Глава 3. Город Апокалипсиса

Согласно Писанию, царь Соломон прославился ещё и как великий строитель. «Вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господень и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Гацор, и Мегиддо, и Газер. Фараон, царь Египетский, пришел и взял Газер, и сжег его огнем, и Хананеев, живших в городе, побил, и отдал его в приданое дочери своей, жене Соломоновой» (3 Цар. 9:15—16). «И построил он Фадмор в пустыне, и все города для запасов, какие основал в Емафе. Он обстроил Вефорон верхний и Вефорон нижний, города укрепленные, со стенами, воротами и запорами, и Ваалаф и все города для запасов, которые были у Соломона, и все города для колесниц, и города для конных, и все, что хотел Соломон построить в Иерусалиме и на Ливане и во всей земле владения своего» (2 Пар. 8:4—6). Итак, Библия подчёркивает, что Соломон построил города Мегиддо, Газер, Гацор (Асор), Фадмор, Бефорон, Валааф. Почему-то выделены особо именно три города — Мегиддо, Газер и Гацор, как строившиеся на налоги, как и Иерусалим. Эти города служили, помимо всего прочего, как города для размещения царской конницы и запасов. Газер был дан Соломону египетским фараоном как приданое для своей дочери. Но подтверждает ли история эти библейские сообщения? Одним из немногих городов древней Палестины, упомянутых в этом списке, имя которого сегодня известно практически каждому человеку, является город Мегиддо со своей вершиной Армагеддон (от евр. Хар Мегиддо). В книге Откровение именно этот город является символом места последней эпохальной битвы в истории нашей планеты (Откр. 16:16). Что же это был за город и почему именно он стал символом одного из апокалиптических пророчеств? История города Мегиддо совершенно не отвечает как названию самого места (Мегиддо в переводе — город счастья), так и живописной природе и ландшафту, представляющему собой зелёную равнину, так называемую «долину Изреельскую» (И. Нав. 17:16), представляющую собой нечто вроде треугольника, вершинами которого являются гора Кармил, покрытая знаменитым ливанским кедром, голубые Галилейские холмы и гора Табор. Сердцем этого безмятежного треугольника служит холм Телль-Эль-Мутеселиме, который и привлёк внимание первых археологов. Ими были сотрудники Германского Восточного общества во главе с доктором инженером-топографом Г. Шумахером, который и начал в 1903 году раскопки этого холма. В течении двух лет, пока работала экспедиция, были получены интереснейшие результаты. Так было установлено, что под этим холмом кроется легендарный библейский Мегиддо, город, насчитывающий очень долгую историю, о чем свидетельствовали многочисленные напластования поселений и культурных слоев, сменявших одно другое. Особый интерес вызвал обнаруженный Шумахером большой склеп, относящийся к середине II тыс. до х. э., принадлежащий одному из его древнейших правителей. «В нём лежали останки шести трупов — трёх мужских, двух женских и одного детского. Один из мужчин лежал выше других на каменной скамье. Останки были покрыты отделанными золотом амулетами и украшениями из камней и бронзы… Удивлённые археологи насчитали в склепе 42 запасных кувшина с остатками пищи. Никто не мог сказать, почему их так много… Близ погребения правителя в обрамлении из необработанных камней лежали один в другом два глиняных сосуда. В них среди пепла и углей находились останки младенцев. Рядом стоял ещё один маленький сосуд, некогда наполненный пищей. Во второй гробнице нашли останки ещё 12 трупов с согнутыми в коленях ногами. Из них два трупа принадлежали детям в возрасте приблизительно от 12 до 15 лет. На ногах у них сохранились застёжки из бронзовых бусин». [Церен Э. Библейские холмы. М.: Наука, 1966. С. 280]. Древнейшими хозяевами города были хананеи, верящие как и другие язычники в бессмертие души и потому вместе со своими царями погребающими слуг для служения на том свете и детей для