В неведомую землю

Евангельская весть

«И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение… И пошел Авраам, как сказал ему Господь…» (Быт. 12:1-2, 4).

Чтение этого текста заняло у нас с вами всего несколько секунд. Но давайте вдумаемся, что за ним стоит. Очень богатому и уважаемому человеку, каким был Авраам, имеющему многочисленные стада, недвижимость, окруженному множеством родных и знакомых, Бог повелевает из родного насиженного места идти в неизвестность, «в никуда»! Что бы вы сделали на его месте? Легко было бы вам бросить все и отправиться в неведомые края? Отправиться не за длинным рублем, не в укрепленный город или замок, где все приготовлено к вашим услугам, а в полном смысле слова в неизвестность, в землю, где с человеческой точки зрения его никто не ждал, и более того, в землю, где проживали воинственные и враждебные племена.

Но Авраам идет, даже не спросив Бога, что собой представляет эта земля, что его там ждет, не взвешивая все «за» и «против», идет по слову Бога, просто доверившись Творцу.

Он уходит из Месопотамии — родины Вавилонской башни, из центра набирающего силу язычества. Патриарх поверил Богу, не имея при этом никаких видимых осязаемых доказательств. Он просто знал, что его Спаситель приготовил ему лучшую участь и желает спасти его. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).

Сегодня в мире мало кто называет себя неверующим. Опросы показывают, что подавляющее большинство респондентов называет себя верующими, не отрицая существование Бога. Однако наша повседневная жизнь, наши дела, слова, поступки и мысли показывают обратное.

Задайте себе вопрос, уважаемый читатель, смогли бы вы по слову Бога, подобно Аврааму, оставить свой дом, работу, друзей, знакомых, родных и двинуться в неизвестную далекую страну?

А между тем каждому жителю земли, если он хочет быть верным Христу, придется выйти из своей Месопотамии. И для этого вовсе не обязательно покидать свой город, квартиру, родных. Нужно в первую очередь выйти из духовного Вавилона, царства князя тьмы века сего, которое властвует на земле. Этим духовным Вавилоном, этой нашей Месопотамией могут быть:

1. восточные философии и религии, в основе большинства которых лежит поклонение злу [1].

2. это лжеучения, вкравшиеся в христианство и имеющие языческие корни: анимизм — бессмертие души, многобожие — поклонение многочисленным святым, почитание дня солнца — воскресенья, поклонение святым предметам, амулетам — почитание икон, скульптур и прочих изображений, спасение делами — умерщвление плоти (аскетизм), уход в монастырь, все то, против чего предостерегал Бог очень отчетливо и ясно в Слове Своем — Библии [2].

3. оккультизм, астрология, гороскопы, магия, спиритизм, колдовство, открытое поклонение сатане, словом, все то, что является прямым общением с силами дьявола, и против чего также каждого из нас предупредил Господь на страницах Библии.

4. атеизм.

5. секты по типу Белого братства, Аум Сенрике (не путать с протестантскими церквями!).

6. потакание своей похоти — стриптиз, шведские семьи, наркомания, алкоголизм.

7. увлечение рок-музыкой.

8. политические партии воинствующего типа.

9. погоня за деньгами и карьерой любыми средствами и методами.

10. участие в деятельности преступных, мафиозных группировок.

Не являетесь ли вы пленниками духовного Вавилона, той Месопотамии, из которой вас желает вывести Господь?

Враг рода человеческого предлагает огромный выбор всего того, что способно вас удержать в духовной Месопотамии, от полного отрицания существования Бога до открытого поклонения дьяволу или себе самому. Здесь и утонченная философия Вольтера для интеллектуала, и ночной клуб с дискотекой и роком для молодежи, и спиритизм для эмансипированных особ, и аскетизм с изнурительными постами и ночными бдениями для пытающихся часто искренно найти Бога и своими делами стать угодными Ему, словом, выбор на любой вкус.

Многие со временем осознают, что вступили на путь погибели, но не знают, как сойти с него, тем более тех, кто попал в сатанинскую ловушку, князь мира сего так просто не отпустит, но сделает все возможное, чтобы любыми способами их удержать.

Что же нам советует Библия, как нам покинуть по примеру Авраама свою духовную Месопотамию, духовный Вавилон?

Бог говорит каждому из нас:

1. как бы вы не были грешны, каким бы страшным не было ваше прошлое, Господь всегда готов принять вас, если вы раскаетесь в грехах и пожелаете прийти ко Христу.

2. чтобы прийти к Богу, нам не нужно ни жертвовать огромных сумм на храм, ни ставить свечи в церкви, ни изнурять себя постами, ни просить священника отпустить нам наши грехи, а нужно просто поверить Богу, как это сделал Авраам, доверить Ему себя и своих близких, и в личной молитве попросить Бога о прощении и принятии, и непременно верить, ни на мгновение не сомневаясь, что Бог уже принял и простил вас. Свое доверие при этом вы выразите Богу тем, что поблагодарите Его в конце вашего обращения к Нему за прощение и за то, что Он взял вашу жизнь в свои руки.

