Проклятые города

Археологический комментарий

Наверное нет сегодня человека на земле, который бы никогда не слышал названия этих городов. По мотивам 19 главы книги Бытие снято много фильмов, написано множество картин. Их названия давно стали символами греха и порока, но, к сожалению, для многих история этих городов лишена исторической реальности. Враг рода человеческого понимал, что уничтожить память о гибели греховных городов ему не удастся, и поэтому он всячески, вплоть до сегодняшнего дня, призывает воспринимать эту историю как красивую поучительную легенду. Все силы дьявола направлены на то, чтобы убедить каждого человека, что он никогда не погибнет, ибо душа бессмертна, и поэтому не имеет значения, какой образ жизни ведут люди, какие совершают поступки, какие мысли вынашивают и лелеют. Этот страшный обман о бессмертии души сатана провозгласил еще в Едеме: «…нет, не умрете… но… будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4-5). Иными словами, расплаты за грех не было, нет и никогда не будет, ну, а что касается Содома и Гоморры, то это лишь мифические города, которых никогда не существовало в действительности, и поскольку их просто не было, значит, никто их и не уничтожал.

Исследуя книгу Бытие, мы много говорили о любви Божьей к человеку, о долготерпении по отношению к нам, но при этом опасно забывать, что Божьему терпению есть предел. И если мы перейдем этот предел, то нас постигнет та же участь, что постигла древние города Содом и Гоморру.

Мертвое море

«Мертвое море — странное место, создающее неповторимую атмосферу; кроме того, это такое место, где… не слышно птичьего пения, а постоянное испарение воды обволакивает его обычно загадочной дымкой…

Мертвое море отливает часто металлической синевой… Мертвое море из-за высокой концентрации минеральных солей и интенсивного испарения воды часто пахнет серой, а температура здесь редко опускается ниже 400С — все это не способствует длительному созерцанию его берегов» [1].

«Чем ближе к южному краю Мертвого моря, тем более диким и безлюдным становится побережье, ландшафт и горы все мрачнее и непривлекательнее… От застывших холмов веет вечностью. Их изрезанные скалистые склоны падают отвесно прямо в море, а внизу они ослепительно белые… Там, где к югу заканчивается тяжелая маслянистая вода, суровые скалы с обеих сторон резко обрываются и уступают место пропитанному солью болоту» [2].

И действительно, у всех побывавших у его берегов остается какое-то зловещее впечатление. И это вызвано не только чувствами, но конкретными загадочными фактами, наличие которых со строго научной точки зрения объяснению не поддается. Рассмотрим эти факты, начиная с природных.

Природные факторы

1. «Мертвое море представляет собой самую низкую точку земной поверхности» [3]. Его поверхность ниже уровня Средиземного моря на 394 метра. Его глубина в среднем составляет 356 метров, а наибольшая глубина — 793 метра.

2. Содержание солей в нем составляет 260 промилле, иными словами, в воде содержится 30% минеральных солей, преимущественно хлористого натрия, тогда как в любом другом море эта цифра не превышает 3,3-4%. Эта концентрация столь велика, что человек может просто «висеть» в воде этого моря, не опускаясь на дно, так как вода с силой «выталкивает» его.

3. Наличие огромных отложений нефти и серы в этом районе.

4. Вследствие такого состава воды Мертвого моря действительно являются мертвыми для флоры и фауны. «В этом овеянном невероятными слухами мире Зеетцену очень важно было обнаружить любую растительность. Но ее и впрямь не видно ни по берегам, ни в воде. Хоть бы раковину найти или сорвать водоросли, но их нет» [4].

Ульрих Яспер Зеетцен (1767-1811) — немецкий ученый и путешественник, один из первых европейцев, посетивших и описавших Мертвое море.

Помимо перечисленных фактов, косвенно указывающих на катастрофу, описанную в Библии, наука сегодня располагает многочисленными доказательствами точной историчности событий, описанных в 19 главе книги Бытие. Даже в изданной в советское время книге З. Косидовского говорится о Содоме и Гоморре следующее: «В последние годы в мире ученых все прочнее утверждается мнение, что эти города существовали в действительности» [5]. В силу ограниченности объема данной книги приведем лишь некоторые из доказательств.

Геология

«Геологические обследования обнаружили следы редких вулканических катаклизмов в долине Иордана, у подножия гор Тавр, в Аравийской пустыне, в заливе Апаба и у берегов Красного моря. Геологи установили даже дату этого стихийного бедствия. Оно произошло примерно за два тысячелетия до н. э., то есть во времена Авраама» [6].

История

Данные древних историков полностью подтверждают Библейский рассказ: «…область Содомская, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная… вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией» [7].

«Возгордясь своим богатством и обилием имущества, содомитяне в это время стали относиться к людям свысока… перестали быть гостеприимными и начали бесцеремонно обходиться со всеми людьми. Разгневавшись, … Господь Бог порешил наказать их за такую дерзость, разрушив их город и настолько опустошив их страну, чтобы из нее уже более не произрастало ни растения, ни плода… Господь поразил город огненными молниями, сжег его вместе с жителями и равным образом, опустошил всю область» [8].

