находим подробные указания о том, каким образом должна быть принесена такая жертва. (Левит, 1:3,10,14). Здесь перечисляется три вида жертвы всесожжения:

1) жертва из крупного скота (3 ст.)

2) жертва из мелкого скота (10 ст.)

3) жертва из птиц (14 ст.).

Как мы с вами замечаем, Ной действовал в полном соответствии с этими указаниями.

Если мы прочитаем эту историю дальше, мы заметим еще одну интересную параллель с Книгой Левит по поводу значения принесенной Ноем жертвы. Бытие 8:21: «И обонял Господь приятное благоухание». В 1 главе Книги Левит также читаем троекратно повторенное высказывание: «это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу» (Левит, 1:9, 13, 17). То есть мы снова можем заметить, что Ной совершает вполне определенный, известный ему ритуал. И впоследствии, на горе Синай, Бог дает народу израильскому не какие-то непонятные предписания, а только напоминает и более подробно объясняет то, что было давно уже известно. Е.Уайт в книге «Патриархи и Пророки» пишет:

«О плане спасения человеку впервые было сообщено в приговоре, произнесенном сатане в саду.Небесные ангелы более полно развернули перед нашими прародителями план, который был предложен для их спасения. Адама и Еву уверили, что, несмотря на их большой грех они не будут оставлены на произвол сатаны Сын Божий пожертвует своей жизнью ради их искупления».

Авраам

Рассматривая книгу Бытие, мы не можем пройти мимо личности и служения Авраама, отца всех верующих. Здесь мы обратимся только к двум, наиболее значимым для нашего исследования эпизодам. В 15 главе мы читаем что Бог обещает Аврааму наследника. Авраам хочет убедиться в непреложности Божьего намерения. Тогда Господь говорит ему: «Возьми Мне трилетнюю телицу, трилетнюю козу, трилетнего овна, горлицу и молодого голубя». Здесь перечислено пять видов жертвенных животных. И если мы снова откроем Книгу Левит, 1 главу, то увидим, что во святилище другие животные в жертву не приносились, только эти , на которых указал Господь: тельцы, козы, овны, горлицы и голуби.

Итак, Авраам взял животных, как повелел ему Господь, и что же он делает дальше? Правильно ли он следует ритуалу жертвоприношения? Сравним Бытие 15:10 и Левит 1:6.

«Он взял всех их, рассек их пополам» (Бытие)

«И снимет кожу с жертвы всесожжения, и рассечет ее на части» (Левит)

Согласно Книге Левит птиц рассекать не следовало. И в Книге Бытие мы читаем, что Авраам не рассекал птиц. Итак, Авраам приносит жертву всесожжения, во всех деталях следуя ритуалу, который впоследствии совершался во святилище.

В 22-ой главе книги Бытие мы читаем о самом драматическом, потрясающем событии в жизни Авраама (2 ст):

«Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».

По-еврейски сказано: принеси его как «ола«. Авраам понимал, что это значит: он должен убить, рассечь пополам и так далее, то есть соблюсти тот же ритуал, что и с жертвенными животными. И все это он должен был сделать со своим единственным сыном Исааком.

Не открыто нам, что мог подумать Авраам, выслушав из уст самого Бога это повеление. Однако ясно одно: этим повелением Бог как бы говорил патриарху: «Я разрываю Мой завет с тобой». Действительно, сердцевиной Божьего завета с Авраамом было обетование наследника. Именно эту деталь завета Господь постоянно напоминал патриарху в самого начала его выхода из Харана, из дома отца его. Всякий раз, когда Бог являлся Аврааму, Он напоминал ему о Своем обетовании, из года в год повторяя клятву. Двадцать пять лет ожидал Авраам исполнения обетования, и вот, вс? потеряно. Бог забирает у него его сына и с этим заканчиваются все надежды о великом народе и благословенном семени.

Нам, людям конца XX века очень сложно понять эти мысли. Даже тем из вас, кому за семьдесят, у кого есть внуки или даже правнуки сложно задуматься о том, что будет с потомками вашими в шестом или в седьмом поколении. Однако для людей, живших в то далекое время на ближнем востоке, величайшим проклятием было знать что род их оборвется в даже и в десятом колене.

Тяжело было Аврааму от этого. Вряд ли снова повторится чудо и ста десятилетняя Сарра снова забеременеет. Измаил изгнан и уже не вернется. Чего еще можно ожидать?