3. чтобы ни на минуту не усомниться в том, что вы прощены и приняты Богом, при условии, конечно, что вы раскаялись в прежних своих грехах, исповедав их перед Богом, вы можете с уверенностью положиться на Божьи обетования (обещания), которые в Библии даны для каждого человека, а значит, и для вас, одно из самых замечательных содержится в 1 Послании апостола Иоанна 1:9 — «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

4. вы не должны ждать, пока изменится ваш характер или ваша жизнь. Вы должны прийти к Богу такие, какие есть, грешные, слабые, немощные в своих безуспешных попытках изменить себя и свой образ жизни, со своими страхами, проблемами, мыслями (Мф. 11:28-30).

5. необходимо удалить из дома литературу по оккультизму, магии, гороскопы, волшебную лозу, амулеты и пр.

6. изменить свои отношения с людьми, как о том написано в Библии.

Конечно, это общие советы, каждая ситуация индивидуальна, но все же попробуйте ими воспользоваться, и Бог непременно окажет вам помощь, поддержку и благословит вас.

Так же, как Он это сделал много веков назад для Авраама.

Бытие — это удивительнейшая книга Библии, книга о взаимоотношениях между человеком и Богом, между человеком и человеком. Это книга о путях изменения характеров, путях преобразования человека, словом, книга о людях, таких же, как и мы с вами, читатель, резких, обидчивых, гордых, лживых, боязливых, завистливых, недоброжелательных. И если вас тяготят эти черты и вы желаете от них избавиться, то отправляйтесь с нами в путь. И тогда, исследуя историю Библейских героев, мы научимся побеждать эти качества, мы поймем смысл жизни и обретем истинное счастье, радость, мир и покой.

Итак, мы вместе с Авраамом, который, как увидим ниже, был порой боязливым, нетерпеливым, маловерным, словом, как и мы с вами, но стремился идти Божьим путем, выходим из Месопотамии и направляемся в неведомую землю Ханаан…

Археологический комментарий

Фрески гробницы Хнумхотепа

Из 12 главы книги Бытие мы узнали о пребывании Авраама в Египте: «И был голод в той земле (в земле Ханаанской — прим. авт.). И сошел Авраам в Египет, пожить там; потому что усилился голод в земле той» (Быт. 12:10).

Долгое время в науке это сообщение ставилось под сомнение в силу нескольких вопросов, на которые не было ответа. Реально ли было при тогдашних путях сообщения пройти столь большой путь до Египта? Особенно, если учесть крайнюю политическую нестабильность.

Принимал ли вообще Египет в годины бедствия пришлых нахлебников, к тому же инаковерующих? Существовали ли вообще связи между Палестиной и Египтом в те времена?

Ответы на эти вопросы были самые разнообразные и, порой, взаимоисключающие. Одна сторона выдвигала одни аргументы, другая — другие. Так шло до тех пор, пока в 1890 году не было сделано открытие, положившее конец этим спорам.

В 1890 году в египетском селении Бени-Хасан работала научная экспедиция под руководством английского археолога Перси Э. Ньюберри. Исследователя особо привлекала гробница египетского чиновника фараона Сезостриса Второго Хнумхотепа (жившего около 1950 года до Р. Хр.), бывшего номархом (правителем) области Газель. На стене гробницы он увидел замечательно сохранившуюся фреску, на которой было изображено прибытие в Египет группы иноземных путешественников, мужчин, женщин и детей. Их одежда и внешний облик, столь контрастно выделяющийся по сравнению с египтянами, здесь же изображенными, безоговорочно указывает, что это семиты. «В надписи к изображению упоминается имя руководителя пришедшей группы Ибша, или, может быть, Абиша или Абисар» [8]. После этого открытия даже атеистически настроенные авторы говорят: «В гробнице египетского вельможи, похороненного в Бени-Хасане… есть фреска, изображающая племя семитских кочевников, прибывших в Египет» [9]; «…достоверно установлено, что семитоязычные группы (выдающимся примером чего являются все пришедшие с Авраамом) уже кочевали в Египет… К этому их побуждали сезонные трудности с подножным кормом, потребности в продовольствии…» [10].

Кто именно изображен на этой фреске, быть может, это Авраам? Но на этот вопрос мы не можем сегодня дать ответа, хотя время, обстоятельства и имя весьма схожи. Однако однозначно доказано, что сообщение между Палестиной и Египтом в 19 веке до Р. Хр. существовало; семитские племена приходили в Египет в годины голода, и Египет принимал их; путь от Палестины до Египта часто использовался торговцами.

Таким образом, история путешествия патриарха в Египет лишается оттенка мифичности, приобретая совершенно реальные черты. Подтверждает пребывание Авраама в Египте и римский историк Иосиф Флавий: «После того, как несколько времени спустя голод постиг Хананею, Авраам узнал, что египтяне живут в полном довольстве, он порешил отправиться к ним» [11].

Далее историк приводит историю пребывания патриарха в Египте, практически идентичную Библейской.

Итак, испытания, выпавшие на долю Авраама, перестают быть для нас просто древней легендой, превращаясь в действительно имевшую место историю, разыгравшуюся в песках Египта.