Печать Каина

Евангельская весть

Прекрасная жизнь в раю сменилась тяготами земного существования, В конце которого стояла смерть. И только вера в обетование: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15), поддерживала наших прародителей. И поэтому когда родился Каин, Ева решила, что именно в нем и воплотится Божественное обещание (обетование) их освободить. «Приобрела я человека от Господа», — сказала она. Однако это был поспешный вывод, и Ева глубоко заблуждалась, что и показали ближайшие события. В этом есть урок для нас: не спешить делать выводы о ком-либо или о чем-либо.

Бытие учит нас быть, прежде всего, людьми в самом высоком смысле этого слова. А наши поспешные выводы и суждения порой становятся камнем преткновения в общении с людьми: на одних мы ставим крест, а других склонны возвеличивать. Но жизнь часто переворачивает наши оценки, от чего мы нередко страдаем, переживая предательство своих близких друзей и получая поддержку от тех, кого презирали или считали врагами. Спустя немного времени у Адама и Евы родился второй сын, Авель. И вот когда юноши выросли, один стал пастухом, а другой земледельцем. «…Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; А на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его» (Быт. 4:3-5). Итак, оба брата приносят Богу жертву, но одна принимается, а вторая нет. Почему? Ведь каждый принес то, что имел: один овцу, а второй плоды. И неужели Убийство агнца более предпочтительно в глазах любящего Бога, чем плоды земли? Не напоминает ли принесение животных в жертву кровавые языческие культы? Зачем же нужно Господу убийство невинного агнца? Дело в том, что когда Адам и Ева согрешили, они, согласно закону Вселенной, должны были умереть, «ибо возмездие за грех смерть». Творец встал перед выбором: либо предать смерти первых людей, либо не обратить внимания на грех и позволить ему распространяться дальше. Оба варианта были неприемлемы. И тогда Бог по своей великой милости в искупительную жертву за грех решил отдать Своего собственного Сына Иисуса Христа. Прообразно указывать на Его грядущую искупительную жертву должно было жертвенное животное, агнец. Совершая грех, человек исповедывал его перед Богом, а затем приносил в жертву животное. Гибель невинного животного не могла сама по себе искупить грех человека, но свидетельствовала о вере человека в то, что в будущем за него прольется кровь Мессии, Христа, который и дарует прощение, спасение и вечную жизнь, утраченную Адамом и Евой, и, кроме того, гибель жертвенного животного показывала человеку, насколько отвратителен его грех глазах Бога. В этом и заключается принципиальная разница между жертвой Авеля и Каина. Одна была жертвой веры, а вторая жертвой дел. Одна говорила, что надежда человека только на Бога, а вторая — на свои собственные силы и заслуги, посредством исполнения добрых дел, иными словами, вторая жертва свидетельствовала об отсутствии нужды в посредничестве Христа. В течение шести тысяч лет после этого жертвоприношения миллионы людей шли либо путем Авеля, либо Каина. Одни основывали свое спасение на вере в Бога, сознавая свою греховность и нужду в Спасителе, другие надеялись на свои добрые дела, посредством которых стремились заработать себе спасение. При этом последние забывали, что спасение — это дар Божий, и заслужить или заработать его невозможно. В разное время предлагались различные способы для того, чтобы заслужить себе спасение. Первый — путем преобразования своими силами своего собственного характера. Для этого в древности существовали различные философские школы, которые учили человека искусству стать совершенным. Одни из этих школ практиковали всевозможные ограничения (стоики), другие — через удовлетворение всех своих желаний надеялись прийти к совершенству (эпикурейцы); третьи практиковали воспитание в себе равнодушия ко всем и всему (скептики); четвертые пошли путем отказа от всех существующих норм и правил — циники. Таким путем пошли древние греки и римляне.

Второй путь к спасению заключался в совершении магических обрядов, оккультизме; это проповедовала философия буддизма, индуизма, синтоизма, шаманизма, боизма.

Третий путь — через принесение Богу как можно большего количества жертв: чем больше крови, тем ближе спасение. Этот путь характерен для языческих культов народов доколумбовой Америки — инков, ацтеков, майя, а так же финикийцев, друидов и пр. Создавая этот культ, дьявол бросал тень и на жертвоприношения, установленные Богом, приравнивая их в глазах людей. Более того, враг рода человеческого стал автором и принесения в жертву людей, что было самым отвратительным и ужасным в глазах Бога: «И устроили высоты … в долине… чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал, и что Мне на сердце не приходило» (Иерем. 7:31).

Четвертый путь к совершенству состоял в отрицании Бога. Сторонники этого направления провозглашали, что счастливым и совершенным может быть только общество, лишенное каких — либо предрассудков, в том числе и религиозных, а религия — это опиум для народа. Атеизм — вот истинный путь к совершенству. Эта новая безбожная религия, господствовавшая в СССР, Китае, Камбодже, Румынии, Албании и др. странах, принесла хорошо нам известные плоды.

Пятый путь к счастью — это путь поклонения князю тьмы — сатанизм. Сегодня этот страшный культ приобретает небывалую популярность. В каждом городе Украины есть эти секты, состоящие преимущественно из молодежи.

