Глава 22 Мормонизм: культ обожествления человека

Основатель мормонизма и его первое видение

Возникновение мормонизма, который именуется его приверженцами как Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней, связано с именем американца Иосифа Смита младшего, родившегося в 1805 г. в городе Шарон штата Вермонт, США. Следует отметить,

что его отец, Иосиф Смит старший, и мать Люси были своего рода мистиками. Они говорили, что время от времени их посещали какие-то особые видения и необычные сны. Смит старший проводил много времени в поисках сокровищ. На это его натолкнули столь популярные в начале XIX века легенды и рассказы о древних великих индейских цивилизациях и о принадлежавших им огромных богатствах. Поиски Иосифа Смита старшего были безуспешны, однако, желая поправить свое материальное положение, он стал нелегально чеканить монеты, за что и попал под суд.

В 1816 г. семья Смитов переехала в город Палмира штата Нью-Йорк, где по примеру отца молодой Смит тоже пустился на поиски скрытых сокровищ. Нет сведений о каких-либо его существенных находках. Несмотря на это, Смит младший хвастался, что имеет «чудесный всевидящий камень», который помогает ему в поисках кладов. Узнав об этом, некоторые люди пробовали воспользоваться его услугами, но безуспешно. В 1826 г. молодого Смита судили, обвинив его самозванца в непорядочности.

В 1827 г. Иосиф Смит младший рассказывал родственникам и друзьям, что в 1820 и 1823 гг. его посещали особые, небесные видения, которые были вызваны его религиозными исканиями — он хотел знать, какая церковь учит правильно, чтобы затем присоединиться к ней. Поэтому он молил Бога открыть ему истину. Бог, по словам Смита, ответил через видения.

Первое видение представилось ему в один из прекрасных, ясных дней 1820 г. Оно сопровождалось присутствием особой силы, снизошедшей на него, и густой тьмой, объявшей его. Над головой появился «столп света», превосходящий сияние солнца, который постепенно сошел вниз и «пал» на него. Когда это случилось, Смит увидел Бога Отца и Сына Его Иисуса Христа и услышал от них, что все существующие христианские церкви неправы и все символы их веры являются «мерзостью».

Золотые плиты и «Книга Мормона»

Второе видение было в 1823 г. ночью. Во время молитвы Смит увидел в комнате свет, который становился все ярче и ярче. Внезапно Смит заметил над кроватью в воздухе личность, которая обратилась к нему по имени, сказав, что она послана от Бога и является ангелом Морони.

Ангел объявил Смиту Божий призыв — быть Его вестником. Для исполнения этого поручения через четыре года Смит должен будет найти книгу, состоящую из золотых плит, на которых записана история прежних обитателей американского континента. По словам ангела, она содержала «вечное Евангелие», данное

Спасителем еще древним обитателям Америки. Для перевода этой книги на понятный Смиту английский язык Бог приготовил два камня — урим и туммим, — которые использовались еще древними пророками. Ангел сказал, что Смит увидит то место, где находится каменный ящик с книгой и наперсником, на котором серебряной дугой были прикреплены урим и туммим.

После второго видения следовали и другие, в которых ангел Морони давал Смиту дальнейшие инструкции относительно золотых плит. Рассказал ангел и о девушке, на которой Смит должен был жениться. Посмотрев в свой «чудесный камень», Смит узнал ее: это была Эмма Гейл из Пенсильвании. Отец не разрешал ей выходить замуж, и Смит уговорил Эмму бежать с ним. Иосиф Смит женился на ней в январе 1827 г.

Наконец, по словам Смита, он раскопал золотые плиты на горе Куммора 2 сентября 1827 г. и вместе с уримом и туммимом принес их домой. Ангел Морони повелел ему хранить плиты и вернуть их после того, как Смит сделает перевод текста с «реформированного египетского» языка на английский. Через два года перевод был готов.

