Глава 3. Божий замысел относительно святилища

В 25 главе книги Исход мы впервые встречаемся со словом «святилище», и звучит оно из уст Самого Бога: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исход 25:8).

Очевидно, что Бог дает повеление строить святилище с определенной целью, и эта цель выражена очень ясно: «обитать среди их». Сразу вспоминается Евангелие от Иоанна: «Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин. 1:14). Еврейский глагол «шакан» означает больше, чем просто иметь место пребывания, находиться. Его можно перевести, как «пребывать вместе», «жить совместно». Бог хочет обитать со Своим народом. И это было не только в новозаветное время, когда Иисус Христос родился в этот мир. Он обитал с людьми всегда, Он выбирал для Себя те же условия, в которых жил народ. Когда они странствуют по пустыне, разбивая палатки, Он повелевает построить Ему скинию — тоже палатку — посреди стана. Этим Он показывает Свою близость, Свое участие, Свое присутствие в их жизни. Близость, доступность и ощутимость присутствия Божества теологи именуют «имманентностью». Однако Богу присуще и другое свойство — «трансцендентность», то есть запредельность, недоступность. Бог бесконечно Велик, Свят, Непостижим, и человек не может не испытывать благоговейного трепета в Его присутствии. В самом расположении святилища проявляется замысел Божий: воспитывать благоговение в своем народе. Как мы уже упоминали, святилище располагалось в центре стана и было окружено «зоной недоступности»: вокруг него жили левиты, а со стороны входа- Аарон и его сыновья.

Мы знаем, что левиты не должны были иметь своего хозяйства, только минимум необходимого. Следовательно, вокруг святилища не было суеты, шума, грязи — всего, присущего огромному лагерю кочевников с их многочисленным скотом, детьми, насущными заботами. Невозможно было приблизиться к скинии просто так, мимоходом. Необходимо было специально приготовиться: «омыть одежды», чинно и благоговейно, с определенной целью направляясь к этому священному месту.

Таким образом, обитая среди людей, Бог в то же время неизмеримо выше. Он близок и одновременно недоступен.

Греческое мышление склонно всегда выбирать из двух противоположных вещей нечто одно, определенное. Или черное, или белое. В библейской философии реализуется сосуществование, на первый взгляд, противоположных понятий и свойств.

В своих религиозных представлениях древние греки были склонны впадать в однолинейность: сначала их боги-олимпийцы были весьма похожи на людей, чересчур имманентны: они ссорились, соперничали, пьянствовали, блудодействовали, бранились, плели интриги, рождали детей и тому подобное. Словом, они были «слишком человеческие». Такие представления со временем исчерпали себя, и в I веке до нашей эры возникает платонизм, который, напротив, исповедует исключительно трансцендентность Бога: Бог запределен, Бог непостижим.

Бог, открывающий Себя в Слове, существует в двух противоположных качествах одновременно. Христос Бог или человек? Для греческого мышления это взаимоисключающие понятия. В Библии они сосуществуют. Бог — любовь или справедливость? Одно не исключает другого.

Повелевая построить святилище, Господь осуществил еще одно Свое намерение, кроме желания «обитать среди них». Он вводит стройную, централизованную систему поклонения. Он не просто присутствует — Он управляет и руководит. Если раньше Авраам мог строить жертвенники в избранном им месте, то теперь было одно место, куда каждый должен был принести жертву. Если раньше в каждой семье роль священника исполнял отец, то теперь были назначены священниками сыны Аарона, и никто другой не имел права исполнять их обязанности.

Кроме того, Бог дает повеление сделать вход во святилище с востока. Следовательно, все приходящие на поклонение, становясь лицом ко входу, поворачивались спиной к востоку. Это было неслыханно, ибо все остальные культовые системы непременно предписывали поклоняться в сторону востока, в сторону восходящего солнца. В 8 главе Книги Иезекииля поклонение «лицом к востоку» осуждается как идолопоклонство.

Итак, замысел Божий заключался в следующем: дав повеление построить святилище, Бог открыл Себя людям, как Бог заботящийся, близкий, постоянно пребывающий со Своим народом; и в то же время — Святой, Великий, Непостижимый, воистину Бог. Он сам назначает порядок и систему управления в Израильском стане, постепенно воспитывая из толпы невежественных рабов Свой избранный народ. Устанавливается и впервые раскрывается во всей полноте стройная система жертвоприношений, указывающая на грядущего Искупителя.