За что же Бог решил разорвать завет с Авраамом? У кого-то этот вопрос может вызвать возмущение. Как так, ведь Авраам — друг Божий! Он же безгрешен! Такой взгляд ошибочен. Библия не написана в стиле книги о житие святых. В отличие от жития святых, в котором подчеркиваются лишь лучшие стороны характера человека, а плохие стороны замалчиваются, будто бы их нет, Библия показывает нам о человеке всю правду, какой бы оно не была.

В жизни Авраама были падения. Он дважды, желая спасти свою жизнь, предавал свою жену. Первый раз в Египте, второй — в Герраре, перед самым рождением Исаака. Грех этот имел тяжкие последствия. В то время Египет находился на начальной стадии формирования своей религии, основанной на магии, спиритизме и поклонении мертвым. Каким великим могло бы быть влияние Авраама на Египет, если бы его не выгнали с позором. Благодаря такой «проповеди» впоследствии Египтянам трудно было что-либо сказать о Боге, Творце неба и земли. Но Господь прощал Авраама.

Однако самым большим падением патриарха был грех с Агарью. Не доверившись Богу, послушавшись Сарры, Авраам совершил ошибку, последствия которой видны и сейчас в Арабо-Израильском конфликте. Самым большим просчетом было то, что Авраам в конце концов, изгнал Агарь с Измаилом из дома. Это было серьезным нарушением воли Бога. Ведь раньше Авраам пытался сделать это, Господь велел Агари вернуться.

Именно «после сих событий Бог испытывал Авраама» и велел ему принести своего сына в жертву. Тяжелый путь! Как сложно в этой ситуации подчинится воле Бога. Заметим, в оригинале во втором стихе, записано: «Бог сказал: «Возьми, пожалуйста, сына твоего…». Иными словами, Господь предлагает, чтобы Авраам сделал вс? это добровольно, сам. Ведь Бог мог просто наслать на Исаака какую-то болезнь и тот мог бы умереть после нее. Нет, Бог предлагает патриарху пройти с Ним этот тяжелый путь. «…На одной из гор, о которой Я скажу тебе». Господь Сам ведет Авраама по этому нелегкому пути.

Действительно, очень сложно бывает идти туда, куда указывает нам Бог. Особенно, когда уже отступил от Него намного легче отступить еще на один шаг, нежели приблизится. Аврааму было намного легче ослушаться Бога, нежели идти с ним туда, кода Господь звал его. Какой же путь выбирает Авраам.

«Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог».

Что же придало силы Аврааму следовать повелению Божиему. Кто-то может привести стих их послания Евреям 11 главы:

«Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить»

Кому-то может показаться, что Авраам верил в немедленное воскресение Исаака. Однако же этот текст ничего не говорит о времени воскресения. Действительно, патриарх верил, что Исаак непременно воскреснет, как и Марфа верила, что брат ее Лазарь воскреснет и говорила Христу: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» Иоанна 11:26. Но могла ли эта уверенность перевесить всю тяжесть того, что Аврааму предстояло сделать собственными руками со своим сыном!?

Нет. Что-то еще придавало Аврааму силы. Посмотрим, что происходило дальше. Вернемся к нашему отрывку из Быт. 22 главы:

«На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе».

«Бог усмотрит» — вот ключ к пониманию веры Авраама. Понимание того, что Бог желает сделать вс? для нашего спасения. Как пишет Апостол Петр во втором послании Бог «…долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб» 2 Пет 3:9. Даже если путь, предлагаемый Богом, кажется нам нелогичным или гибельным, в минуты таких рассуждений следует поставить авторитет Бога выше авторитета собственных умозаключений. Господь видит наше будущее намного лучше, нежели мы собственной логикой можем это будущее спрогнозировать. Главное довериться Его милости и провидению. Авраам верил Богу. Это вера не была лишь простым созерцанием, она отражалась в поступках, как записано в послании Иакова 2:21: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего»? Авраам выбирает нелегкий путь но он предпочитает именно этот путь с Богом более легкому пути без Бога.

Каков же результат выбора, сделанного патриархом. Пройдем же и мы вместе с Авраамом и Исааком последние метры пути к вершине горы Мориа.

«И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». Быт 22:9-12.

Прочитав последние строки этого повествования, хочется вздохнуть с облегчением: «Ну, вот, Бог всего лишь испытывал Авраама, Он и не хотел, жертвы Исаака». Однако повествование не закончено на этих словах Ангела Господнего. Есть еще один стих в этой истории.

