Глава 13. Пасха

Из всех религиозных годовых служений Пасха была одним из первых праздников. Она была памятным, а также и прообразным праздником. Праздновалась она в память освобождения детей Израильских от египетского рабства. Прообразно же она праздновалась для того, чтобы каждый, кто представляет Христа, как своего пасхального Агнца, и принимает его кровь для покрытия прошлых грехов, мог получить освобождение от рабства греха. (Кор. 5,7.)

Пасху праздновали ранней весной, когда распускающиеся почки и цветы провозглашали конец зимы. И когда время приближалось к празднеству, то каждая дорога, ведущая в Иерусалим была переполнена набожными 1удеями, направляющимися к святому городу, потому что весь мужеский пол должен был явится перед лице Господне. (Втор. 16, 16.) Различные пассы людей смешивались в этом шествии, и оно постоянно пополнялось 1римыкающими людьми по дороге по мере их приближения к городу, пастухи, крестьяне, священники и левиты, и люди всех слоев общества присоединялись к огромной толпе, шедшей по направлению к Иерусалиму, всех сторон.

Двери домов жителей Иерусалима широко раскрывались для этих путешественников: повсюду были расставлены палатки, которые служили убежищем, для пришедших сюда на празднество, а также приготавливались места, где как семьи так и отдельные группы могли есть Пасху. До освобождения народа Израильского из Египта — новый год начинался осенью. (Исх. 23,16; 34,22) Но когда Господь вывел израильтян из египетского рабства, то он стал праздноваться в месяце Авиве или Нисане. Господь сказал: — «Месяц сей да будет у вас начальным между месяцами». (Исх. 12, 2.) Месяц Авив совпадает с концом марта и началом апреля.

В третий день Авива избрали Пасхального Агнца и отделяли его от стада, До четырнадцатого дня, а в четырнадцатый день его заколали. Для заклания Агнца назначали определенный час, «а затем он заколался вечером», (Исх. 12:6.) или же около девятого часа дня, что соответствует трем часам по полудни нашего времени.

Мясо запекали на огне целиком, ни одна кость его не должна была сокрушаться. Если же семья была маленькая, то несколько семей могло собираться для празднества. Агнца должны были съесть с пресным хлебом горькими травами.

Пресный хлеб напоминал о поспешном выходе их Египта, когда дети Израильские забрали свое тесто, прежде чем оно успело вскиснуть. «И понес народ тесто свое, прежде, нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их». (Исх.12:34.) Пресный хлеб также изображал состояние тех, кто был оправдан кровью Христа, действительно Агнца». (Исх. 12: 1-46.) Таковым Господь говорит: — «Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины». (I Кор. 5:8.)

Во время праздника не только нельзя было есть кислый хлеб, но даже ничего квасного не должно было находиться в домах в продолжение целой Пасхальной недели. Это прекрасный символ изображающий христианина, который говорит, что находится под покровом крови Христа, а поэтому он должен не только удерживать свой язык от зла, но его сердце также должно быть свободно от пророка и лукавства.

Горькие травы были вспоминанием о жестоком рабстве в Египте. Агнца должны были съедать в ночь четырнадцатого дня месяца. Если же что-нибудь оставалось от мяса до утра, то это сжигали на огне.

Когда Агнец был убиваем, тогда пучок иссопа опускали в кровь и ею мазали перекладины и косяки дверей, а Агнца съедали. Это было напоминанием о чудесном освобождении первенцев Израильских, когда все первенцы египетские были истреблены.

Господь сказал: — «Кровь будет у вас знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую». (Исх. 12,13.)

Памятный акт помазания косяков кровью был чудесным, но тот акт, на который указывало это действие, был несравненно чудесней.

И так, как ангел-губитель, проходя среди египтян действительно налагал свою холодную руку смерти на глаза каждого первенца, который не был защищен кровью, так и вторая смерть, после которой не будет воскресения, истребит каждого, кто не был очищен от грехов кровью Христа. (Откр. 20, 14-15.)

Когда истреблялись первенцы Египта, там не было никакого исключения, были истреблены все, от наследника на престоле, до узника в темнице. Ни высокое положение, ни богатство, и никакая земная слава не сокроет никого от поражающего Ангела Господня. И только одно, что сможет укрыть, как богатого, так и бедного, — это драгоценная кровь Христа.

«Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха». «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. (I Иоан. 1, 7-9.)

Если мы постоянно будем вспоминать о пасхальных празднествах, то это поможет нам укрепить нашу веру. Воспоминания о том, как Господь защищал свой страдающий народ, как Он слышал их вопли и совершал чудеса для их освобождения, — все это приносит благословения душе; но спасение есть и для тех, кто размышляет и изучает прообразную часть в благословениях, оттесненных в этом празднестве посредством прообразов и символов. Каждый Пасхальный Агнец, начиная от того, Который был заклан в ночь освобождения из Египта и до времен Христа, был в особом смысле прообразом нашего Спасителя. «Пасха наша — Христос, заклан за нас» (I Кор. 5,7.)

