Глава 8. Зловещая болезнь Ганзена

«Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (Иов 2:1—7). Проказа является одним из самых зловещих и таинственных заболеваний, и это не громкие слова. Дело в том, что большинство вопросов, связанных с этиологией и патогенезом этого заболевания остаются невыясненными и по сей день. Возбудитель данного заболевания, микобактерия лепры, был открыт в 1871 году доктором Ганзеном, по имени которого проказу еще называют болезнью Ганзена. Последний долго исследовал этот возбудитель, но так и не смог установить, как он попадает в организм человека, как происходит заражение. На этот один из ключевых вопросов любого инфекционного заболевания ответ не найден до сих пор. Основным предположением является версия о том, что микобактерия попадает через дыхательные пути или через кожу нижних конечностей. Так же отмечена определённая связь с наследственностью. Известны семейные случаи проказы. Так во многих аристократических семьях Европы XVIII—XIX вв. отмечались вспышки данного заболевания, которым болели их далекие предки — крестоносцы, «подцепившие» его на Востоке. Так, например, проказой был поражен один из ближайших приближенных русской императрицы Анны Иоанновны (1730—1740) Густав Левенвольде, предки которого — крестоносцы — привезли её из Палестины и с тех пор эта страшная болезнь поражала этот род. Характерна для данной болезни эндемичность. Так ее очаги отмечены в Океании, Африке и Юго-Восточной Азии (в том числе бывшая советская Средняя Азия). Первоначально заболевание протекает скрыто, причем данный период (инкубационный) может продолжаться несколько лет. Заболевание протекает хронически, с периодами обострений, поражая преимущественно кожу, периферическую нервную систему и реже внутренние органы. Различают три типа течения: лепроматозный, характеризующийся появлением узлов и красных пятен, вскоре превращающихся в диффузные инфильтраты в коже и подкожной клетчатке (при этом человек приобретает так называемое лицо льва), поражением внутренних органов, развитием невритов и полиневритов. Отмечается выраженная бессонница и боли. Второй тип — недифференцированный, характеризующийся появлением на коже пятен и полиневрита. И, наконец, третий, туберкулоидный, характеризуется появлением на коже папул (бугорков), которые затем сливаясь, образуют шелушащиеся бляшки, в центре которых развивается пигментация и потеря чувствительности. Судя по имеющимся данным, у Иова был именно этот туберкулоидный тип течения проказы. Недаром в книге Иова написано: «И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел» (Иов 2:8). Даже в наши дни проказа лечится очень и очень долго. В те же времена данный диагноз звучал, как смертный приговор. Проказа в те дни была широко распространена и потому Иов сразу же понял, что за заболевание постигло его. Представим себе на минуту те чувства, что испытал Иов, осознав случившееся с ним. Во-первых, это проказа, а это значит, что он обречён умереть. Во-вторых, он знал, что люди от неё умирают медленно, порой годами. А это намного тяжелее, чем погибнуть или умереть внезапно. В-третьих, он знал, да уже и чувствовал сам, что данное заболевание сопровождается изнурительными болями, которые не проходят ни днём, ни ночью. Человек теряет сон. Он хочет, но не может заснуть. В-четвертых, заболевшие проказой очень страдали не только физически, но и морально. Ибо их внешний вид представлял собой жуткое зрелище, с ужасом отталкивающее от них окружающих людей, которые не могли видеть эти страшные изменения на коже. Пятое, и это было, пожалуй, самым тяжёлым, состояло в том, что проказа в те дни считалась проклятием, которое насылали высшие силы, т. е. Бог, на человека. И это для патриарха было невыразимо тяжело. Вначале Божий огонь, уничтоживший его имущество, а теперь — проклятие в виде проказы. В-шестых, проказа коренным образом изменяла и социальную сторону жизни человека. Во многих странах прокажённые обязаны были жить в отдельных колониях, не сообщаясь с окружающим миром и людьми. Там же, где не было столь строгих, даже жестоких предписаний, прокажённый обязан был возвещать о своём приближении, крича: «Нечист! Нечист!». И люди, заслышав этот возглас, в ужасе разбегались в сторону. Недаром понятие «прокаженный» символизировало изгнанника, изгоя общества, persony-non-grata. Ещё до сих пор мы используем слово «прокаженный», когда хотим подчеркнуть определенный статус человека, которого это наименование в принципе вообще выводит из людского общества. Чтобы мы прочувствовали, что значит стать прокаженным, хотим привести отрывок из рассказа Джека Лондона «Прощай, Джек», в котором, можно сказать, документально дано описание колонии прокаженных на острове Молокаи в Океании. «Мы отправились на пристань. Человек сорок несчастных сгрудились там на отгороженном месте. Прокажённые и в самом деле являли собой весьма мрачное зрелище. Лица у большинства были так обезображены, что не берусь описать… Я всегда отдавал себе отчёт в том, что мы смертны, но жить среди живых мертвецов, умереть и не быть мёртвым, стать одним из тех обречённых существ, которые некогда были мужчинами и женщинами…». [Лондон Д. Собрание сочинений. В 14 т. М.: Правда, 1961. Т. 9. С. 363—364, 366]. Такова была болезнь, поразившая Иова. Болезнь, грозящая ему неминуемой гибелью, но гибелью долгой, мучительной, как физически, так и морально.