«И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо, сына своего». Быт 22:13.

Господь не просто желал испытать послушание Авраама. Этим повелением Бог хотел преподать патриарху два важнейших урока.

Во-первых: это урок о заместительной жертве. Исааку надлежало умереть, но вместо него умер агнец. Авраам, возможно, не представлял себе Голгофского креста, но на этом примере он мог явно увидеть, как произойдет спасение человечества. «Агнец», которого Бог приготовил для всего мира умрет, а человек будет жить. В жертву вместо сына теперь нужно было принести агнца.

Во вторых: Авраам понял, что заместительная жертва — это решение всех проблем. Даже если завет с Богом на грани разрыва и кажется, что уже нет пути назад, выход все же есть: это заместительная жертва. Своею смертью Агнец Божий проложил мост над пропастью, разделяющей Творца и человека и восстановил нарушенный человеком завет.

Мы не знаем, о чем тогда думал Авраам и как он понимал жертвенное служение до этого события. Но теперь Авраам совершенно определенно видел, что овен принесен вместо сына. Он понял, что ожидать в будущем, когда придет тот желаемый, долгожданный Агнец.

В классическом иудаизме эта история получила название «Акеда». Талмуд пишет о том, что всякий раз, когда грешник приходил в храм для принесения жертвы, священник обязан был прочитать из Торы историю жертвоприношения Исаака. Таким образом израильтянин, еще даже не зная имени будущего искупителя, не видя Голгофы понимал, что приносит заместительную жертву. Через века посредством жертвоприношений люди могли смотреть в будущее на Того грядущего Агнца, который придет и даст им жизнь — через Свою смерть. И в этом — великий смысл и главное значение жертвоприношения. Принесение жертвы объясняют нравственными причинами: человек, совершающий грех, убивает таким образом невинное животное. Он должен осознать свой грех, глядя на смерть животного. Это правда, но в этом объяснении нет полноты. Повелев принести в жертву Исаака, Бог наглядно показал Аврааму будущее. Он указал на будущего Искупителя, Который посредством Своей смерти подарит человечеству жизнь так же, как посредством смерти овна была дарована жизнь Исааку.

ЭКСКУРС В БИБЛЕЙСКУЮ АРХЕОЛОГИЮ

Некоторые современные богословы утверждают, что израильское святилище, его план, конструкция и все устройство были заимствованы у окружающих языческих народов. Отсюда делается вывод, что построение святилища не было результатом Божьего откровения.

Исследования археологов действительно указывают как на ряд архитектурных сходств, так и на существенные отличия иерусалимского храма от других древних ближневосточных храмов.

Так, например, Джон Брайт в своей книге «История Израиля» утверждает что «национальная святыня Израиля была построена исключительно по хананейскому образцу». Исследователи Смит и Стонг замечают, что имеет место сильное влияние египетской архитектуры на израильское святилище. Действительно, между израильским и языческими храмами можно заметить ряд сходств:

1. Иерусалимский храм (языческие храмы всегда сравнивают с иерусалимским) является частью царской цитадели, подобно другим храмам. Он, как и другие храмы, был построен на искусственном, специально созданном возвышении.

2. В то время храмы строились из дерева и камня. Археологи отмечают сходство строительной технологии. Но это ложная посылка, ибо, как нам повествует 3 Книга Царств6:36, для ведения строительных работ Соломон приглашал строителей из Тира. Нетрудно выявить причину такого сходства.

3. Очень схожи и украшения, которые использовались в иерусалимском и египетских храмах: вырезанные пальмы, плоды деревьев и т.д.

4. Но пожалуй, самое главное — это наличие темного, недоступного для всеобщего созерцания помещения, где находилось божество. Доступ туда открыт лишь избранным. Именно таким было Святое Святых в израильском святилище. Несмотря на золотую отделку стен, оно не было освещено, так как светильник располагался в другом отделении.

Но обратим внимание и на отличия, выслушав другую сторону. Лоренс Герати в своей статье «Об иерусалимском храме в контексте ближневосточной культуры», говоря о сходстве между израильским храмом и другими ближневосточными храмами, указывает также четыре важных отличия, не имеющих аналогов в ближневосточной практике.

1. Несмотря на то, что многие языческие храмы имеют схожую структуру, даже в том, что у них есть три основные отделения, соответствующих израильским: Внешний двор, Святое, Святое Святых, ни в одном из языческих храмов не наблюдается таких правильных геометрических пропорций.

