Глава 6. Об особенностях траура на Древнем Востоке

«Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился» (Иов. 1:20). В различные времена и у разных народов были свои выражения печали. Так в наши дни траур ассоциируется с черной одеждой, покрытой головой у женщин, печальной музыкой, комьями земли, бросаемыми в могилу. На Древнем же Востоке элементами выражения траура были, в первую очередь, раздирание одежд, острижение головы и посыпание её пеплом. Почему же горе ассоциировалось со столь странными обрядами, которые мы в наши дни скорее назвали бы впадением в истерию. Дело в том, что в древности вся жизнь человека, вплоть до мелочей, была проникнута духовным содержанием. И в обряде траура мы также можем наблюдать глубокую философию. И то, что сегодня нам, читающим эти строки в 2006 году, кажется чем-то весьма экстравагантным, для древнего человека представляло собой настоящую раскрытую книгу. Итак, одежда. В наши дни одежда не имеем и малой толики того значения, что имела в древности. И если еще в странах бывшего СССР по одежде можно было судить о материальном положении человека, то в странах Западной Европы и США от этого давно отошли. Там заботятся не о том, чтобы показать, какую дорогую одежду они могут себе позволить, а о том, чтобы носимая ими одежда была бы просто удобна. Помню, как во время поездки по странам Западной Европы мы были весьма удивлены тем, как скромно, а часто даже и небрежно, одеты там люди. Уходит постепенно в небытие и тип одежды для официальных приемов, когда уже женщины-политики одеты в брючные костюмы (что было бы недопустимым ещё 10 лет назад), а мужчины все чаще и чаще появляются без галстуков. Сегодня мы также являемся свидетелями постоянной смены моды. Словом, увидев в наши дни идущего по улице мужчину или женщину, мы очень мало сможем сказать о них, а часто и ошибиться, так как сегодня часто, к примеру, начинающие предприниматели специально покупают наиболее дорогую одежду, чтобы придать себе не хватающего им имиджа. Или, глядя на западного профессора, одетого в джинсы и кроссовки, вы никогда не скажете, что это учёный. Наблюдаем мы сегодня и смешение одежды в плане возраста. Раньше, к примеру, говорили об одежде для данного возраста, и считалось неприличным, скажем, семейной женщине за 50 лет пойти в мини-юбке. Сегодня этого уже нет, и в одной и той же одежде мы можем встретить и бабушку, и внучку. Но Древний Восток ничего подобного не знал. Понятие моды в нашем понимании там не существовало вовсе, ибо стили одежды не менялись там на протяжении столетий! «Она служила показателем материального, экономического, общественного, нравственного и духовного положения. В обрядах облачения человека в одежду обычно выражался более глубокий символический смысл»! [Словарь Библейских обрядов // Под общ. ред.: Л. Райпена, Д. Уилхойта, Т. Лонгмана. СПб.: Библия для всех, 2005. С. 714]. Так, к примеру «символическое значение одежды обуславливалось в Египте всей совокупностью внешних бытовых отношений народа. Стремление изображать каждое понятие наглядно, соответствующим ему графическим знаком (иероглифом), легшее в основу развития египетской письменности, рано навело египтян на мысль обозначать одеждой, как внешним знаком, не одно только общественное положение, но и различные моменты внутренней жизни». [Вейс Г. История инквизиции. В 3 т. М.: Эксмо-Пресс, 1998. Т. 1. С. 35]. Страх упустить малейшую деталь в одежде, принизив невольно, тем самым, общественное положение человека или исказить его внутренний мир, привел к тому, что «египетские художники прилагали все усилия, чтобы на их картинах и рельефах одежда была воспроизведена как можно более точно и детально. Желая передать мельчайшие подробности в изображении одежды, они почти всегда представляли ее анфас, независимо от расположения самой фигуры. Поэтому ориентация одежды часто противоречит постановке фигур». [Вейс. Указ. соч. Т. 1. С. 24]. В Древней Вавилонии и Ассирии законы об одежде были не менее чётки. Так простой народ имел право носить только длинную рубаху, покрывавшую всё тело от шеи до пяток. «Верхнее платье разрешалось надевать лишь вельможам, жрецам и царю». [Вейс. Указ. соч. Т. 1. С. 140]. При этом играла роль даже «ширина перевязи и способ её ношения, различаясь между собой в зависимости от сана». [Там же. Т. 1. С. 141]. Имела значение и ткань, и украшения, и многое многое другое. Была одежда для дней печали, радости. Была одежда для проституток, иноплеменников и т. д. За нарушение правил ношения одежды, соответствующих общественному, материальному, духовному уровню, грозили наказания и смерть. Поэтому неудивительно, что и Библия, которая писалась в те времена, в своих символах часто использует одежду, чтобы максимально точно передать их значение людям. Так в Писании говорится о белых одеждах праведности (Откр. 7:14; 3:8), которые Бог дарует спасенным. А символом греховности, человеческой, не Божьей праведности является запачканная одежда (Ис. 64:6). «Не будет преувеличением сказать, что на примере образов одежды можно проследить развитие всего библейского богословия и истории спасения». [Словарь Библейских образов. Указ. соч. С. 714]. И потому разрывание одежды, символизирующей, как мы говорили, практически все стороны духовной и материальной жизни древнего человека, говорило о потере всего того, что составляло эту жизнь. Что же лучше могло бы символизировать