различных увеселений. Мегиддо был хананейским городом-государством [Грей Д. Ханаанцы. М.: Центрполиграф, 2003], т. е. имел своего царя, владения которого были очень малы и включали в себя лишь сам город и его округу. Однако в отличии от многих других многочисленных палестинских городов, он имел очень выгодное географическое положение, так как через него проходили торговые пути. Потому на протяжении столетий он был вожделен для всех захватчиков, проходивших через эти земли, и у его стен разворачивались величайшие сражения, порой сметавшие и сам город. Многие из этих битв играли большую роль и в Священной истории. Среди них можно выделить: — страшный разгром, учинённый над хананеянами около 1500 г. до х. э. войсками египетского фараона Тутмоса III, соперника Моисея. Поводом для него стало восстание 330 сиро-палестинских царей против Египта. Решающая битва происходит у Мегиддо, который «для Египта был одним из стратегически важных центров Палестины». [Грей. Указ. соч. С. 72]. «Битва завязалась рано утром. Случайному скопищу „трёхсот тридцати“ сиро-палестинских дружин под начальством стольких же предводителей трудно было устоять перед натиском египетского войска, единого по составу и направляемого одною волею… сопротивление сириян было сломлено… они стремительно бежали, бросая коней и колесницы… Началась семимесячная осада Мегиддо. Тутмос III обратился к своему войску… что взятие Мегиддо равноценно взятию тысячи городов… Через семь месяцев измученный голодом город, наконец, сдался. Запертые в нём владетели выслали своих детей к фараону с золотом и серебром». [Перепёлкин Ю. Я. История Древнего Египта. СПб.: Нева, Летний сад, 2000. С. 220]. Но эта покорность была запоздалой. Жителей Мегиддо фараон угнал в Египет, присвоив их имущество себе. [Там же. С. 222]. Но заметим, как он высоко ценил Мегиддо, и что могучему египетскому войску нужно было целых семь месяцев, чтобы покорить его. В этой же долине около середины XIII в. до х. э., израильтяне, ведомые пророчицей Деворой, разгромили мощное хананейское войско, а спустя немного времени другой израильский судья, Гедеон, одержал там же победу над мадианитянами. Ещё спустя несколько десятилетий, здесь же, около 1000 г. до х. э. пал в битве с филистимлянами первый царь Израиля Саул, а ещё через четыреста лет на Мегиддонских равнинах был сражён египтянами царь Иудеи Иосия. В Средние века эти места так же стали местом многих битв, и, в частности, между крестоносцами, имевшими здесь свой замок Фаба, и мусульманами. В 1799 году здесь произошла страшная битва между французами и турками, причём её исход решил отряд французской кавалерии из 600 человек, вовремя пришедший на помощь благодаря таланту своего начальника, офицера… Наполеона Бонапарта. В 1918 году англичане под командованием лорда Алленби разбили здесь турок, расположившихся лагерем в долине. «Ко времени написания Откровения на этом месте произошло не менее 13 крупных битв, многие из которых упомянуты в Ветхом Завете, поэтому не удивительно, что Иоанн рассматривал Мегиддо как место великой битвы конца времени». [Райт Дж. Э. Библейская археология. СПб.: Библиополис, 2003. С. 187]. И вот, благодаря раскопкам Шумахера, стал проглядывать из небытия этот город с богатейшей историей. Однако раскопки немцев, закончившиеся в 1905 году, не были сразу продолжены. Затем вспыхнула Первая мировая война и только после её окончания люди, вооруженные лопатой, вновь вступают на эти земли. На этот раз ими были американские учёные из Института Востоковедения Чикагского Университета. Для проведения успешных раскопок американцы выкупают эти земли у их многочисленных, но бедных владельцев — палестинских крестьян, и начинают после этого весной 1925 года под руководством доктора Кларенса Фишера планомерные раскопки [Церен. Указ. соч. С. 281], которые до сих пор являются одними из самых образцовых в археологической практике. «Весь