2. В каждом из ближневосточных храмов в самом святом помещении, закрытом от постороннего взгляда, находился идол — главное изображение того божества, которому посвящен храм. Это и отличает ближневосточные храмы от греческих, в которых статуя божества доступна обозрению. В израильском храме как во Святом Святых так и в других помещениях храма не было никакого изображения Яхве.

3. Внутри израильского храма отсутствовали сидения. Наличие сидений свидетельствовало о том, что богослужение проводилось внутри храма и люди присутствовали на нем. В израильском храме богослужение проводились исключительно перед его входом, перед жертвенником.

Данные три факта являются уникальными для израильского храма, не имеющих аналогов в других культурах. Но, пожалуй, наиболее интересный аргумент — это то, что большинство ученых на сегодняшний день сходятся в том, что система ритуалов в израильском храме являлась уникальной.

Существовала огромная разница между ритуалами и их восприятием у языческих народов и израильтян. Я склонен предположить, что те отголоски, те внешние сходства, которые можно наблюдать в архитектуре и культах языческих народов и народа израильского, являются свидетельством того, что некогда всем людям были известны Божии постановления относительно жертвоприношений. Однако впоследствии, отступив от Бога, языческие народы утратили эти знания, исказили смысл и значение жертвоприношений, в результате чего языческие культы превратились в кровавые, жестокие и безнравственные действа. В нашем исследовании мы со всей ясностью увидим, как через ритуалы, данные израильскому народу Самим Богом, Он постепенно открывал взору человека Свой замысел спасения мира от греха.

[картинка]

Глава 2

ПАСХА

Египетское рабство… Безжалостные бичи надсмотрщиков, изнурительный, непосильный труд под палящим солнцем пустыни. Жизнь на грани смерти, на грани разумного человеческого существования. Жизнь раба, низведенного до уровня рабочей скотины, жизнь, не стоящая ничего.

Но пробил час, и настал день, предназначенный Богом, когда из жалких рабов Он замыслил создать особый, избранный на высокое служение народ. И свершился Исход, исход из рабства на свободу. Этот исход не был результатом восстания рабов, свергших иго поработителей. Этот исход не был даже их собственным, глубоко осознанным выбором. Бог по Своему изволению взял и вывел из рабства народ, который Он Сам избрал. И с самого начала Он стал открывать этому народу истину о Себе; истину, почти забытую и утраченную жившими в рабстве людьми.

В ту решающую, страшную ночь перед Исходом они не спали. Им было не до сна. Они получили повеление от Бога, перед силой и властью Которого трепетал фараон и весь Египет. В 12 главе книги Исход подробно описан ритуал, который они должны были совершить в эту ночь.

«И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев; первый да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу Израильтян в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. А если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ; по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец или от коз. И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. Не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями. Не оставляйте от него до утра, но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это — Пасха Господня».

Нам, людям, живущим в эпоху (после) Нового Завета, известно, что этот Агнец указывал на Христа. Мы знаем, что «Пасха наша — Христос» ( I Кор. 5:7). А что же понимал и чувствовал забитый раб фараона, когда исполнял это повеление? Что он мог увидеть в нем тогда, в глубине веков? Что он мог понять?

Чтобы понять смысл этого ритуала, нужно подробнее рассмотреть элементы, из которых он состоял, что должны были делать израильтяне? Давайте выделим из текста все элементы пасхального ритуала:

1. Принести в жертву агнца

a. заколоть

b. помазать косяки дверей

2. Есть агнца

a. есть по семействам

b. с пресным хлебом и с горькими травами

c. есть с поспешностью

d. костей не сокрушать

Итак, когда повеление и подробные указания были получены, каждая семья должна была решить для себя, исполнять ли его. Но вот решение принято, и глава семейства, заколов агнца, мажет его кровью косяки дверей. Он, его жена и дети понимают, что эта кровь — избавление от смерти. Они знают, что в эту ночь ангел смерти пройдет по Египту и поразит каждый дом, каждого первенца. Только кровь агнца может спасти их семью, их дом, их сына. Так пообещал Бог: всякий, у кого кровь на косяках дверей, будет спасен от смерти. Вместо первенца умирает агнец. Это заместительная жертва, и каждый израильтянин мог убедиться в ее действенности. Каждый должен был принять решение повиноваться Божьему повелению и узнать на собственном опыте, что смерть агнца дает им жизнь.