Подобно тому, как Пасхального Агнца в продолжение столетий брали из стада за несколько дней до заклания, и держали особо так и за несколько дней до распятия Христа, он был приговорен к смерти синедрионом. И с того дня, когда они смотрели на Него, они знали, что смерть Его была определена. И подобно тому, как Агнца, предназначенного для заклания держали особо, так и «Христос не ходил открыто среди Иудеев». (Иоан. 11:47-50.) Это было как раз несколько дней до того, как Христос был схвачен жестокой толпой и приговорен ложными свидетелями.

Утром, после той ужасной ночи издевательств и агонии, Спаситель был приведен в судебный зал Пилата. Всю ночь Иудеи следовали за Христом, пока Он находился в руках их первосвященника, но теперь, когда Он был взят в судебный зал Римлян, Иудеи «не пошли в преторию, чтобы не оскверниться, и чтобы можно было есть Пасху. (Иоан 18, 28)

Согласно их церемониальному закону осквернения, они не могли бы есть Пасху, если бы вошли в преторию. Это было утро того дня, когда Спаситель был распят. Это был день приготовления Иудейской Пасхи, день в который «между двух вечеров» Агнец должен был быть заклан, или другими словами, это был четырнадцатый день месяца Авива, или Нисана, тот месяц в году, на который пало распятие Спасителя в пятницу, потому что следующим днем была суббота, соответствующая заповеди т.е. седьмой день недели… (Лук. 23,52-56.)

И это вовсе не случайно, что Христос был распят в пятницу в шестой день недели. Богом было установлено, чтобы следующий день после Пасхи, т.е. пятнадцатый день месяца Авива, праздновался как церемониальная суббота. (Лев. 23, 6-7.)

Таким образом, это символизировало тот факт, что Христос есть действительная Пасха, и что Он должен был быть распят в день до субботы. Пасхального Агнца закололи между двумя вечерами, или около девятого часа дня.

Когда Великий и Истинный Агнец висел между небом и землей, как жертва за грешных людей, это было около девятого часа, и Он воскликнул: «Совершилось!», таким образом, Он отдал свою жизнь в жертву за грех. (Матф. 27,46-50. Иоан. 19, 30.)

В этот самый час священники в храме приготавливались к закланию, но им пришлось приостановить свою работу.

Вся природа содрогалась при воплях и душевной агонии Сына Божия. Земля потряслась, и Невидимая рука разорвала завесу в храме сверху до низу (Матф. 27,50-51.), тем самым показывая безошибочный признак того, что прообраз встретился с Тем на Кого указывал. Тень встретилась с Тем предметом, от Которого она исходила.

И уже больше ни одни человек не обращался к Богу посредством принесения в жертву животных, но лишь посредством дерзновенных молитв, обращенных к престолу благодати. (Евр. 4, 15-16.) Внеся свои просьбы ради драгоценного имени «Христа, Который есть наша Пасха».

Работа, символизированная Пасхой, будет продолжаться в продолжении веков, и она не встретится полностью со своим прототипом до тех пор, пока дети Божий не — будут полностью освобождены от силы врага.

Была полночь, когда ангел-губитель прошел среди египтян и проявил свою силу, освобождая народ Божий из рабства, — вот также будет полночь, когда Бог проявит Свою силу и окончательно освободит свой народ. (Исх. 12,29-30.) Пророк предвидя чрез века вперед, сказал: -«Среди ночи народ возмутится, и исчезнет, и сильных изгонит не силою». (Иов. 34, 20.)

Те, которые ели Пасху, не должны были ничего оставлять от нее до утра. Следующее утро должно было принести новый опыт, т. е. освобождение из рабства.

Та душа, которая принимает Христа как свою Пасху, и становится соучастником с Ним через веру, она получит новый опыт, — освобождение от осуждения за прошлую жизнь. Когда Бог в полночь проявит Свою силу для окончательного освобождения Своего народа, тогда наутро не останется ни одного человека в узах рабства.

«Стены темницы развалятся на части и народ Божий, который будет в узах за веру — будет освобожден, чтобы никогда уже более не ощущать подавляющей силы врага». Гибель фараона и всего его воинства в Чермном море, а также пение освобожденных израильтян на другом берегу, было прообразом окончательного освобождения Народа Божия с этой земли. (Откр. 15,2-3.) Праведники будут восхищены в сретение Господу на воздухе, а нечестивые подобно воинству фараона останутся мертвыми на земле и не будут прибраны и похоронены.(I Фее. 4,16-17. Иер. 28,30-33.)

Пришелец не мог совершать Пасху, но в Левитском служении предусматривалось, чтобы пришелец, после совершенных над ним церемоний, становился израильтянином, после чего он мог наравне с остальными израильтянами совершать Пасху. (Исх. 12, 48.) Грех лишает человечество возможности участвовать в благословениях, обещанных народу Божию, но есть средство освобождения от грехов: — «Если грехи ваши будут как багряное, — как снег убелю, если будут красны как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1:18.) «Если кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника». (I Иоан. 2,1.)