холм был буквально разрезан на тонкие слои наподобие торта, но по горизонтали. И замелькали века, словно в калейдоскопе. Каждый снятый слой являл собой главу мировой истории периода с X по IV века до х. э. [Келлер В. Библия как история. М.: Крон-Пресс, 1998. С. 240]. Верхние слои сохранили следы господства здесь персов и вавилонян, ниже лежали постройки ассирийского периода, под ними — слои, относящиеся к периоду Израильского царства. Чтобы перечислить эти исторические слои Мегиддо, нам потребовалось лишь несколько слов, у археологов же для того, чтобы дать нам эту возможность, ушло много лет. «Прошло почти десять лет тяжелого труда, прежде, чем археологи достигли слоёв, датируемых временем правления царя Соломона… самый нижний слой четвертого пласта явил археологам Гордону Лауду и П. Л. О. Ги сенсационные находки, касающиеся царя Соломона. Великий город Мегиддо, находящийся в северной Ездрилонской долине, представляет собой наиболее замечательный из всех раскопанных доныне образчиков строительства, ведшегося при Соломоне». [Райт. Указ. соч. С. 183—184]. Главными среди обнаруженных объектов были два дворца, ворота, амбары и конюшни! «Во времена Соломона был освоен новый метод постройки общественных строений, оборонительных стен и т. п. В отличии от прежнего стиля строительства, этот новый тип включал использование гладких отшлифованных камней, которые вставляли в углы построек и в стены через определённые промежутки. В самом нижнем слое четвертого пласта обнаружились руины дворца, в которых выявились эти характерные особенности». [Келлер. Указ. соч. С. 241]. Дворец Соломона располагался в глубине квадратного двора со стороной 60 метров и был защищён мощной стеной с четырёхкамерными воротами. [Ussishkin D. King Solomon’s Palace and Bulding 1723 in Megiddo // Israel Exploration Journal, 1966, №16]. «В Мегиддо открыта одна из древнейших конструкций водоснабжения городов. Распространившись в израильских городах, такие конструкции развивались, принимая иногда грандиозные размеры и сложнейшие формы, сменяя первоначальные схемы более совершенными. В Мегиддо самая ранняя конструкция относится к слою IV B — V A, то есть к Соломонову времени, и состоит из спускающегося по склону прохода, ограниченного стеной из обтёсанных камней, и далее — совсем узкой тропы, достигающей источника». [Mazar A. Archeology of the Land of the Bible, 10 000—586 B. C. E., Cambridge, 1990. P. 478]. Весьма впечатляющими были найденные шестикамерные городские ворота, усиленные выступающими башнями и представляющие собой вершину цитадельного искусства того времени. [Мерперт Н. Очерки археологии библейских стран. М., 2000. С. 264]. «Археологи уже сталкивались с подобными городскими воротами… в Ецион-Гавере и Лахисе. Постройка с массивными стенами, найденная при раскопках почти в то же самое время, оказалась амбаром — одним из „городов для запасов, которые были у Соломона“ (3 Цар. 9:19). Склады подобного типа были найдены также в Беф-Сане и Лагисе. Мегиддо являлся административным центром пятой области Израиля во времена правления Соломона. Управляющим при дворце царя Соломона, ответственным за доставку натурального налога в „город для запасов“, был „Ваана, сын Ахилуда, в Фаанахе и Мегиддо“ (3 Цар. 4:12). Сенсация пока еще лежала нетронутой в самом сердце Телль-эль-Мутеселлима — казалось, что древний холм приберегал ее до самого конца. В ходе раскопок у края Телля среди обломков появилась ровная каменная поверхность, прямоугольная по очертаниям, усеянная длинными рядами невысоких каменных столбиков с квадратным срезом. Поначалу Лауд и Ги не поняли, что бы это могло быть. Ярд за ярдом из-под обломков возникала эта удивительно ровная поверхность, и казалось, что ей не будет конца. И тогда Ги пришло на ум, что это, возможно, остатки конюшен. Разве в Библии не говорится о бессчетном количестве лошадей царя Соломона? Среди