Помазав косяки дверей кровью агнца, семья должна была затем испечь и съесть его. Зачем? Что такое пища? Это то, что становится частью тебя. Организм живет за счет пищи, она — его строительный материал. Получается, что агнец — это не только заместительная жертва, спасающая от смерти. Плоть его, вкушаемая людьми, становиться частью их плоти. Жертва эта давала не только спасение и жизнь, но и строила их, формировала. В древности люди очень хорошо это чувствовали и придавали этому большое значение. Даже в языческих культах, в том числе и египетских, вкусить нечто ритуальное, принесенное в жертву божеству — значило приобщиться к божеству. Этого удостаивались лишь избранные жрецы.

Бог же повелевает своему народу: есть агнца должно каждое семейство, каждый член семейства, то есть весь народ от мала до велика. И все израильтяне понимали, что, вкушая жертвенного агнца, они приобщаются к Богу, и Он входит в них, становясь частью их самих.

Здесь также важно заметить, что Бог повелевает им есть агнца по семействам. Агнец — животное очень небольшого размера, может быть мяса в нем, как в двух курицах. То есть для семейства, состоящего, в среднем, из 10 -15 человек, это совсем не много. А если семейство малочисленно, Бог велит им объединиться с соседями. Главное не в том, чтобы насытиться, а чтобы участвовать. И здесь Господь дает им еще один урок: никто не спасается в одиночку. Вы должны быть вместе, вы должны объединиться. Не просто спасенный человек, но спасенный народ.

Более того, Бог повелевает есть этого агнца с горькими травами, и это указывает на то, что в этом ритуале главное — не удовольствие от трапезы, нет, в нем сокрыт сакральный, глубокий смысл. Лишь позже, полторы тысячи лет спустя, мы сможем понять, что горькие травы символизируют горечь страданий Христа : Е. Уайт»

Мы рассмотрели сотериологический аспект пасхального ритуала002 И мы могли заметить, что Бог от самого начала замыслил открыть Своему народу истину как о личном, так и о всеобщем, глобальном спасении. Но в этом ритуале есть еще один важный аспект- эсхатологический003. Ведь ритуал пасхального жертвоприношения израильский народ, по повелению Божьему, совершал на протяжении многих веков, вплоть до смерти Агнца Божьего на кресте, а не только в ту великую ночь избавления от египетского рабства. Они должны были через этот ритуал, смотря в будущее, ожидать Святого Агнца, который Своею смертью подарит им жизнь вечную. Кроме того, агнца нужно было есть с поспешностью, препоясанным, с посохом в руке, то есть быть собранными и готовыми спешно отправиться в какой-то дальний путь. Ясно, что в ту ночь Исхода они спешили выйти из рабства, они в буквальном смысле отправлялись в дальнее странствие в неизвестную обещанную Богом землю. Впоследствии же этот ритуал говорил им о странствии в Вечный Ханаан, говорил о Небесном грядущем Царствии. И в самом ритуале был очень значимый в этом смысле момент: они не должны были сокрушать костей пасхального Агнца. Почему? О чем это говорило древнему израильтянину?

Сокрушить, сломать кости — означало для них обречь вечной гибели, проклятию. Несокрушенные кости говорили о будущем воскресении. Например, мы читаем, что когда Бог повелевает уничтожить языческие хананейские и вавилонские жертвенники, Он приказывает рассыпать возле них человеческие кости. Он знает о суеверии тех народов: как бы ни было свято данное место, после того как кости были рассыпаны, на него никто никогда не вернется. Эта же идея иллюстрируется у Иезекииля в 37 главе. Здесь Бог показывает пророку поле, полное костей, и спрашивает: «Оживут ли кости сии?» А Иезекииль в неуверенности отвечает: «Господи Боже! Ты знаешь это». Что, в общем-то, означает: «Я не знаю». Даже для потомственного священника, предки которого уже около 1000 лет совершали служение в израильском храме, трудно было представить себе, что эти кости способны ожить. И если таким представлением руководствовался священник, то что можно сказать об израильтянах до исхода, не знакомых еще с Божьим откровением, со Священным Писанием.

Повеление не сокрушать кости агнца, а есть его, не ломая костей, не разрезая на части — весьма странно, ведь это непривычное и неудобное занятие. Господь показывал тем самым, что агнец, убитый вместо израильских первенцев, имеет надежду на воскресение. Он также указывал на будущее воскресение Агнца Божьего, что и исполнилось на третий день по смерти Иисуса Христа.

