Глава 50. Потерянные колена

Много было сказано и написано о потерянных коленах Израиля, и многие фантастические теории были выдуманы по отношению к ним, но мы не будем пытаться следовать этой линии доказательств, но будем говорить о тех коленах, которые действительно потеряны.

В предыдущих главах мы видели, что Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Неффалим, Гад, Асир, Иссахар, Завулон, Иосиф, Вениамин и Манассия не только имели удел в Палестине, но что имена их бессмертны, и что они будут представлены в Царствии Божием в продолжении всей вечности, в то время как имена Ефрема и Дана преданы забвению. Они суть потерянные колена Изаилевы.

Почему же гордый Ефрем, который был силой Царства Израильского, и Дан, который был превзойден —только они вошли в обетованную землю, были упущены как колена в последнем великом собрании Израиля?

Ефрем был сыном египетской принцессы, которая была идолопоклонницей, как нам известно это из записей. И вполне возможно, что большая часть жизни Ефрема была проведена среди египтян. Очень трудно представить, чтобы он, гордясь своей родственной связью мог долго общаться с Израильтянами в Гесеме. Манассия жил в той же окружающей среде, но тот факт, что Ефрем получил первое место в благословении патриарха, мог наполнить его сердце гордостью и придать совершенно другую форму его жизни.

Ефрему было около 21 года, когда он получил благословение Иакова. Он имел благочестивый пример своего отца пред собою в продолжение многих лет; потому что Иосиф увидел детей Ефрема до третьего поколения. (Быт.50,23.)

Личная жизнь Ефрема представлена только мельком. Запись гласит, что сыновья его с хищнической быстротой похитили стада, принадлежавшие жителям Гефы, и убили жителей той страны. «Ефрем отец их, плакал о них много дней, и приходили братья его утешать его». (1 Пар. 7, 21-22.)

И когда Ефрем еще оплакивал потерю своих детей, другой сын был рожден ему, и он назвал его «Берия, или что значит «несчастие» потому чо несчастье постигло дом его». (1 Пар. 7, 23.); каким бы странным это ни казалось, от Берии произошел один из самых прославленных его потомков — это Иисус Навин, великий вождь Израиля. (1Пар. 7,27.) «Осия сын Навин», был избран одним из двенадцати соглядатаев, и после того, как верность его была испытана в этом случае, имя его было изменено на Иисус, что значит «помощь Иеговы». Подобная перемена имени была обычной в древние времена, потому что имена в то время определяли характер своих носителей. Аврам был назван Авраамом, когда получил обетование. После ночи борьбы Иаков стал Израилем, князем Божиим.

Другим замечательным потомком Берии была дочь Шеера, которая построила два города. (1Пар. 7, 24.)

Самуил, последний судья Израиля происходил от колена Ефремова. Это было в Силоме, где Анна лично отдала Самуила Илии священнику (1Пар. 2, 24-28.) Самуил — это один из самых сильных характеров в Библии. Всего лишь несколько людей подобно ему исполнили так же много обязанностей в продолжительной и полезной жизни, как это сделал Самуил. Он судил Израиля в продолжении всей его жизни. (1Пар. 7, 15.)

Он был великим педагогом и основал школы пророков. Когда Самуил был еще ребенком, он был наделен Духом…

Существует предположение, что часть Библии написана им.

Ефрем, как колено, имел много преимуществ, но он не воспользовался ими. Они были злобны и завистливы, они всегда были чувствительны к предполагаемым слабостям других. После смерти Соломона, царство было разделено, и с того времени история Ефрема стала историей Царства Израильского.

Иеровоам, их первый царь, был Ефремлянином. Это Бог забрал царство из рук Соломона и дал десять колен Иеровоаму, (3Цар. 11, 29-31.), и если бы он в смирении своем ходил перед Богом, совершенно другая история могла быть записана об Ефреме. Это был тот же дух зависти и подозрения, который омрачил историю этого колена, под влиянием которого Иеровоам сделал золотых тельцов, и поставил одного в Вефиле.а другого в Дане, таким образом он установил идолопоклонство (3Цар. 13, 1-6.), но «Иеровоам не сошел со своей худой дороги». (3 Цар. 13, 33.)

Нет ничего более печального и неприятного в жизни, как существование нескончаемых потомков высокомерного, завистливого колена Ефремова, которые однажды обладали высшим успехом; а центр богослужения их находился в пределах Силома, и вдруг совершенно внезапно они попадают в плен, и все их успехи, даже само имя этого колена предается забвению — вот чем закончилась история их жизни.

