Поход, канувший в небытие

Исследуя анналы истории, мы видим, что в них значительная часть отводится описанию битв, войн и походов, которые являются неразрывной частью истории человечества после грехопадения вот уже почти 6000 лет. Многие из этих военных кампаний описаны и в Библии: осада Иерусалима, набег фараона Сусакима, поход Сеннахириба, падение Ниневии и др. Сохранились свидетельства об этих грозных годинах современников, бывшими свидетелями, другие нашли отражение в пророческих книгах задолго до того, как они произошли в истории. Среди военных экспедиций особое место занимает поход Навуходоносора в Египет, так красочно описанный в книге пророков Иеремии 46:13-28 и Иезекииля 29:18-21; 30:10-26. «Слово, которое сказал Господь пророку Иеремии о нашествии Навуходоносора, царя Вавилонского, чтобы поразить землю Египетскую» (Иерем. 46:13); «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я Навуходоносору, царю Вавилонскому, даю землю Египетскую, чтоб он обобрал богатство ее и произвел грабеж в ней, и ограбил награбленное ею, и это будет вознаграждением войску его» (Иезек. 29:19).

Итак, согласно пророчеству, вавилонские войска царя Навуходоносора должны совершить опустошительный набег на Египет. В пророчествах о стране на Ниле, содержащихся в Священном Писании, исполнение которых относится ко времени Навуходоносора, не говорится о падении Египта, пленении его народа. Речь идет о том, что Навуходоносор только должен совершить поход на Египет, очень разорительный для этой страны. Из истории Нововавилонского царства мы знаем, что в те годы им велись многочисленные войны и походы. И поэтому у читателя может возникнуть вопрос, почему же мы акцентируем внимание на военной экспедиции именно в Египет? Во многих научных и библейских словарях и руководствах, к которым может обратиться читатель, факт этого похода отрицается. Ученые называют его просто вымыслом, а богословы говорят, что его следует отнести не ко времени Навуходоносора, а к эпохе Мидо-Персидского царства, покорившего Египет. Но Библия четко констатирует, что поход должен совершиться вавилонянами во главе с их великим царем. Неужели же этот поход является вымыслом, а Библия содержит не подтвердившиеся факты? А может быть, история не сохранила сведений о нем, и в результате поход сына Набополассара канул в небытие?

Исследуя этот вопрос, мы приведем в этой главе свидетельства как античных, так и советских авторов, чьи сочинения особенно ценны в силу господствовавшей в бывшем СССР атеистической идеологии, громившей Библию. И если даже они подтверждают какое-либо библейское сообщение, то только потому, что отрицать его просто невозможно.

Анналы истории

«Поход (или один из походов) состоялся в 567 году до Р. Х., результатов его мы не знаем, но, если Вавилону и не удалось удержать в своих руках египетскую территорию, то он сумел все же предотвратить египетское вторжение в Палестину» .

«В 567 году до Р. Х. Навуходоносор вторгся в Египет и прошел всю страну до Фив» (Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М.: Мысль, 1971).

«В 569 году до н. э. в Египте началась борьба за престол. Воспользовавшись некоторым замешательством, которое в то время преобладало в стране, вавилоняне решили вторгнуться в пределы Египта. Такой поход (или один из них) состоялся в 567 г. до н. э. … Если Вавилонии и не удалось удержать в своих руках египетскую территорию, то ей удалось все же предотвратить египетское вторжение в Палестину» (Всемирная история. В 24 т. Мн.: Литература, 1996. Т. 3. с. 210).

Об опустошительном походе вавилонян на Египет в 567 г. до Р. Х. пишет и профессор В.И. Авдиев в своей «Истории Древнего Востока» (М., 1970. с. 430), там же сообщается о том, что тогда вавилонянами был построен город, названный в честь столицы империи Вавилоном.

Подтверждает библейское известие о походе и крупнейший ассириолог академик Б.А. Тураев (1868-1920) в своем фундаментальном труде, несмотря на давность написания являющимся до сих пор одним из лучших в мире по данному вопросу. «В дошедших до нас обломках одного текста Навуходоносора… в связи с описанием своего похода в 37 году царствования (567 г. до Р. Х.) против фараона Яхмоса Второго» (Л.: ОГИЗ. 1936. Т. 2. с. 87).

Помимо свидетельств вавилонской хроники, известия о походе присутствуют и в сочинениях античных авторов: греческого историка и географа Страбона в его труде «География» и римского историка Иосифа Флавия.

В заключение позвольте привести цитаты из работ ведущих теологов и историков, которые, вопреки современному либеральному богословию, всегда стояли на библейских позициях и труды которых подтверждались археологическими открытиями.

Доктор Генри Геллей (США) пишет: «Навуходоносор произвел нашествие и опустошение Египта в 572 и 568 годах до Р. Х. После этого нашествия Египет никогда больше не вернул своей былой славы, а занимал весьма незначительное место в мировой истории» .

Знаменитый шведский ученый доктор Эрик Нюстрем (1833-1897) отмечает: «Надписи показывают также, что он, после осады Тира, сделал несколько внезапных набегов на Египет» .

Итак, поход (или походы) Навуходоносора Второго в 567 году до Р. Х. в Египет действительно имел место. В ходе его страна была разорена, лишившись политического могущества и отказавшись от претензий на Сирию и Палестину. На землях Египта гордые вавилоняне воздвигли город Вавилон как память о своем нашествии. Как видим, египетская экспедиция вавилонян вовсе не канула в небытие, как того, может быть, хотелось библейским оппонентам. И вышедшие из песков забвения вавилонские полчища как бы обратили свое оружие на тех, кто отрицал их деяния в Египте и о которых так ясно повествует нам сегодня Библия.