Так пишет крупнейший римский историк 1 века по Р. Хр.

Еще более древний финикийский историк, жрец Санхунятон в своей «Первобытной истории» пишет: «Долина Сиддки провалилась и стала озером…».

Великий римский историк 1 века по Р. Хр. Тацит, признанный одним из самых достоверных историков древности, пишет о Мертвом море: «…расстилаются равнины, которые… были некогда плодородны и покрыты многолюдными городами, а после выжжены небесным огнем… остатки городов видны и поныне, земля же с тех пор как бы… обуглилась, и не может плодоносить. Всякое растение, посаженное ли рукой человека, или само пробившееся… вянет, чернеет и рассыпается в прах. Что до гибели некогда славных и великих городов, то я готов верить, что их спалил небесный огонь» [9].

Древний географ Страбон пишет, что Мертвое море образовалось вследствие катастрофы, погубившей Содом, Гоморру и другие близлежащие города, большая часть которых поглощена водами озера [10].

Еще один римский историк Плиний, описывая события 19 главы книги Бытие, утверждает, что в древности здесь была страшная катастрофа, которая превратила роскошный оазис в мрачную пустыню.

В 1964 году итальянский археолог Паоло Маттиа начал раскопки в Тель-Мардихе, в Сирии, итогом которых стало открытие древнейшего города и царства Эбла, разрушенного около 2050 года до Р.Хр.

Главной, и поистине уникальной находкой экспедиции стало открытие библиотеки, состоящей из 20000 табличек и содержащей обширную информацию о том далеком времени. Расшифровку проводил итальянский ученый, шумеролог Джованни Петтинато. Благодаря этому открытию многие взгляды на историю в корне переменились, а многие ее страницы вообще были открыты заново. В ходе расшифровки были обнаружены упоминания городов Содома и Гоморры: «Мы неожиданно встретились с именем Авраама, а так же с названиями греховных городов Содома и Гоморры, Адмы и Севоима на Мертвом море, которые все погибли в огне» [11].

Доказательства реального существования Содома и Гоморры были так велики, что даже изданная в советское время академическая энциклопедия «Мифы народов мира» утверждает следующее: «На реальность существования (уже около середины 3 тысячелетия до н. э.) Гоморры указывают клинописные тексты из открытого недавно архива города Эбла (современный Тель-Мардих)» [12].

Фольклор

Ученые 18 века, путешествовавшие по Палестине, тщательно собирали сказания местных племен, названия географических мест. Так, у арабов, в том числе, в древних хрониках, Мертвое море именуется не иначе, как Лотовым. Местные жители указывали на древние развалины, которые называли древним Сигором, где укрылся Лот. Не зная грамоты, местные полудикие племена повторили рассказ, идентичный Библейскому.

Археология

Первая научная экспедиция была направлена в эти места в 1848 году правительством США. Возглавил ее геолог, доктор В. Ф. Линч. Именно он впервые обнаружил необычайные природные, геологические особенности Мертвого моря. Так же верхних долинах Иордана, а также потоки застывшей лавы, отложившиеся на известковой поверхности.

Следующая археологическая экспедиция работала в этих местах в 1924 году, ее возглавлял один из крупнейших ученых нашего столетия доктор В. Олбрайт и М. Кайл.

В ходе этой экспедиции в юго-восточной оконечности Мертвого моря были обнаружены под холмом Баб-эд-Дра остатки древнего укрепленного сооружения, бывшего, как установили ученые, одним из религиозных центров. Жизнь в нем была резко прекращена между 2200-2000 гг. до Р.Хр. Тогда же произошло и изменение климата, превратившего плодородные земли в пустыню [13].

Примерно в это же время были обнаружены остатки древнего Сигора, причем помогли в этом археологам местные жители, которые в течении десятков веков называли это место Сигор. В 1958 году доктор Ральф Банэй, совершая при помощи аквалангов исследование дна Мертвого моря, обнаружил на дне остатки плотины. В последнее время неоценимую помощь археологам оказали летчики, совершая плановые полеты над этим зловещим морем. С воздуха были обнаружены контуры развалин, причем именно в юго-восточной части, то есть именно там, где историки, народные предания, данные археологии и геологии относят местоположение погибших городов [14]. Из имеющихся источников мы чаще всего цитируем З. Косидовского, это вызвано тем, что уж его-то никак нельзя причислить к «доброжелателям» Библии. И поэтому, раз он подтверждает упомянутые данные и советская цензура того весьма жесткого в этом отношении времени «пропустила» это, значит отрицать указанные факты просто нельзя, ибо они реальны и говорят сами за себя.

Закончить описания археологических находок, посвященных Содому и Гоморре, мы хотели бы совсем недавним открытием, в изучении которого последняя точка еще не поставлена.

