Глава 3. Круг пиршественных дней

«И родились у него семь сыновей и три дочери. Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни» (Иов 1:2, 4—5). Что же это был периодами повторявшийся круг пиршественных дней? Дело в том, что «Иов служил Богу Авраамову и соблюдал заповедь о субботе: когда завершался «круг пиршественных дней» его семерых сыновей (т. е. в каждый седьмой день) Иов приносил за них жертвы Богу». [Щедровицкий. Указ. соч. С. 831]. Итак, поклонение Господу в Его День Субботу — важнейший залог крепкой и дружной семьи. Заметим, Иов посылал за ними и освящал их, т. е. семья собиралась вместе для поклонения Богу. Является ли для нас суббота подобным днём? Ведь в наше такое суетное время, как никогда раньше, не остается времени для общения, да и просто для встречи самых близких людей. Молитва Богу — это и анализ прошедшей недели, и анализ взаимоотношений с Ним и ближними. Наверное, если бы мы чаще задумывались над тем, как прожили очередную неделю, кому сделали зло, наша жизнь, думаю, изменилась бы к лучшему. Иов жил в патриархальные времена, когда ещё централизованного служения в скинии не существовало. Ещё не было института священства и функции священника выполнял глава рода, отец, в обязанности которого и входило принесение жертвоприношений. Сегодня, после смерти и воскресения Иисуса Христа, система жертвоприношений ушла в небытие, потеряв свой духовный смысл. Не живут сегодня и семьи в одном месте, как во времена Иова. И порой родителей и детей, братьев и сестёр отделяют сотни километров. Есть сегодня и пасторы, священники, имеющие право совершать церковные обряды. Словом, много изменилось за эти три с половиной тысячи лет. Изменилось действительно многое. Но изменилась лишь форма, суть же и значение остались неизменными. Так сегодня мы не приносим Богу жертвы в виде животных, но наша молитва является для Него жертвой: «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15). Да, сегодня семьи разделены километрами, а порой и государственными границами. Но проблемы, нужды семей остались теми же. И вопрос духовности в наше аморальное время и чувство единения в век спешки представляет огромную потребность. Да, сегодня есть пасторы, совершающие крещение и причастие, но что заменит отцовский совет, заботу или материнскую молитву? Конечно же, ничто. Новый Завет рисует нам отца, как главу семейства, как первосвященника своей семьи. В наш век феминизма, эмансипации для многих это прозвучит, быть может, как-то дико и безжизненно устаревшим. Но полный крах института семьи, который мы наблюдаем сегодня, является самым лучшим доказательством того, к чему приводит отвержение библейских законов. Иов учил своих детей и нас через свою книгу не забывать о Боге в период благоденствия и празднеств, всегда помня о Подателе всех сих благ. И как часто в дни удачи мы забываем Господа, взывая к Нему лишь тогда, когда приходит нужда и болезни. Вознося молитвы за своих близких, Иов, как подчеркивает Библия, боялся, чтобы его родные во время совершения празднеств не согрешали, а если это и произошло, то чтобы покаяться и попросить прощения. И действительно, часто отдых превращается в пустое времяпрепровождение, пошлые и грубые шутки и развлечения. Господь хочет, чтобы мы отдыхали. И Сам Христос говорил Своим ученикам: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного…» (Мк. 6:31). Находясь на нашей земле, Он и Сам нуждался в отдыхе. «И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20). Христос не был мрачным постником. Он бывал и на свадьбах, и на пирах. Он говорил, что пришёл дать жизнь с избытком (Ин. 10:10). Но отдых тоже должен быть созидателен и действительно полезен. То же, что сегодня мир называет отдыхом — посещение баров, ночных клубов, дискотек, ресторанов на самом деле лишь ещё больше изнашивает человеческий организм и без того деградированный грехом. Своими днями Писание так же называет дни рождения. «После того открыл Иов уста свои и проклял день свой. И начал Иов и сказал: погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек!» (Иов 3:1—3). Сыны Иова праздновали свои дни рождения и это одобрял патриарх. «Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними» (Иов 1:4). Это библейское место является хорошим аргументом против утверждения некоторых религиозных фанатиков, утверждающих, что де праздновать дни рождения — это грех. Но такие люди с их утверждениями не только не находят этому подтверждения в Библии, но этим оскорбляют Бога, давшего нам жизнь, предусмотревшего каждого из нас ещё в утробе матери. Патриарх Иов в этих стихах выступает перед нами, как заботливый и внимательный отец. Он не разделял мнения окружающих его языческих властителей, считавших себя и своих детей полубогами и требующих к себе подобного отношения. Нет, Иов чувствовал свою нужду в Боге, осознавая человеческую греховность и слабость. Он не относился к своим детям, как к особой касте, духовной элите, как сегодня говорят некоторые служители о своих детях, нет, он понимал, что они такие же слабые и немощные люди, нуждающиеся в Божьем прощении. Среди огромного числа забот, связанных с правлением, Иов никогда не забывал о молитве и о семье, являя в этом так же замечательный пример и нам, который показывает, что как бы ни были велики наши заботы, у нас всегда должно и может найтись время для Бога и ближних. Если же у нас нет времени, чтобы вознести Богу в субботу жертву уст своих — молитву, придя на поклонение к Нему, и если у нас нет времени для семьи, то тогда невольно возникает вопрос: А зачем мы тогда вообще живём? Во имя чего или кого мы жертвуем то время, которое принадлежит Богу и семье? Семья Иова — это была радостная духовная искренняя семья, где отмечали дни рождения, устраивали пиры, где не было показной чопорности, игры в духовность, при которой детям не разрешают бегать и смеяться, где ещё и ведутся разговоры только на «духовные» темы, где только всё запрещают, называя всё окружающее «мирским». Но при этом дети видят, что высокопарные слова их родителей расходятся с делом, и внешняя святость — лишь ширма, скрывающая истинную сущность. Именно, в частности, из-за этого огромный процент детей многих верующих, в том числе и служителей, оставляет со временем церковь. Но семья Иова была иной. Она собиралась вместе, общалась и искренне славила своего Бога. Это была дружная семья. Ведь вспомним, что у Иова было семь сыновей и наследником был старший. И как часто бывает в таких случаях, как, к примеру, у Исаака, Иакова, Соломона или Давида, сыновья царя ненавидят друг друга, видя в каждом соперника и конкурента. Они не только не общаются друг с другом, порой, годами, но даже убивают друг друга. Война за престолонаследие проходит красной нитью через всю всемирную историю у каждого народа земли. Но семья Иова была в этом плане исключением. И в этом, конечно, далеко не последнюю роль сыграл сам патриарх, верно воспитав своих детей. И как сегодня больно наблюдать, когда из-за неверного родительского отношения дети становятся с возрастом врагами между собой. Всего лишь в одном стихе патриарх Иов раскрывает перед нами многие секреты для успешного построения семьи. Мы видим, что они очень просты и глубоки, и только от нас сегодня зависит, станем ли мы их применять в своих семьях.