По свидетельству жены Смита, плиты, завернутые в полотно, лежали в ящике, который хранился под кроватью и лишь иногда ставили его на стол в гостиной. Перевод текста с первой части плит, до стр. 116, был потерян, когда Смит дал его на время своему приятелю Мартину Харрису. В связи с этим ангел Морони, явившись Смиту, объяснил, что во избежание разночтений не стоит делать новый перевод этой части, так как последующий текст содержит подробное ее изложение.

Работая над переводом, Смит одновременно проповедовал свои идеи и имел успех. Однажды его посетил странствующий учитель Оливер Коудери, которого Смит обратил в свою веру и сделал одним из нескольких «писцов», под диктовку записывающих перевод. Дело пошло неплохо, и Смит с Коудери сообщили, что в награду за это 15 мая 1829 г. им в лесу явился Иоанн Креститель и возложил на них особое звание «сан священства Ааронова». От радости они тут же крестили в реке друг друга и стали пророчествовать о будущих событиях.

В то время пока продолжалась работа по переводу, только Иосиф Смит имел привилегию видеть золотые плиты. Удостовериться в их истинности хотели и некоторые его близкие коллеги: Оливер Коудери, Давид Витмер и Мартин Харрис. Они стали нажимать на Смита, требуя, чтобы он показал плиты. Смит сразу же получил пророческое божественное откровение о том, что он видел плиты только потому, что верил; они увидят тоже самое и

засвидетельствуют это. Однако сам Смит не показал им золотые плиты, хотя и мог, ведь они хранились под его кроватью или на столе. По-видимому, нужно было, чтобы и его друзья увидели плиты с помощью веры. Однажды, когда они были в лесу, по их словам: «Ангел Божий, сойдя с небес, принес и положил плиты пред нашими глазами, так что мы смотрели и видели листы и гравировку на них». (Удостоверение трех свидетелей: «Книга Мормона», VI).

Наконец перевод был закончен, и в 1830 году книга, названная «Книгой Мормона», вышла в свет. 6 апреля того же года Смит и его близкие друзья основали новое религиозное общество — Церковь Христа. Потом оно стало называться Церковью Иисуса Христа Святых Последних Дней.

Такова история священной книги мормонского культа — «Книги Мормона», которую мормоны признают как богодухновенную и ставят ее на одном уровне с Библией, из которой она содержит много выдержек, однако содержание этой книги полностью отличается от Библии.

В книге Мормона говорится о двух древних цивилизациях на американском континенте. Первая связана с прибытием в Америку в 2250 г. до Р. X. группы людей после смешения языков у Вавилонской башни. Впоследствии они были истреблены из-за своей развращенности. Вторая группа прибыла позже. Это были благочестивые иудеи, пострадавшие от разрушения Иерусалима войсками вавилонского царя Навуходоносора в 587 г. до Р. X. Их вождем был человек по имени Нефий. Прибыв в Новый Свет, они основали свою цивилизацию.

Со временем в жизни этих людей произошла трагедия — их община разделилась на две группы: праведных и нечестивых. Праведные назывались нефитами, а нечестивые ламанитами. Последние подверглись Богом проклятию и в результате обрели темный цвет кожи. Они стали американскими индейцами. Нефиты же остались белыми. В «Книге Мормона» говорится, что после воскресения из мертвых, Христос явился в Америке праведным нефитам. Он возвестил им Евангелие и установил как крещение, так и Вечерю Господню.

Злые ламаниты воевали против праведных нефитов. Приблизительно в 385 г. новой эры в великой битве у горы Кумора возле города Палмиры, в штате Нью-Йорк, ламаниты разбили и истребили нефитов. Один из нефитов, по имени Мормон, пророк и историк праведных, жил в последние дни существования своего народа. Перед тем, как были истреблены праведные нефиты, Мормон записал их историю и учение на золотых плитах. После этого он тоже погиб от рук ламанийцев. Его сын Морони добавил новые сведения

к истории, записанной отцом, и перед своею смертью закопал плиты на горе Кумора. Они оставались там почти тысячу пятьсот лет. Затем, прежде чем явиться Иосифу Смиту в 1823 г. и рассказать о золотых плитах, Морони воскрес и превратился в ангела.