Удивительно, как много глубочайших истин открыл Бог вчерашним рабам; и в какой зримой, доступной их пониманию форме говорил Он о сокровенной тайне искупления. Рассматривая эти древние ритуалы сегодня, мы не перестаем открывать для себя все новые грани дивного Божьего откровения.

экскурс:

РИТУАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

В предыдущей главе нами был детально рассмотрен пасхальный ритуал. Имеет ли смысл так подробно рассматривать каждый из ветхозаветных ритуалов, что это даст? Относительно ритуалов богословы имеют разные точки зрения. Некоторые, например, считают, что принципиальное отличие богопоклонения в Ветхом Завете от поклонения в Новом Завете заключается в том, что Ветхий Завет требует от верующего исполнения многих ритуалов. Если в Новом завете Бог дает спасение по благодати, то в Ветхом Завете -человек для своего спасения должен был совершать целый ряд ритуальных действий и спасение его зависело от того, насколько ревностно он исполнял эти действия.

Другие ученые говорят о том, что ритуалы Ветхого Завета свидетельствовали о примитивной культуре. Тогда, по их мнению, Бог обращался к человеку на доступном человеку уровне, и в связи с тем, что интеллектуальный уровень людей возрос, соответственно исчезла и необходимость исполнения ритуалов.

Есть и третья сторона в этом споре, утверждающая, что сегодня Бог также требует соблюдения ритуалов во время поклонения. Однако ритуалы изменили свою форму и приобрели новый смысл.

Все эти три точки зрения объединяет нечто общее, а именно, определение ритуала ,как механического, лишенного смысла набора действий. Вот характерная формулировка, которая принадлежит голландскому ученому Стаалу : «Ритуал- это система действий, звуков и т. д., которые связаны между собой определенными правилами, но по сути своей не имеют значения».

Так ли это? Можем ли мы согласиться с тем, что ритуал-это какое-то бездумное действие, самой целью которого являлось исполнение правила или предписания?

Давайте разберемся. Возьмем для начала небиблейский ритуал. В Вавилонский праздник Нового года в храме Эсагила жрец производит следующее действие: «Он окропляет храм водой из реки Тигр, а потом водой из реки Евфрат, потом звонит в медный колокол, после чего проносит кадильницу и факел через внутреннее помещение храма». Что это за действия? Совершается ли оно исключительно потому, что настал Новый год? Абсолютно нет. Следующая строка, которую мы не процитировали, говорит «Он (жрец) очищает храм». Обратите внимание на слово «очищает». По действиям жреца мы видим, что окропления храма водой явно не достаточно для того, чтобы убрать из него грязь. Звук колокола, кадильница и факел также не напоминают инструменты для уборки. Не означает ли это, что даже в языческом ритуале ничего не совершается бесцельно, в нем играет большую роль смысловая сторона. И если мы видим, что даже языческие ритуалы в самом своем описании содержат символический аспект, то не целесообразно ли предположить, что библейские ритуалы тем более должны быть наполнены глубоким смыслом.

В чем же смысл ветхозаветных ритуалов? Как их можно понять? Именно этим занимается такой раздел экзегетики004 , как «ритуальная динамика». Смысл ритуала, его значение, заложенное Самим Богом, можно, хотя бы отчасти, понять, только если систематически, шаг за шагом изучить каждое действие.

Учитывая это, богослов Рой Гейн определяет ритуал следующим образом: «Ритуал — это система действий, связанных между собой определенными четкими правилами, каждое из которых имеет свой глубокий духовный смысл. Целью ритуала является установление взаимосвязи между грешным человеком и запредельным Святым Богом». Иными словами, чтобы совершить ритуал, угодный Богу, необходимо иметь веру.

Рассматривая каждое действие ритуала именно таким образом, мы очень скоро откажемся от идеи противоречия между Ветхим Заветом и Новым Заветом. Мы увидим, что ритуал — это не бездумное действие, самоцелью которого является достижение спасения по делам, но это акт веры, имеющий огромное значение для человека, совершающего его. Вот почему нам важно говорить не только о типологии Нового Завета в Ветхом Завете, но и Ветхого Завета в Новом, так как это поможет нам убедиться в том, что Бог неизменен. Он осуществляет задуманный им план спасения независимо от культуры и уровня развития человека. В ветхозаветных ритуалах Господь приоткрывает перед человеком завесу будущего, что позволяло израильтянину верою увидеть тогда то, что мы, христиане ХХ века, наблюдаем как свершившуюся историю.