Глава 48. Манассия

В древности благословения умирающего патриарха имели очень большое значение. И когда Иосиф услышал, что его отец болен, он взял двух своих сыновей и пришел навестить его.

После того, как он повторил Иосифу обетование о стране Ханаанской, которое было дано Аврааму и повторено Исааку и Иакову, престарелый патриарх сказал: «Два сына твои Ефрем и Манассия… мои они, как Рувим и Симеон будут мои.» Когда Иаков увидел мальчиков, он сказал: «подведи их ко мне, и я благословлю их.» (Быт. 48, 1-9.)

Иосиф поставил первенца своего у правой руки Иакова, а младшего — у левой; но престарелый патриарх положил правую руку свою на голову младшего, а левую — на старшего. Когда Иосиф увидел это он попытался переложить правую руку на голову Манассии, старшего сына своего, говоря: «не так, отец мой; ибо это первенец.» Но отец его не согласился говоря: «знаю сын мой, знаю… и он будет велик, но меньший брат его будет больше.» (Быт. 48, 15-20.)

Подобно своему великому дяде Исаву Манассия, хотя и был первородным, все же он получил второе место в благословении, но обстоятельства при этом были абсолютно противоположны. Манассия, не сделал ничего, ради чего он мог лишиться своих привилегий в семейном благословении. И хотя он не имел воинственных наклонностей, какие имел Ефрем, дававших ему возможность построить царство Израильское, однако имя Манассии будет долговечнее имени Ефрема.

Манассия был награжден одной из частей благословения Иакова гораздо в большей степени, нежели его состоятельный брат. «Ангел, избавивший меня от всякого зла, да благословит отроков сих.» (Быт. 48, 16.)

Благословение Божие было высоко оценено Манассией и его потомками. Несмотря на то, что они жили далеко от центра своей нации и от храма, и хотя они сделались поддаными северного царства, однако они интересовались всеми реформами, которые устанавливались добрыми царями Иуды. Когда царь Аса разрушил идолов и возобновил богослужение Господу, то к нему пришли «многие от Манассии», когда они увидели, что Господь, Бог его с ним». (2Пар. 15, 8-9.)

Когда Езекия праздновал великую Пасху, некоторые представители из колена Манассии, смирили сердца свои и пришли для того, чтобы учавствовать в пасхальном торжестве. (2Пар. 30, 1. 10. 11. 18.) Они также присоединились к работе уничтожения идолов на их собственной территории. (2Пар. 31,1.)

Известия о реформе во дни Иосии также дошли до пределов Манассии. (2Пар. 34, 1-6.). Они не потеряли своего интереса к храму в Иерусалиме, но они уделили от своих средств на восстановление его после его осквернения, которое было совершено во дни царствования Манассии и Амона. (2Пар. 34,9.). Есть предположение, что 17-й псалом был написан каким-то вдохновенным писателем из дома Иосифа в продолжении одной из трех реформ.

Мало сказано о колене Манассии, после поселения в Ханаане, но радостно то, что робкие и разбросанные, какими они были, они проявляли желание, как и многие другие, служить Господу. Благословение Ангела покоилось на Манассии, и тем временем как Ефрем и Манассия носили имена двух частей, данных двум племенам ста сорока четырех тысяч в царствии Божиим — будет Манассия и Иосиф. (Откр. 7, 6-8.) Имя Манассии таким образом стало бессмертным, в то время как имя Ефрема кануло в вечное забвение.

Гедеон, один из великих судей, был из колена Манассии. Казалось, что он был одним из самых великих бойцов в западной части колена, восточная сторона была более воинственной.

Когда Давид вышел в сражении с филистимлянами против Саула, воины от Манассии соединились с Давидом; но когда господа филистимлян не разрешили Давиду идти с ними в сражение, тогда семь могущественных бойцов тысяченачальники Манассии «соединились с Давидом в Секелаге». Они помогли Давиду против полчищ, которые взяли в плен семью Давида «потому, что все это были люди храбрые». (1Пар 12, 19-22.)

После смерти Саула 18 000 из половины колена Манассии «вызваны были поименно, чтобы пойти в Хеврон и воцарить там Давида.» (1Пар. 12, 31.)

Пять дочерей Салпаада из колена Манассии были женщины, впервые упомянуты в Библии, которые получили наследство на свое собственное имя в свое собственное распоряжение.» (Числ. 27, 1-8.)

Если бы Рувим по причине греха не потерял своего первородного права, и Дан не сформировал характер, настолько сходный с характером сатаны, по причине которого его имя было упущено из списков двенадцати колен; имя Манасии может быть никогда не было бы дано одному из племен ста сорока четырех тысяч.

Когда Бог говорит: «Се гряду скоро, держи что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.» (Откр. 3, 11.), было бы хорошо если бы мы прислушались к этому предупреждению. Если же мы не обратим на него должного внимания, то увидим, но будет уже слишком поздно, что мы допустили, чтобы этот мир отнял от нас любовь к нашему Учителю, и что суждение наше настолько помрачено грехом и неверием, что подобно Рувиму мы не достигли цели в этой работе, которую Бог предназначил для нас. Некоторые, подобно Иосифу, были отчуждены от единоверцев и не имели тех возможностей, которые были даны нам, они посредством простой веры и надежды на Бога совершили ту работу, которую мы не могли совершить, и они получили награду, которую могли получить и мы.

Жизненная дорога времени забросана обломками характеров, людьми, которые однажды были истинными и верными членами Израиля Божия (Рим. 2, 28-29.) и которые были вписаны в книгу для жизни в Иерусалиме (Ис. 4, 3. посл, часть.), но которые допустили сатану, чтобы он наполнил их сердца злобой, завистью и критикой до такого сотояния, что они подобно Дану, потеряли небесные преимущества, и уже не числятся более в списке Израиля Божия.

Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.»

Краткое содержание:

Упоминается единственный сын Манассии — это Махир, от которого произошло колено Манассии. (1Пар. 7, 14.)

Когда Израиль вошел в землю Ханаанскую колено Манасии было численностью в 52 700. (Числ. 26, 34.)

Гедеон, один из самых великих судей, был из колена Манассии. Первые женщины, которые получили наследство на свое имя, были из колена Манассии. (Числ. 27, 1-8.)