обычного монотонного однообразия раскопок, которые длились несколько лет, с их ежедневной нормой работы, заключающейся в извлечении почвы, просеивании и классификации каждого обломка с учетом его ценности, идея Ги сразу же дала работе новый стимул, который добавил энтузиазма даже рабочим экспедиции. Удивление археологов росло по мере того, как появлялось на свет каждое новое строение. Ученые обнаружили, что несколько больших конюшен постоянно располагались вокруг двора, покрытого известняковым раствором. К середине каждой конюшни подходил широкий десятифутовый коридор. Он был грубо вымощен, чтобы лошади не поскользнулись. С каждой стороны за каменными столбиками находились стойла — каждое ровно десяти футов шириной. Во многих стойлах до сих пор сохранились остатки кормушек и части поилок. Эти конюшни были по-настоящему роскошными даже по нынешним меркам. Судя по тому необычайному вниманию, которое щедро уделялось постройкам конюшен и уходу за животными, лошади в те времена были в большом почете. Во всяком случае, им уделялось больше внимания, чем людям. Когда появилось все сооружение, Ги подсчитал, что одиночных стойл для лошадей было четыреста пятьдесят, а сараев для колесниц — сто пятьдесят. Поистине гигантская царская конюшня! „Вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить… стену Иерусалимскую, Гацор, и Мегиддо…“ (3 Цар. 9:15). „И набрал Соломон колесниц и всадников; у него было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и разместил он их по колесничным городам…“ (3 Цар. 10:26). Учитывая размер царской конюшни в Мегиддо и подобных ей конюшен и сараев для колесниц, которые были найдены в Телль-эль-Хеси, в Таанахе, а также в Иерусалиме, библейские сообщения следует считать просто намеком на реальность. А поразительные результаты раскопок дали, наконец, ясное представление о роскоши и расточительности, которыми отличался древний Израиль в его имперские времена. В конце концов, Мегиддо был лишь одним из гарнизонов для новых колесничных отрядов Соломона, которые являлись частью постоянной царской армии! Почти через две тысячи лет после Соломона, после завоевания Святого Города Готфридом Бульонским, в одной из древних конюшен, прорубленной глубоко в скале под высокими иерусалимскими стенами, крестоносцы держали своих лошадей». [Келлер. Указ. соч. С. 242—243]. Советский профессор Николай Мерперт, говоря об этих открытиях, пишет, что они «соответствовали библейским сведениям о строительстве Соломоном городов для колесниц и городов для конницы (3 Цар. 9:19) и о наличии у него тысяч колесниц и всадников, которых разместил он по колесничным городам, об особом внимании его к лошадям, которых „приводили из Египта и из Кувы“ (3 Цар. 10:26, 28)». [Мерперт. Указ. соч. С. 261]. Иосиф Флавий, базируясь на древнейших летописях пишет: «При уходе за этими лошадьми обращалось одинаковое внимание на сохранение ими как внешней красоты, так и быстроты, так что другие кони не были в состоянии выдержать с ними сравнение в данном отношении: на вид это были красивейшие и недосягаемые по резвости своей животные. Большим украшением в этом случае служили также их всадники, необычайно цветущие юноши, далеко превосходившие прочее население своим значительным ростом и статным телосложением и отличавшиеся распущенными волосами и одеянием из тирийского пурпура. Ежедневно они посыпали себе волосы золотым песком, так что головы их сияли золотом, когда на них падали лучи солнца. В таком убранстве с луками в руках эти всадники окружали царя, когда тот обыкновенно на заре выезжал на своей колеснице в белом одеянии и сам правил лошадьми». [Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. Минск: Литература, 1994. Т. 1. Книга 8. Глава 7, 3. С. 420—421]. Исследуя ту тщательность, размах и роскошь, с которой были построены эти конюшни, крупнейший американский востоковед профессор Уильям Олбрайт написал, говоря