Глава 5. Ворота Соломона

И, наконец, третьим царским городом был Асор (в пер. замок). Долгое время местонахождение древнего Асора, некогда центра Ханаана, было неизвестно. И лишь в 1875 году доктор И. Л. Портер «выдвинул тезис, что Асор находился в месте, которое арабы называли Телль-эль-Куеда, или Телль-эль-Ваггас. Свое предположение он обосновал по внешнему виду, без раскопок: „К западу от места, где я сидел, было начало низины Хенгай. Я сел на лошадь и поехал по широкой тропе, похожей на старую проселочную дорогу, вверх по южному склону, и обнаружил руины какого-то древнего города. Ни одного здания — даже фундамента — не осталось в целости. Горы камней, обрушившиеся колонны, остатки храма и алтаря с греческой надписью — вот и все, что покрывало это место. Я тогда подумал, что это, вероятно, руины Асора, и с тех пор это предположение всё больше и больше укреплялось во мне“». [Бейер Р. Царь Соломон. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 137—138]. Однако предположения Портера научно были подтверждены только в 1928 году, когда английская археологическая экспедиция под руководством доктора Джона Гарстанга приступила к раскопкам. Тогда и было установлено, что под холмом Телль-эль-Куеде действительно лежит древний Асор, а так же было обнаружено много золы и черепков, относящихся к 1400 г. до х. э. Однако окончательно почти все точки над «i» поставила археологическая экспедиция Еврейского университета из Иерусалима, снаряженная Джеймсом Э. де Ротшильдом и работавшая под руководством доктора Игаэла Йадина в 1955—1958 годах на месте древнего Асора. Ученые «смогли пробудить от забытья никем не потревоженный до тех пор холм и заставить его поделиться глубоко хранимыми тайнами. Его слои постепенно начали разворачивать перед учеными длинную и захватывающую историю переменчивой судьбы Асора. В развитии города выделялось не менее двадцати одного периода: двадцать один город вырастал один за другим, каждый строился на развалинах предыдущего, и каждый в свою очередь исчезал с лица земли в войнах, огне пожаров и природных катаклизмов. Цитадель и укрепления Асора протянулись далеко по равнине. Санитарное состояние в городе обеспечивала искусная дренажная система, состоящая из глиняных труб. Все находки археологов поразительно подтверждали библейские высказывания относительно той важнейшей роли, которую Асор играл в Ханаане в период израильского завоевания. Асор действительно был не только одним из самых больших поселений в стране, но также и одной из сильнейших крепостей». [Келлер В. Библия как история. М.: Крон-Пресс, 1998. С. 187—188]. В ходе раскопок были найдены многие интересные памятники, напрямую связанные с библейским повествованием и, в частности, с правлением Соломона. [См. Бейер. Указ. соч. С. 139—144]. При разборе же истории Асора времен Иисуса Навина, «для нас, однако, самое важное то, что Асор… стал жертвой большого пожара». [Косидовский З. Библейские сказания. М.: Политиздат, 1978. С. 217]. Обгоревшие обломки, кирпичи, слои золы лежат как раз в пластах, относящихся ко временам Навина. [Келлер. Указ. соч. С. 188]. О горестной судьбе Асора говорится и в одном из писем Телль-эль-Амарнского архива, направленном посланником с севера Палестины к фараону от 1380 г. до х. э.: «Да вспомянет, мой господин царь, что Асор и его цари пережили». [Полные тексты писем см.: Dhorme. Les pays biblique au temps d`El-Amarna. Revue Biblique, 1908—1909; Knudtron`s. Die El-Amarna Tafeln, в серии Vorderasiatische Bibliothen, 1909—1912]. Жалкие кучи золы — вот и всё, что осталось от Асора доизраильского периода, его домов и людей в наследство нам, жителям XXI века, как красноречивое предупреждение о том, к чему приводит отступление от Бога. Не менее величественны и поучительны были открытия слоёв города, относящегося ко времени Соломона, само наличие которых долгое время подвергалось сомнению. Вот как сами руководители раскопок пишут об этом: «„Мы сразу же поняли, что нашли ворота, связанные с укреплением. Вскоре выяснилось, что структура — шесть помещений и две башни, а также параметры совпадают с параметрами ворот в Мегиддо, а их археологи отнесли к городу Соломона. Возбуждение в лагере нарастало. Вот оно, настоящее доказательство! Не только потому, что мы могли отнести этот слой к Соломону, ворота подтверждали также точность библейского текста, по которому Соломон действовал именно в этих городах. Наше состояние достигло пика. Помню, нас осенила идея, как произвести впечатление на наших рабочих: еще до того, как более или менее четко проступили контуры ворот, мы начертили на земле план Мегиддо, пометили углы и стены колышками и велели рабочим рыть согласно чертежу. Потом торжественно объявляли: „Здесь вы найдете стену“ или „Тут вы скоро увидите комнату“. Когда „предсказания“ попадали в точку, мы невероятно приобретали в весе и считались чуть ли не волшебниками. Но наши образованные рабочие, в большинстве своем уже не молодые евреи, недавно еще жившие в Северной Африке, прилично разбирались в Ветхом Завете. Когда мы зачитали им строки о деятельности Соломона в Асоре, Мегиддо и Газере, наш авторитет заметно пошатнулся, а вот Библии, напротив, окреп“. После ворот раскопали укрепление Соломона, которое имело такой же план, как и в Мегиддо. Каждое сооружение у ворот состояло из шести складов, по три на каждой стороне, с одним проходом и соответственно одной квадратной башней по обе стороны от входа. Строение из шести помещений, как доказал Иоханаан Ахарони, было усовершенствованием в устройстве ворот времен Давида. Соломоново строение могло быть складом, как в Асоре, так и в Мегиддо, и наводило на мысль, что в основе всех крепостных городов лежал один и тот же план». [Бейер. Указ. соч. С. 142—143]. Дополнительные раскопки Асора, проводившиеся в 1990 годах, дали новые доказательства строительства крепости, ворот во времена Соломона. [Ben-Tor Amnon. Excavating Hazor Part I: Solomon’s City // BAR, 1999. March / April]. Таким образом, «Раскопки в Мегиддо, Асоре и Газере служат блестящим подтверждением того, что Соломон прославился как зодчий. Человек, стоя перед сохранившимися воротами крепости Мегиддо, догадывается о том потрясающем впечатлении, какое производили на последующие поколения строительные сооружения Соломона». [Бейер. Указ. соч. С. 148—149] [Нашло своё археологическое подтверждение и строительство Соломоном городов Бефорона, Валаафа и Фадмора. (Мерперт. Указ. соч. С. 265; Kenyon. Ibid. P. 252, 254)]. Строительная деятельность царя не ограничивалась созданием сухопутных крепостей, он начинает сооружать порты, которые обеспечили бы ему прибыль от морской торговли.