Народ Израильский был окружен языческими нациями, которые могли бы захватить стада и землю народа Израильского, когда они все уходили на ежегодные празднества, если бы они не были под особой охраной Божией, т. е. они уходили в Иерусалим не только для совершения Пасхи, они должны были уходить три раза в год. Они уходили с полной надеждой на Божественное обещание: — «Я … распространю пределы твои, никто не пожелает земли твоей, когда ты пойдешь являться пред лице Господа, Бога Твоего, три раза в году». (Исх. 34, 24.) Бог тот же и сегодня, и если какой-либо мужчина и женщина «ищет, прежде всего, Царствия Божия и правды Его», то Бог «расширить пределы его» и защитить его интересы в этой жизни». (Матф. 6,24-33.)

Народ Божий не собирается более в Иерусалим для совершения Пасхи, но истинные последователи Христа во всех нациях совершают воспоминание Его ломимого тела и пролитой крови. И для всех собирающихся совершать это воспоминание оставлены следующие слова: -«Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. (1Кор. 11,26.)

Существовала разница между годовыми жертвоприношениями или празднествами и обычными жертвоприношениями. Жертва за грех, жертва повинности, мирная жертва, или любое обыкновенное жертвоприношение могло совершаться в любое время года, когда в этом была необходимость, но не так это было с годовыми празднествами. Все годовые празднества были как пророческими, так и прообразными. Пасхальный агнец, закалавшийся каждый год, был тенью «Христа, Который суть наша Пасха», закланный за нас, и тот факт, что агнец мог быть закалаем только в четырнадцатый день месяца Авива, был пророчеством прообразного Пасхального Агнца, Который должен был отдать свою жизнь за грехи всего мира в четырнадцатый день месяца Авива.

Одним из неоспоримых доказательств того, что Христос есть Мессия, является то, что Он умер на кресте в тот самый день, и в то самое время дня, о котором Бог сказал, что должен быть заклан Пасхальный Агнец. И Он восстал от смерти в тот самый день месяца, когда было потрясение первых плодов для всех веков. Сам Бог установил определенную дату для совершения всех годовых жертвоприношений. Тот день года, в который должно было отмечаться годовое жертвоприношение, был прямым пророческим временем, когда прообраз должен был встретиться с Тем, на Кого он указывал.

Исх. 12, 3-5. Агнец избирался за несколько дней до заклания.

Исх. 12, 6. Агнец отделялся из стада.

Исх. 12, 6. Пасхального Агнца заколали в четырнадцатый день месяца Авива, или Нисана.

Исх. 12, 6. поел. ч. Агнца заколали между двумя вечерами.

Исх. 12,46. Ни одна кость Агнца не должна была сокрушаться.

Исх. 12, 7. Кровью помазывались косяки и двери.

Исх. 12, 8. Агнца нужно было есть с пресным хлебом и горькими травами.

Иоан. 11,7-53. Христос был приготовлен к смерти членами синедриона за несколько дней до распятия.

Иоан. 11,53-54. «Христос не ходил более открыто среди иудеев».

Иоан. 18, 28. 19, 14. 19, 3. Лук. 23, 54-56. Иисус был распят в тот день, когда Иудеи приготавливались есть Пасху, т. е. 14 день месяца Авива или Нисана.

Марк. 15, 34-37. Иоан. 19, 30. Христос умер на кресте между двумя вечерами, или около девятого часа.

Иоан. 19, 33-36. «Ни одна кость Спасителя не была переломлена.

I Иоан. 1,7. «Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха».

I Кор. 6, 7-8. Пресный хлеб символизировал освобождение от всякого порока и лукавства. Исх. 12,19. Ничего квасного не разрешалось держать в доме неделю спустя празднества.

Исх. 12, 7. 12. 29. 42. Освобождение пришло в полночь, когда были истреблены первенцы Египта.

Исх. 12, 22-23. Не было никакого убежища от истребления кроме тех домов, где косяки и двери были помазаны кровью.

Исх. 12, 10. 45. Ничего нельзя было оставлять от агнца до утра. То, что оставалось, должно было сжигаться.

Исх. 12, 43. Пришелец не мог есть Пасху.

Исх. 12,48. Но были предусмотрены постановления, совершая которые и пришелец мог есть Пасху.

I Петр. 3, 10. I Фее. 5, 23. Христианин должен не только удерживать свой язык от зла, но весь его дух, душа и тело должны быть сохранены в непорочности.

Иов. 34, 20. «Среди ночи Бог проявит Свою силу для освобождения Своего народа.

Деян. 4, 12. «Ибо нет другого Имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».

Мал. 4, 1-3. Иез. 28, 19. Когда праведные будут искуплены, то только пепел будет воспоминанием о грехе и грешниках.

Откр. 1, 17. Ни один нечестивый не сможет делить награды праведника.

Ефес. 2, 13. Гал. 3,29. «Теперь во Христе Иисусе, вы, бывшие некогда далеки, стали близки Кровью Христовой».