о соломоновом времени: «В те дни о лошадях заботились больше, чем о людях». [Albright W. F. Archaeology of Palestine. «Penguin Boons», 1960. P. 124]. И действительно, строительство Мегиддо, его роскошных дворцов, конюшен и амбаров, ломящихся от добра, ложилось непосильной ношей на плечи людей. «Увлечённый непреодолимым желанием затмить всех роскошью, царь забыл о необходимости стремиться к совершенству и благородству… Огромные прибыли, получаемые от торговли со многими странами увеличивались за счет высоких налогов… Народ стонал под тяжестью непомерных податей, которые должны были обеспечить роскошь двора. Начался ропот. Уважение и восхищение, которые люди некогда испытывали к своему царю, сменились чувством недовольства и отвращения». [Уайт Е. Цари и пророки. Заокский: Источник жизни, 1993. С. 33]. На этих-то налогах, выбиваемых из последнего у людей, и строился как раз Мегиддо, который вместе с Гезером и Азором Библия выделяет особо. Профессор Кетлин Кеньон пишет, что особое внимание, которым пользовались у библейского автора Мегиддо, Гезер и Асор не случайно. Дело в том, что это были особые, так называемые, царские города, строящиеся на налоги с использованием принудительных работ. [Kenyon K. M. Archaeology in the Holy Land. New York, 1979. P. 244]. Эти города, являвшиеся административными центрами, представляли собой важнейшее стратегическое положение и выполняли коммерческие функции, являясь торговыми центрами, приносящими колоссальный доход. Ввиду этих своих особых функций, они напрямую подчинялись Соломону, который весь доход, приносимый ими, брал в собственную казну. Вот почему эти города и являлись царскими. [Mazar. Ibid. P. 387, 404]. Эти царские города и сооружались по единому плану. «Монументальные постройки, и прежде всего, городские ворота, представлены хорошо выработанным и в основных чертах единым типом во всех трёх царских городах… В Мегиддо, Асоре и Гезере они рассматриваются как чёткие показатели централизованного царского строительства, что обосновывается как археологическими, так и библейскими свидетельствами». [Yadin Y. The Schweich Lectures. London, 1972. P. 40]. «Сравнение параметров (м) не оставляет никаких сомнений в том, что ворота Газера построены по тому же плану, что в Мегиддо и Асоре.

 Город
Показатель

 
Мегиддо

 
Асор

 
Газер

Длина ворот
Ширина ворот
Расстояние между башнями
Ширина прохода в воротах
Толщина стен
Ширина стен казематов

20,3
17,5
6,5
4,2
1,6

20,3
18,0
6,1
4,2
1,6
5,4

19
16,2
5,5
3,1
1,6
5,4

[Бейер Р. Царь Соломон. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 144]. Мегиддо вместе с другими царскими городами становится одним из центров спекуляции, и в первую очередь, лошадьми. «И лошади, и колесницы во времена Соломона были ценным товаром. И у Израиля была на этот товар полная монополия». [Келлер. Указ. соч. С. 243]. «Существовала профессия барышников, которые покупали лошадей в Египте и перевозили их в Иудею. Такая лошадь стоила в Иудее сто пятьдесят сиклей. Упряжь стоила вчетверо дороже. Эти барышники, уплачивавшие, конечно, определённый налог царю, доставляли лошадей также царям хиттейским и арамейским». [Ренан Э. История израильского народа. М.: И-во В. Шевчук, 2001. С. 205]. Одно время библейское утверждение (3 Цар. 10:29) о том, что при Соломоне существовала перепродажа коней хеттейским царям, считалось ошибкой, так как было известно, что империя хеттов прекратила своё существование ещё до восшествия Соломона на престол. Но археология вскоре в который раз вновь подтвердила библейское сообщение. Да, «Хеттская держава не просуществовала до времён Соломона, но на её месте возникло несколько более мелких государств. Одно из них обнаружил в 1945 году немецкий профессор Х. Т. Боссарт, оно было на столетие моложе царства Соломона. В лесах у горы Каратепе, недалеко от Аданы на юго-востоке Турции, нашли царский замок. Аситаванда, построивший