Колену Ефремову были посланы Господом одни из самых трогательных вестей. Почти все свидетельства пр. Осии были настоящей мольбой к Ефрему о покаянии». «Я сам поучал Ефрема ходить, носил его на руках своих, но они не сознавали, что Я врачевал их. Узами человеческими влек Я их…, узами любви… но Ассур будет царем его, потому что они не захотели обратиться». (Осия. 11, 3-5.)

Осия определяет причину падения Ефрема: «Ефрем смешался с народами, Ефрем стал как неповороченный хлеб». (Осии. 7,8.) Царство Божие и царство мира сего совершенно различны. Никто не может служить Богу и Маммоне. Ефрем был как «неповороченный хлеб». Он не имел полноценного опыта в деле Божием. Никто не может смешиваться с народом мира сего, расходовать силу свою, гонясь за богатствами и славой и в то же время быть членом истинного Израиля Божия.

Господь умолял Ефрема, говоря, «Как поступлю с тобою Ефрем? Как предам тебя Израиль? И еще Он говорил:»Я написал ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие». (Осии. 8, 12.)

Идолопоклонство было одни из самых великих грехов Ефрема; он не оценил священных предметов Божиих. и после того, как просьбы Божии были отвергнуты, тогда вышло слово: «Ефрем привязался к идолам, оставь его». (Осии. 4, 17.) «Отвергнет их Бог мой, потому что они не послушались Его». (Осии 9, 17.), и не приняли Его любви.

В настоящие дни много идолопоклонников в мире, которые идут по тому же пути, по которому прошел Ефрем. Они не поклоняются идолам, сделанным из металла, дерева или камня, потому что современные боги имеют не такую форму, но боги это суть: деньги, богатство, удовольствие и высокое положение. Бог призывает их, но они подобно Ефрему, пристрастились к идолам своим. Подобно Ефрему в древности, они считаются членами церкви Божией, но театр и увеселительные места более привлекательны для них, чем общение святых. В один прекрасный день они будут пленены царем, который величественнее царей Ассирии и Вавилона. Восстает Великий Царь царей и сильно потрясет всю землю: «В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебрянных идолов, которые сделал себе для поклонения им… от страха Господа и от величия славы Его, когда Он восстанет окружить землю». (Исх. 2, 20-21.)

ДАН — был пятым сыном Иакова, и потомки его составляли одно из сильных колен Израилевых — 64 400 воинов маршировало под предводительством Дана, когда они входили в обетованную страну. (Числ. 26,42-43.) По какой-то причине колену Дана был дан самый маленький удел наследия, но было время, когда они продвинулись северней и воевали против «Ласема, и взяли его, и поразили его мечем, получили его в наследие, и назвали Ласем — Даном по имени Дана отца своего». Иеровоам поставил золотых своих тельцов, одного в Вефиле, другого на территории Ефрема, и третьего в городе Дана и данитяне предались идолопоклонству. Даже до дней Иеровоама мы находим, что данитяне поклонялись истуканам». (Суд. 18,30.) Когда Скиния была построена в пустыне, Бог особенно одарил Аголива, который был из колена Дана, мудростью и искусством работать из золота, серебра и меди» (Исх. 31, 3-6.), а также дал ему способность учить других этому искусству. (Исх. 35,34.) дары эти остались у колена Данова, и они были, без сомнения, причиной того, что они были пленены великолепным городом, — Тиром и породнились с его жителями. (3 Цар. 7, 13-14.)

Несколько лет спустя, когда Соломон строил храм, царь Тирский послал потомка Данова, который все еще обладал даром, данный Господом его прародителям, для того чтобы сделать изделия из золота, серебра и меди для Храма в Иерусалиме (2 Пар. 2, 13-14.) .

Колено Даново все еще занимало свое место среди израильтян во времена Давида. (1Пар. 27,22.) Но после того времени имя, принадлежащее колену исчезает, и очень редко упоминается, за исключением того, когда говорится о северных городах, названных тем именем.

Самсон был единственным правителем, который был дан Израилю от колена Данова. Он судил Израиля 20 лет. (Суд. 1,2., 15,20.)

Благословение произнесенное Иаковом, над Даном, изображает его характер: «Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля. Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня так, что всадник его упадает назад», (Быт. 49, 16-17.) Подобно благословению произнесенному над Рувимом, первая часть этого благословения изображает характер, которым он мог бы обладать, если бы воспользовался благоприятными случаями, которые Бог расположил на его пути. Какой контраст между судьей, почитаемым и уважаемым всеми, и змеем на дороге, который готов всадить свое смертоносное жало в тело каждого прохожего.