Итак, в Аль-Караке (Иордания) археологи нашли среди многих соляных столпов, находящихся в этой местности, колонну из соли, имеющую очертания женской фигуры. Изучение этой фигуры дало поразительные результаты: оказалось, что это не просто соляной столп, случайно принявший очертания, напоминающие женские, но это… настоящий человек, ибо внутри специальными методами были обнаружены сердце и прочие внутренние органы. Углеродный анализ позволил определить и примерный возраст находки — 4000 лет! Ученые сходятся во мнении, что это, по всей видимости, жена Лота, которую, согласно Библии, Господь превратил в соляной столп: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь… И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастения земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом» (Быт. 19:24-26).

Находка сделана вскоре после того, как в трех милях от этого места ученые обнаружили руины древних городов, предположительно, Содома и Гоморры.

Французский ученый Клод Поншарель, обнаруживший находку, утверждает: «Теперь мы знаем, насколько точным было описание событий, изложенных в Библии». Исследование руин показало, что города действительно были уничтожены в результате страшной и внезапной катастрофы: пожара, землетрясения и извержения вулкана. Этот материал, помимо зарубежных вестников, был опубликован в «Интересной газете», серии G, 1997, N 9 (47).

Содомские яблоки

Несколько глав назад мы говорили о грехопадении Адама и Евы, в котором символическую роль сыграли плоды дерева (часто, без всяких к тому оснований, их именуют яблоками).

Отказ от Божьего водительства, самоуверенность, самостоятельность в принятии решения выглядели для наших предков такими же заманчивыми, как и прекрасные плоды одного из деревьев Едема. Следствием нарушения Божьей воли стала жизнь на протяжении всей истории человечества, начиная от наших праотцев и до сегодняшнего дня, наполненная убийством, насилием, ненавистью, предательством, несправедливостью.

Исследуя археологию погибших городов мы увидели, что все вокруг этого места носит следы проклятия: развалины былого богатства, Мертвое море без флоры и фауны, соляные горы, залежи нефти, плавающей на поверхности воды, пустыня без признаков оазисов. Словом, все носит следы смерти и проклятия. Однако сегодня есть и живое свидетельство, которое каждому из нас говорит о Содоме, Гоморре и проблеме греха. Это — содомские яблоки. «А вот яблони. Зеетцен протянул руку и сорвал спелый плод. Но что это? Внутри вместо аппетитной мякоти — одна труха. Бутрус (араб, проводник ученого — прим. А. О.) объясняет: здесь все яблоки такие. Иные — с голову ребенка и прекрасны на вид, но с настоящими ничего общего не имеют. Так вот она, разгадка таинственного содомского яблока из Библии… Впоследствии Зеетцен напишет об этих «яблоках» целый трактат» [15]. Эти яблони растут и сегодня, и подобно немецкому ученому 18-19 века современные путешественники стремятся сорвать привлекательный плод, но… Не бывает ли и в нашей жизни так, когда грех нам кажется таким заманчивым, привлекательным? И только совершив его и испытав на себе его последствия, мы начинаем понимать всю сложность ситуации, которую часто изменить уже нельзя.

Так не проще ли перестать соблазняться содомскими яблоками и не срывать их?

На следующих страницах мы проследим историю царств, порожденных грехом…

Примечания к 15 главе

[1] Атлас Чудеса природы, М., БММ АО, 1996, с. 62-63.

[2] Келлер В. Библия как история. — М.: Крон-Пресс, 1998, с. 95.

[3] см. там же, с. 63.

[4] Путинцева Т. А. Следы ведут в пески Аравии. — М.: Наука, 1986, с. 169.

[5] Косидовский З. Библейские сказания. — М.: Политиздат, 1978, с. 83.

[6] Косидовский, указ. соч., с. 83.

[7] Иосиф Флавий, Иудейская война, Минск, Беларусь, 1991, кн. 4, 8, с. 302.

[8] И. Флавий, Иудейские древности, в 2 т., Минск, Беларусь, 1994, т. 1, кн. 1, гл. 11, с. 38-39.

[9] Тацит Корнелий, История, СПб, Наука, 1993, кн. 5, 7, с. 550-551.

[10] Страбон, География в 17 книгах, Л., 1964, кн. 15, глава 2.

[11] Шумер: города Едема, Энциклопедия Исчезнувшие цивилизации, М., Терра, 1997, с. 128-137; История Востока, т. 1, М., РАН, 1997. с. 131-132; Pettinato Giovanni, The Archives of Ebla: An Empire Ynsribed in Clay, Garden City, NY: Doubleday, 1981.

[12] Мифы народов мира, в 2 т., энциклопедия, М., Советская энциклопедия, 1982, т. 2, с. 458.

[13] Albright W. F. The Archaeology on Biblical Research, NDIBA, 1969.

[14] Косидовский, указ. соч., с. 84.

[15] Путинцева, указ. соч., с. 168-169.