его в IX в. до н. э. был одним из этих „Хеттейских царей“». [Келлер. Указ. соч. С. 245]. Но Мегиддо оставил не только следы, говорящие о любви Соломона к совершенно неоправданной расточительной роскоши, но и о его духовном отступлении, когда под влиянием жен-язычниц он строит алтари языческим богам. «Характерной для Соломонова города чертой К. Кеньон считает наряду с монументальным строительством широкое распространение культовых объектов — рогатых алтарей, подставок для курильниц и чаш, связанных, возможно, с маленькими святилищами и частными молельнями». [Kenyon. Ibid. P. 249]. Город роскоши и спекуляции, город налогового насилия над подданными, стал вскоре и городом отступления от Бога. Любой грех рано или поздно приводит к отвержению Бога, а это, в свою очередь, к гибели сначала духовной, а затем и физической. Не стал в этом случае исключением и Мегиддо, в котором археологи обнаружили страшные следы пожарищ и разрушений, относящиеся к вскоре послесоломоновым временам. «Разрушенные стены и найденная керамика объясняются просто: при царе Ровоаме, наследнике Соломона, египетский фараон Сусаким осуществил военный поход против Израиля. В Библии это описывается так: «На пятом году царствования Ровоама, Сусаким, царь Египетский, пошел на Иерусалим, — потому что они отступили от Господа, — с тысячью и двумя стами колесниц и шестьюдесятью тысячами всадников; и не было числа народу, который пришел с ним из Египта, Ливиянам, Сукхитам и Ефиоплянам; и взял укрепленные города в Иудее и пришел к Иерусалиму. Тогда Самей пророк пришел к Ровоаму и князьям Иудеи, которые собрались в Иерусалим, спасаясь от Сусакима, и сказал им: так говорит Господь: вы оставили Меня, за то и Я оставляю вас в руки Сусакиму» (2 Пар. 12:2—5). Библейский хронист ограничивается только царством Иудеи. Но счастливому случаю было угодно, чтобы у нас оказался собственный отчёт Сусакима, из которого следует, что он прошёл далеко на север Палестину, и упоминается непосредственное взятие города Мегиддо. И это ещё не все, в Мегиддо при более ранних раскопках нашли стелу, на которой было начертано имя Сусакима. Таким образом, в Мегиддо обнаружили не только постройки времён Соломона, но и несомненные доказательства завоевания Сусакимом города, принадлежащего Соломону, что произошло в 923 г. до н. э.». [Бейер. Указ. соч. С. 145—146]. Все то, что с таким рвением строил Соломон, было уничтожено уже несколько лет спустя после его смерти. Не спасли Мегиддо ни толстые стены, ни грозные ворота, ни мужество защитников. Сегодня история этого города является примером того, что стены и башни, воздвигнутые для охраны, не гарантируют счастья и защиты, и только пребывание с Богом это может дать. В конце истории земли на духовной долине в духовном Мегиддо будет великая битва. Где в этой битве будем мы, в числе победителей или побежденных, в составе какого войска мы туда придём, зависит от того, какое место в нашей личной жизни будет занимать Бог. И не оставим ли мы Его, как это сделал в своё время хозяин Мегиддо, царь Соломон. Город грядущего Апокалипсиса, Мегиддо сегодня лежит в развалинах, которые взывают к нам словами царя Соломона: «Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен» (Прит. 18:10). Да, безопасность даёт только Бог, а не стены цитаделей. «При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество. Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается» (Прит. 11:10—11). И разрушают город не враги и природные катастрофы, а в первую очередь грехи его жителей, т. е. наши грехи. «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Прит. 25:28). Не владея своим духом, т. е. находясь под постоянным влиянием сменяющих друг друга порывов чувств, похотей и эмоций, человек являет пример духовно разрушенного города, т. е. личности, не имеющей возможности противостоять силам зла, влекущим человека к его собственной гибели.