И, наконец, шестой путь — это путь Каина, который проник и в само христианство, во многих направлениях которого провозглашается, что спасение — это вера плюс добрые дела. Эта ложная теория, не имеющая никаких оснований в Библии, привела к созданию монастырей, где сотни тысяч людей были обречены на затворничество, лишившись элементарных земных радостей. Кроме того, сюда же относятся всевозможные виды самоистязания плоти, особенно популярные в средневековой Европе. Это и призывы обрести спасение путем больших пожертвований на храм, и сегодня многие люди, особенно относящиеся к разряду «новых русских» пытаются откупиться от Бога, жертвуя деньги на строительство храмов и монастырей, думая при этом, что их грехи автоматически прощаются. Это и знаменитые индульгенции, дающие за деньги прощение грехов. Обман людей, спекуляция духовными ценностями проникли в христианство.

А между тем Богу не нужны наши деньги, самоистязание, паломничества, отказ от квартир, изнурительные посты, и пр. Господу нужно наше искреннее покаяние, наша вера, осознание нами своей нужды во Христе и послушание Его заповедям, ибо только таким образом мы можем выразить свою благодарность Богу за смерть Его Сына на Голгофе и признать Творца Господином нашей жизни.

Итак, пример Каина и Авеля учит нас, что далеко не любое служение принимает Бог. Мы можем служить Богу, называться христианами, но он не примет нас: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:21-23).

Ключ к служению Богу — это не жертвы, а вера. Как же нам узнать, принимает ли Бог мое служение, как служение Авеля, или отвергает, как Каина? И вообще, что может быть жертвой Богу в наше время, ведь после Пришествия Христа жертвоприношение животных было упразднено, ибо Христос умер за каждого из нас, пролив Свою кровь, и сегодня совершив грех, достаточно в личной молитве попросить у Бога прощение во имя Христа, сознавая при этом, что Он умер вместо меня за мой грех?

* «Итак будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15). Нашей жертвой Богу сегодня являются наши молитвы «чрез Него», то есть, через и во имя Иисуса Христа (красной нитью через все Священное Писание проходит истина, что Посредник между Богом и человеком один — Иисус Христос, потому что именно Христос умер вместо каждого из нас).

* «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:16). Наше благотворение и общительность, то есть, служение людям также являются жертвой Богу.

* Бог примет мое и ваше служение, если, подобно Авелю, мы это делаем искренне, не из корыстных соображений «наработки» добрых дел как средств к спасению, а потому, что не можем иначе поступать.

* Бог примет мое и ваше служение, если всю славу за что-то совершенное мы припишем Богу, а не себе, но это будет лишь тогда, если мы не будем оповещать всех о том, что мы делаем, чтобы продемонстрировать свою святость.

* Бог примет мое и ваше служение, если мы живем в соответствии с Его Законом, состоящим из 10 заповедей (см. кн. Исход, 20 главу). В отвержении своей жертвы Богом Каин не хотел винить себя, а видел корень всех зол в Авеле. «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:6-7).

Подобно тому, как Бог предупреждал Каина перед совершением им страшного греха, точно также Он предупреждает и нас через других людей, обстоятельства жизни, Библию о том, что мы идем не по тому пути. Вторая весьма важная мысль, приведенная в этих стихах, состоит в том, что с помощью Божьей мы можем господствовать над грехом.

Многие сегодня говорят: у меня плохой характер и ничего поделать с собой я не могу; другие ссылаются на то, что не могут перенести соблазн похоти и пр.; третьи, что обстоятельства всегда оказываются сильнее их; четвертые — на дурную наследственность, и т. д. Однако Библия говорит: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13). И поэтому, если в искушении и испытании мы просим у Бога помощи, то можем быть уверены, что одержим победу. Но Каин не хотел смирить себя и пошел по пути, предложенному ему дьяволом. На земле пролилась первая кровь. Убийство Авеля открыло нескончаемую череду убийств и войн на планете. Но даже совершив такой страшный грех, Каин не был оставлен Богом: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9). Господь прекрасно знал, что стало с Авелем, но, как и в Едемском саду Адама, так сейчас Каина этим вопросом Он хотел побудить к покаянию. В этом также есть пример для каждого из нас, что как бы ни был тяжел совершенный нами грех, мы всегда можем прийти вновь к Богу, и если искренне раскаемся, Бог вновь примет нас. Господь ждет нас такими, какие мы есть. Но Каин вновь отвергнул призыв Божественной милости. «И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4:10). Нам часто кажется, что Бог не видит тех несправедливостей и преступлений, которые происходят на нашей земле. «Где же Бог?» — вопрошают люди, когда гибнут дети в Чечне, когда взрываются дома с мирными жителями в Москве, когда погибают многие при стихийных бедствиях. Многим кажется, что Бог забыл обо всем этом, но это не так. Кровь невинных вопиет к Его престолу, и подобно тому, как был наказан Каин, а затем весь допотопный мир, позже Содом и Гоморра, так и в наши дни свершится последний суд. За свое убийство и нераскаянный грех Каин был проклят Богом, на него был наложен особый отличительный знак: «…И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт. 4:15). Библия нам не сообщает, что это именно было, но, наверное, это и не столь важно, как внешне выглядел знак. Главное же состоит в том, не несем ли мы с вами сегодня на себе этой печати греха: в своей душе, характере, поступках, мыслях. Не являемся ли мы духовными детьми старшего сына Адама: завистливыми, непокорными, зарабатывающими спасение своими делами, не нуждаясь во Христе. «И пошел Каин от лица Господня; и поселился земле Нод, на восток от Едема» (Быт. 4:16). С тех пор род Каина стал жить отдельно. Именно его потомки изобрели музыкальные орудия, открыли секреты получения металлов, построили первые города (см. Археологический комментарий к данной главе). Но среди его потомков появилось впервые и многоженство: «И взял себе Ламех две жены…» (Быт. 4:19) и расцвели грехи, посеянные Каином.