Вражда столетий

Время шло, а обетование Божье о наследнике не исполнялось. И чем дальше шло время, тем больше вопросов рождалось в душе Авраама. И тогда патриарх и его жена решили «помочь» Богу: «И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары. И взяла Сара… служанку свою, Египтянку Агарь… и дала ее Авраму, мужу своему, в жену… она зачала… стала презирать госпожу свою» (Быт. 16:2-4).

Пожалуй, терпение является одной из самых редких черт характера у людей. Мы больше всего не любим ждать, и желаемое хотим получить сразу же. При этом мы не хотим учитывать ни планы, ни намерения Бога, ни интересы других людей. Желания у людей и в прошлом и в настоящем — самые разные: у одних — получить хорошо оплачиваемое место работы, у других — купить машину, квартиру, и пр. И если эти наши желания не находят своего исполнения, то мы склонны обвинять и Бога, и всех окружающих, и обстоятельства, но только не самих себя. Почему же Бог не удовлетворяет всех желаний людей? «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших? … Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите; Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:1-3). Итак, первая причина того, что Бог не может удовлетворить желаний наших, состоит в том, что мы «просим на зло». Вторая причина часто состоит в том, что часто мы просим то, что принесет нам вред или несчастье, и поэтому Господь не дает нам просимое. Здесь можно вспомнить семью последнего Российского императора Николая Второго, в которой долгое время не было сына. Но царь хотел иметь наследника, и долго и упорно он и его семья молили Бога об этом (здесь следует оговориться: настойчивость в молитвах к Богу — это прекрасно, но при этом нужно не навязывать Богу свою волю, но, прося желаемое, отдавать решение вопроса на волю Божью). И вот после четырех дочерей родился, наконец, выпрошенный у Бога мальчик… больной тяжелой формой гемофилии. Вся жизнь маленького царевича Алексея была несчастьем и трагично закончилась в 14-летнем возрасте в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге.

Третья причина состоит в том, что, не давая сразу просимое, Бог укрепляет нашу веру, воспитывает нас, делая пригодными для Его вечного Царства. Учит нас доверию Ему и твердой уверенности в Его обетованиях: если Бог обещал, то непременно исполнит (Римл. 5:3-5). Итак, терпение производит опытность, надежду и совершенство. Без терпения нет веры (доверия к Богу). Терпению научиться непросто, и во многом это обусловлено тем, что научиться терпению можно только на своем собственном опыте. Здесь важно помнить, что без личных взаимоотношений с Богом это невозможно.

Христианское терпение — это не унылая пассивная обреченность, проповедуемая восточными религиями. Христианское терпение, кроме спокойствия и уверенности приносит человеку мир, радость и силу. С ним побеждают, а не умирают: «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Пр. 16:3). Доверив Богу свое дело, проблему, мы не должны более волноваться и думать, что и как будет, и будет ли вообще.

Но терпению учиться тяжело и к Аврааму оно также пришло не сразу. Они с Сарой решили помочь Богу и ускорить исполнение того, что обещал Бог: очень уж тяжело было так долго ждать. Они взирали на проблему по-человечески, ведь с каждым годом они становились старше и вероятность рождения ребенка уменьшалась. И с плотской точки зрения они были правы. Но на любую проблему, даже на самую неразрешимую с нашей точки зрения, надо научиться смотреть духовными глазами и твердо верить, что для Бога ничего невозможного нет. Тем более, что Сам Господь обещал патриарху наследника от Сарры. Но Авраам не проявил терпения, и плоды его решения сразу же сказались: «Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою. И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою… а она… стала презирать меня…» (Быт. 16:4-5). Сарра, еще недавно бывшая инициатором второго брака Авраама, становится жертвой своей же инициативы. Отношения между двумя женщинами становятся невыносимыми, пока Сарра фактически не изгоняет Агарь. Изгнанная беременная девушка, терзаемый угрызениями совести Авраам — вот первые плоды человеческого нетерпения. В нашей современной жизни мы так же сталкиваемся с подобными явлениями: желание вступить в брак или интимные добрачные отношения побеждают иногда доводы рассудка, результатом чего становятся разбитые семьи, брошенные дети, одинокие женщины, нежелательные беременности, самоубийства, болезни.

Но Господь не забыл Агарь. Он посылает ей ангела, который утешает ее и побуждает вернуться к госпоже, обещая Божью помощь и благословения для ее будущего сына.

У Агари рождается Измаил, который в будущем становится родоначальником арабов.

Включая сегодня наши телевизоры, мы можем наблюдать за ситуацией в Палестине — за арабо-израильским конфликтом, точнее, за кровавой войной, террористическими актами, которым не предвидится конца, и которые ведут два родственных народа друг против друга, впитав с молоком своих прародительниц, Сарры и Агари, взаимную зависть и ненависть. И это является плодом нетерпения Авраама, посеявшего тем самым вражду столетий между двумя народами, произошедшими от него.

Хотел ли этого Бог? Нет! Бог дал обетование (обещание) Аврааму: «…Я произведу от тебя великий народ…» (Быт. 12:2). Аврааму оставалось только с терпением ожидать, когда Бог выполнит Свое обещание. Свое решение данного вопроса принесло Аврааму горькие плоды, и не только ему, но и двум большим народам.

Не принесет ли и наше нетерпение, наше неумение и нежелание ждать горькие плоды в жизни наших потомков?