Дан был первым сыном, рожденным наложницей, но престарелый патриарх дал ему почетное место среди колен Израилевых. Естественно, что он был одарен быстрой и острой проницательностью, что делало его хорошим судьей; но он не использовал свой дар по предопределению Божию; он употреблял его для того, чтобы обнаруживать грехи и злые качества в других, вместо того, чтобы обнаруживать добрые качества в людях.»Аспид на пути, уязвляющий ногу коня, так что всадник его упадет назад». Какие другие слова могли бы лучшим образом описать злой язык, который «воспаляется от Геены» и «исполнен смертоносного яда?» Дан представляет собой клеветника, потому что аспид жалит пяту коня. Такие характеры ненавистны как людям, так и Богу. Слово Божие говорит: «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню». (Пс. 105, 5.) Пророческие слова патриарха открывают нам, почему колено Даново не имеет части в вечном наследии. Задолго до того, как они запятнали свою судьбу своими нечестивыми поступками, Бог постановил, что ни один клеветник не будет опять стоять на горе Сион. Псалмист задает вопрос: «Господи, кто может пребывать на святой горе Твоей? Другими словами», :»Кто будет служить Тебе день и ночь в Твоем храме, и кто будет стоять с Тобой на святой горе Сион? — Тот, кто не клевещет языком своим, не принимает поношения на ближнего своего», — вот таков ответ Господа. (Пс. 14, 1-3.)

Рувим посредством «глубокого исследования сердца» победил свой природный характер, который был «неустойчив, как вода» до тех пор, пока о нем можно было сказать: «Пусть Рувим живет и не умрет»; и Левий по милости Божией переменил предсмертные проклятия своего отца в благословение. Иуда через помощь Божию в его ежедневной жизни «превзошел над братьями своими» до такой степени, так что умирающий отец мог сказать: «Не отойдет скипетр от Иуды и Законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов».

Гад, хотя и был превзойден многими искушениями, но он победил наконец. Вениамин — хищный «как волк», научился так доверять Богу, что о нем сказано: «Бог будет покровительствовать ему всякий день, и он будет покоиться между «раменами Его». (Втор. 33,12.) Асир научился «окунать ногу в елей», и гладко проходить во всех трудностях, которые невозможно было бы превзойти без Духа Свягого. Ефрем и Дан, имея те же благоприятные возможности, победить злые черты своего характера, что и их братья не приобрели победы, а поэтому они не причислены к ста сорока четырем тысячам, которые будут стоять на святой горе Божией и пребывать в жилище Его.

В семьях по всему миру повторяется та же история. Братья, воспитываемые теми родителями, и окруженные теми же обстоятельствами и обстановкой, проходят те же испытания, которые записаны о сынах Иакова. О них дано повеление как о пшенице и плевелах: «Пусть то и другое растет до жатвы». Тот же солнечный свет и буря, которые способствуют созреванию золотых головок пшеницы, предназначенных для амбара, благоприятствует созреванию золотых головок пшеницы, предназначенных для амбара, благоприятствует созреванию плевел для истребления; итак одни и те же ежедневные благословения от Отца света помогают созревать отдельным личностям для Царствия Божия, а другим для вечного истребления.

Каждый человек является архитектором своего собственного характера. Ко всем звучит приглашение: «Смотри на Меня, и будешь спасен».

Тот, кто будет сосредотачивать свой разум на Боге, тот посредством взирания на Него будет изменен. Изо дня в день, душа человеческая будет преобразовываться, и это заставит ангелов изумляться над той работой, которая была совершена для человечества.

Тот же Христос, Который однажды ходил по земле, одетый в человеческое естество, посредством Духа Святого будет пребывать в каждом человеческом существе, которое широко откроет двери своего сердца и предложит Ему войти. Тот, кто будет размышлять о Христе, и изучать Его безгрешную жизнь, взирая на славу Господа, будет преображаться «в тот же образ, от славы в славу».

Христос помещает свой портрет в каждом своем ученике. Падшее, бедное человечество через силу Божию имеет возможность и может отражать божественный характер. Христос покрывает помраченную жизнь незапятнанной одеждой своей праведности. Бог и ангелы, когда они смотрят на человека, одетого так, они видят лишь совершенный характер Сына Божия. И в продолжение нескончаемых веков в вечности, искупленные будут свидетелями преобразующей силы Крови Иисуса Христа.