Глава 4. Пепел в приданое!?

Наравне с Мегиддо, другим царским городом, отстроенным Соломоном, был Гезер (в пер. часть, кусок). История этого города весьма сходна с Мегиддо. Он также длительное время был одним из хананейских городов-государств. Причём он так и не был покорён израильтянами при захвате ими Палестины. Отойдя по смерти Иисуса Навина от Бога, израильтяне вскоре сами сделались объектом нападений со стороны различных племён и народов, и потому им уже было не до завоевания оставшихся хананейских городов. Благодаря сохранению своей независимости, Гезер становится не только постоянным и потенциальным противником иудеев, но и местом поддержания и культивирования зловещей хананейской религии, отравляя её развратным учением не только себя, но и окрестные народы, и в первую очередь — тех же израильтян. Долгое время Божье повеление, встречающееся в Ветхом Завете, об истреблении языческих народов Палестины встречало недоумение у многих людей, возмущавшихся такой, якобы, жестокостью. Однако, раскопки Гезера не только изменили их точку зрения, но и потрясли до глубины души увиденным там. Место нахождения этого города вплоть до XIX века было забыто, и многие учёные вообще стали сомневаться в его реальном существовании. Ибо за исключением Священного Писания, больше нигде не говорилось о нём. Так продолжалось до тех пор, пока французский учёный Шарль Клермон-Ганно, исследуя средневековые арабские рукописи, не наткнулся на упоминание в них местечка Джезера, расположение которого совпадало с библейскими данными о Гезере. Посетив вскоре Палестину, он обнаружил там действительно большой холм Телль-Джезер, скрывавший какие-то древние строения. Но возможностей полномасштабно исследовать холм не было. Однако, данные, полученные французским учёным, стали известны научному миру. И вот в 1902 году английский Фонд исследований Палестины отправляет туда археологическую экспедицию под руководством доктора Р. Макалистера. В течении семи лет, с 1902 по 1909 гг. включая небольшой перерыв, из небытия был поднят древний крупнейший хананейский город, представлявший собой одну из лучших крепостей своего времени [Грей. Указ. соч. С. 56], окружённую мощной неприступной крепостной стеной. [Райт. Указ. соч. С. 70]. Там же «Макалистер обнаружил большие подземные туннели с высокими сводами, которые ещё при помощи каменных орудий были вырублены в скале на глубине 30 метров. Там он обнаружил подземный родник. Этот родник, очевидно, спасал от жажды жителей города во время осады. Когда же пришли сюда дети Израиля, никакая осада не была страшна крепости». [Церен. Указ. соч. С. 266]. Но более всего поразили археологов странные и зловещие захоронения. Так в одном из могильников были обнаружены 14 мужских скелетов с отсечёнными тазовыми костями и нижними конечностями. Вскоре и в других могильниках были обнаружены подобные усечённые скелеты. Причём тазовых костей и конечностей обнаружить нигде не удалось. Почему столь странно были погребены люди, и что символизировало отсечение таза и ног в религии хананеев, до сих пор неясно. Зато совершенно ясными с религиозной точки зрения стали находки другого рода погребений. Так «в одной из пещер нашли многочисленные детские трупы. Они похоронены в кувшинах. Всем этим детям было не более 8 дней (!). Ни у одного из них на теле не обнаружили следов какой-либо травмы или насильственной смерти. Только у двух младенцев можно было заметить следы ожогов. Наверное, их ещё живыми втиснули в кувшины, в большинстве случаев головами вниз. Потом детей похоронили в „святом месте“… Речь здесь идёт о священных жертвах. Новейшие находки, кстати, подтверждают классический пример Гезера». [Церен. Указ. соч. С. 268—269]. Кровожадные боги хананеян требовали себе жертв, наиболее ценимыми из которых были новорожденные дети. [Циркин Ю. Б. Мифы Финикии и Угарита. М.: АСТ, 2000. С. 248—249]. Таковы были нравы этого страшного народа, поистине достойного возмездия за свои зверские преступления. Однако, обнаружив Гезер времён Навина, Макалистеру не удалось найти следов города, относящихся к соломонову времени. Точнее, ряд из них был выявлен, но Макалистер не обратил на это внимания, хотя и мечтал найти гезерские постройки Соломона. Спустя много лет после этих раскопок и смерти самого Макалистера крупнейший современный еврейский археолог профессор Й. Ядин, исследуя рукописи Макалистера, обнаружил в его чертежах, посвящённых гезерским укреплениям, удивительное сходство с крепостными строениями Мегиддо и Азора времён Соломона. Теоретические предположения Ядина о строительстве этих укреплений в Гезере так же во времена сына Давида были блестяще подтверждены в ходе археологической экспедиции Уильяма Девера 1965—1973 гг., в ходе которой был раскопан Гезер, отстроенный Соломоном. Подтвердилось также и библейское сообщение о том, что Гезер был отдан фараоном Сусакимом после разгрома хананеев египтянами в приданое своей дочери, ставшей женой Соломона, о чём говорилось выше. Здесь следует заметить интересный момент. В своё время израильтяне не выполнили Божье распоряжение о захвате Гезера. И этот город продолжал ещё долгое время отравлять духовную жизнь окрестных народов. И вот Божье намерение выполняет египтянин Сусаким, положивший конец постыдной и развратной истории этого города. Этот пример говорит о том, что Божье намерение обязательно будет выполнено. И то, что говорит Господь, обязательно сбудется. «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» (Числа 23:19). Если что-то в деле Божьем не сделаем мы, то это сделают другие, но мы погибнем. «И сказал Мардохей в ответ Есфири: не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех Иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф. 4:13—14).