Глава 10. Смысл жизни по-Соломону

И вот когда казалось, что крах уже неминуем, царь остановился. Остановился у последней черты, за которой была вечная смерть. Вдруг он увидел и главное осознал всё то, что теперь его окружало. От всего того блеска и великолепия, среди которых начиналось его правление, не осталось ничего и в помине. Некогда прославлявший царя, народ теперь проклинает его, а трепетавшие некогда перед его мощью соседние государи засылают своих людей для разжигания смут в его царстве, и готовят войска для открытого вторжения; некогда богатая казна пуста, некогда славный Иерусалим наполнен теперь мерзким языческим развратом, в котором участвуют все слои населения, и особенно юношество — будущее нации. И во всей этой трагедии повинен он Соломон. Он, царь, который променял вечные Божьи благословения и мудрость на грехи этого мира. Как это могло произойти с ним, с мудрейшим человеком на земле? Царь пытается вспомнить. Да, первым был брак с дочерью фараона. Но ведь он так поступил, чтобы возвеличить Израиль. Но разве спросил он тогда совета у Бога? И разве Господь не предупреждал, чтобы Его народ не сообщался с язычниками? Пусть даже во имя самых благих намерений. Царь восклицает: «Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца» (Прит. 21:2). Заметим, что всякий путь греха начинается часто с чего-то невинного: с желания поступить, как лучше, во имя кого-то или чего-то. Но лучшего быть не может, если это противоречит Слову Божьему, в котором и сокрыто лучшее для человека. Однако, мы, люди, не любим с этим смиряться. Мы всё время хотим, пусть порой и неосознанно, предложить лучшее тому, что говорит Бог. Библия говорит: «святите субботу», она печать Бога (Иез. 33:3), но люди решили сделать «лучше» и святить первый день недели воскресенье — в память о воскресении Христа. В результате вместо Божьей заповеди стали святить языческий день солнца. Бог говорит: не сотвори себе кумира! Но люди решили создать иконы и статуи святых, чтобы облегчить язычникам, привыкшим к изображениям, приход к Богу. Они хотели, как лучше, но это привело к тому, что в самом христианстве появилось фактическое многобожие, обожествление икон и т. д. Библия говорит, что Бог не благословляет уход от мира, но люди решили, как «лучше», создав монастыри, чтобы там, вдали от суеты, славить Бога. И в результате появились ордена монахов-доминиканцев — инквизиторов, иезуитов — убийц, тевтонов — жестоких воинов. Жизни миллионов молодых людей были искалечены, а многие монастыри превратились в рассадники разврата. Бог говорит, что убийство — это грех, но люди, желая как лучше, создали инквизицию, которая, кстати, сжигала людей, тоже из «лучших» побуждений: чтобы не проливать крови, в которой душа. Желая, как лучше, люди вводят в церковь мирские нормы и обычаи (рок-музыку на богослужениях, церкви-кафе и пр.). Желая, как лучше, были изобретены индульгенции, а папа объявлен непогрешимым. Недаром говорят, что благими намерениями людей выложена дорога в ад. Соломон вспоминает… После союза с египтянкой были заключены браки со многими женщинами, большинство из которых были язычницами. Но счастья в любви нет, если она не от Бога. Связь с миром всегда приводит к самым гибельным последствиям. Нарушив Божью заповедь, взяв себе много жён царь открыл двери для разжигания похоти. Первоначально он и не думал, что не сможет контролировать свои чувства. Но впустив грех в сердце, он потом не смог с ним справиться. Прит. 7:7—27. Эротические фильмы и журналы, непристойные разговоры, мысли открывают дверь нашего сердца перед прелюбодеянием. Случайные связи, столь распространённые и культивируемые в нашем мире, бьют в первую очередь по своим последователям. Страшные болезни, проклятия, СПИД, гонорея, сифилис обрушиваются на тех, кто ищет «красивой и свободной» любви. Но главное, она опустошает душу, разрушает семьи. «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои, потому что блудница — глубокая пропасть, и чужая жена — тесный колодезь» (Прит. 23:26—27). Царь просит, чтобы мы посмотрели на его жизнь и не повторили бы его ошибок. Соломон вспоминает… Потом он начал увлекаться вином, которое, как ему казалось, прекрасно снимало стресс и давало ощущение силы и радости. Но что было дальше? Ведь за этими реками вина он перестал чувствовать зависимость от Бога. Его разум затуманился, а в глазах лишь мелькали обнажённые девушки. Обращаясь к нам Соломон говорит: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: „били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же“» (Прит. 23:29—35). Соломон не только не говорит, что нельзя злоупотреблять вином, а немного пить можно. Нет, царь говорит, что даже не надо смотреть на вино… Что же было потом? Потом он строил города с мощными крепостями и роскошными конюшнями, вроде бы укреплял царство. Но ведь Бог советовал, что не надо заводить большой конницы (Втор.17:16). Это было сказано «для того, чтобы израильский народ не полагался на свою мощь». [Уайт. Указ. соч. С. 33]. Укрепляя Израиль, царь не заметил, как постепенно и он, и его подданные стали связывать именно с этим залог своего благосостояния. Постепенно упование на Бога становилось всё меньше и меньше. Да, это была серьёзная ошибка и теперь Соломон понял это. «Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа» (Прит. 21:31). А на что сегодня полагаемся мы: на швейцарский банк, железные двери, телохранителей, большую зарплату? В принципе, во всём этом, как и в колесницах времён Соломона плохого нет ничего. Но когда всё это ставится во главу угла, дело принимает совсем другой оборот. Царь вдруг осознал, что он нарушил ещё одно Божье предостережение: «чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно» (Втор. 17:17). Что выиграл я, собрав несметные богатства? Кроме опустошения, ничего. И вот Соломон обращается к Богу с очень странной, на первый взгляд, просьбой. «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом» (Притчи 30:7—8). Спросим себя, часто ли в своих молитвах мы молимся подобными словами? Многие христианские религиозные конфессии вообще учат, что у Бога надо требовать богатства. Но Соломон имел колоссальные богатства и потому словам его молитвы мы можем верить. Он прожил долгую жизнь, испробовав все её наслаждения и достигнув высот, о которых сегодня почти все даже и не помышляют. И вот, пройдя всё, царь пишет: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!» (Еккл. 1:2—5, 14). Многие считают Книгу Екклесиаста пессимистической книгой, но это не так. Она пессимистична лишь для тех, кто хочет жить по законам этого мира и обрести счастье без Бога. Для них она действительно пессимистична. Точнее, не пессимистична, а правдива, ибо она говорит, что всё окружающее нас — суета, и истинного счастья принести не может. Но у жизни есть смысл. И можно жить уже сейчас, на этой земле, полноценной и счастливой жизнью. «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13—14). Соломон уверяет нас, и вся последующая история подтвердила его слова, что лишь с Богом можно найти счастье и смысл жизни… Соломон умер. Он закрыл глаза и лежит во гробе уже почти три тысячи лет, дожидаясь II Пришествия Христа. Он умер, оставив после себя притчи, надеясь, что читая их, люди не повторят многих его ошибок. Но человечество, читая и восхищаясь его творением, продолжает поступать по-своему, падая и падая на своём пути. Соломон умер, и уже его дети забыли его заветы, а внуки и правнуки вконец разорили Иудею. Гордыня, подкуп, разврат, ханжество, лицемерие, предательство, от которых так предостерегал царь, но которые проповедует философия Затерянных королевств, становятся всё более и более популярными в наше время. И люди ищут через них решение своих проблем. Лишь немногие хотят услышать и принять советы мудрейшего из когда-либо живших людей — царя Соломона.