горе, чем разрыв одежд. И вот, Иов, правитель земли Уц, разрывает свои богатые одежды, ибо они уже не могут символизировать его достаток, знатность, почет, так как он потерял всё это. Но всегда ли были неправы древние, уделяя важное значение одежде? Всегда ли хороша та тотальная свобода, которую мы сегодня наблюдаем в одежде, моде? Не превратились ли они в наши дни в один из важнейших и ведущих механизмов морального разложения общества? Через культ сексуальности, часто прямой развращённости, через смешение полов, ибо понятия мужской и женской одежды, по сути, уже не существует, через попрание элементарных законов красоты, когда многие законодатели моды через свои изделия как бы провозглашают, что чем безобразнее и более вызывающе, тем лучше. Наконец, ведь в то, во что человек одевается, в то он и превращается. Девушка, носящая брюки в обтяжку, прозрачную блузку, с бутылкой пива в руках, с сигаретой в зубах и контрацептивом в кармане вряд ли сможет стать хорошей женой и матерью. Психологи и социологи показали также, что одной из ведущих причин изнасилований является та вызывающе безнравственная одежда, которую сегодня носят многие девушки и женщины. Кстати, чрезмерно открытая одежда и нудизм является одной из причин распространения рака кожи, получающего сегодня всё большую и большую распространенность. Стоит также и задуматься над тем, что должны быть различия в одежде для работы, огорода и церкви. Одежда — это часть культуры не только нашей, но и культуры по отношению к другим, к Богу… Итак, разодрав одежды, Иов остригает голову. Волосам на Древнем Востоке уделялось также большое внимание. Для женщин волосы были символом красоты, для мужчин они были символом не только красоты, но и мужественности, положения. За бородой и волосами был специальный уход, предусматривающий употребление различных мастей. Недаром, описывая красоту Авессалома, Библия подчеркивает красоту его волос. Белые волосы у стариков — это символ зрелости, удостоенной чести и красоты. Гладковыбритые лица свидетельствовали либо о болезни человека, либо о половой несостоятельности, или жреческом сане, когда брили голову и лицо в знак отрешенности от мира. Поэтому в знак унижения победители всегда остригали бороды у побеждённых. Потому и Библия использует этот символ, говоря о суде. «В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду» (Ис. 7:20); «Сними с себя волосы, остригись, скорбя о нежно любимых сынах твоих; расширь из-за них лысину, как у линяющего орла, ибо они переселены будут от тебя» (Мих. 1:16); «И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос — плешь, и вместо широкой епанчи — узкое вретище, вместо красоты — клеймо» (Ис. 3:23). Поэтому, обрив голову, Иов показал, что он находится под судом, под наказанием, что он лишился богатства и почёта. Писание даёт ряд интересных советов в отношении волос, не потерявших актуальность и в наши дни. «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» (1 Кор. 11:14—15). В наши дни поступают с точностью «до наоборот». Многие мужчины отращивают длинные волосы, женщины же стригутся «под Котовского». Люди «улучшают» то, что сотворил Бог, называя это ещё прогрессивной модой. «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петра 3:3—4); «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2:9—10). Этот совет неплохо бы помнить посетительницам дорогих салонов красоты и парикмахерских, отдающих порой тысячи гривен за причёски. Безусловно, прическа должна быть красивой, аккуратной, ибо внешним видом мы тоже прославляем Бога. И ужасно видеть, порой, безобразные старомодные прически у тех, кто именует себя верующими людьми. Но истинная красота заключается не в прическе. Отдавая огромные суммы за стрижку и проводя в салонах часы, у людей не остаётся времени для семьи, молитвы, чтения Библии. Когда писались эти строки, по телевидению шёл фильм о современном бомонде — элите общества. Показывали «золотую» молодежь, рассказывающую с упоением, сколько средств они тратят на одежду и причёски, но при этом на таком ужасно неграмотном русском языке, вперемешку со сленгом, пошлыми шутками и отсутствием каких бы то ни было мыслей. Стало просто страшно от того, какая у нас «элита»… Иов, как позже и его друзья, посыпал свою голову пеплом и прахом. В древности, захватывая города противника, их подвергали после разграбления сожжению. И потому понятие пепла в древности было символом смерти, полного опустошения. Во многих языческих религиях покойников сжигали, и то, что оставалось от них, был лишь прах. Символизировал прах и слабость, кратковременность человеческого бытия, как последствие смертоносной силы греха. Недаром Библия, обращаясь к людям, говорит: «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Сегодня мир провозгласил своим богом Гордыню. Попрание законов, вседозволенность, относительность добра и зла, жизнь по принципу, что у каждого своя правда, — таковы постулаты нашего постмодерного общества. Теряя всё больше человеческое достоинство, мы гонимся за ним, как никогда прежде. И не имея его, мы готовы убить всякого, кто намекнет нам, что у нас нет достоинства… Страшная трагедия, обрушившаяся на Иова, заставила его, богатейшего и влиятельнейшего правителя земли Уц, повергнуться публично в прах и пепел. Сатана с великим нетерпением ожидал этого момента, уже предвкушая, что патриарх проклянет за все постигнутое Бога, но…