Вопрос о достоверности «Книги Мормона»

Беспристрастные исследователи мормонизма считают, что источником «Книги Мормона» были не золотые плиты, а собственная фантазия Смита и популярные в его время легенды о древних индейских цивилизациях. Кроме того, есть основание считать, что Смит взял также кое-что из вымышленных рассказов Соломона Спеллинга о древних жителях Америки. Однако проверить эту версию нельзя, так как, к сожалению, эти рассказы не сохранились.

Вероятнее всего, перерабатывая в своем воображении материал из легенд, рассказов, а также из Библии, Смит написал «Книгу Мормона» и выдал ее за откровение свыше. Таким образом он стал виновником колоссального обмана всех поверивших ему последователей.

В «Книге Мормона» упоминается много самых разнообразных предметов, как, например, изделия искусства, оружие, строения, домашняя утварь, египетские и еврейские письмена и т. д. Но не известно ни одной археологической находки, которая подтвердила бы достоверность этой книги. В 1982 г. престижный Смитсоновский институт Национального Музея естественной Истории США в Вашингтоне опубликовал заявление по поводу «Книги Мормона», в котором, в частности, говорится:

«I. Смитсоновский институт никогда и никоим образом не пользовался «Книгой Мормона» при руководстве научными изысканиями. Археологи института не видят прямой связи между археологией Нового Света и тем, что описано в книге»30.

В данном заявлении содержится девять пунктов, касающихся разных аспектов содержания «Книги Мормона» и археологии Нового Света. Все пункты отвергают идею связи между этой книгой и археологией.

Обыкновенно достоверность какого-либо события или документа подтверждается объективными свидетелями. Кто видел золотые плиты «Книги Мормона» и может это засвидетельствовать, кроме Иосифа Смита? Ясно, что показаний одного человека недостаточно. Должно быть двое или больше свидетелей. Притом, на судебном

30. Information from the National Museum of Natural History, Smithsonian Institution, Washington D.C. 20560, SIL — 76, Summer 1982.

процессе, каждый из них проходит тщательную проверку для того, чтобы суд выяснил, является ли он или она честными и информированными людьми. Ведь свидетели могут и лгать и давать ошибочные показания. Если же они говорят сначала одно, а потом другое, то такому свидетельству нет веры.

В каждом издании «Книги Мормона», как правило, для того чтобы убедить читателей в ее божественном происхождении, приводятся «Удостоверение трех свидетелей» и «Удостоверение восьми свидетелей». Выше мы привели заявление трех свидетелей: Оливера Коудери, Давида Витмера и Мартина Харриса. Но знают ли последователи мормонизма, что случилось в конце концов с этими тремя свидетелями и что они говорили впоследствии?

Известно, что после первого издания этой книги двое первых свидетелей, Оливер Коудери и Давид Витмер, своими же мормонскими коллегами были обвинены в воровстве, лжи, печатании поддельных денег и в том, что они «скандально порочат» свое свидетельство о «Книге Мормона». Оливер Коудери, в конце концов, оставил мормонизм и присоединился к методистской Церкви. Он признался в заблуждении и впоследствии говорил, что ему стыдно за прежнюю связь с мормонизмом. А что касается Мартина Харриса, то сам Иосиф Смит называл его «нечестивым человеком».

Относительно авторов «Удостоверения восьми свидетелей» мы имеем мало информации. Одним из них был некий Джон Витмер. Впоследствии Иосиф Смит высказался о нем, как и о первых трех свидетелях, довольно презрительно: «Такие характеры, как Мак Леллин (неизвестно, кто это. — Н. П.), Джон Витмер, Давид Витмер, Оливер Коудери и Мартин Харрис, являются слишком низкими для того, чтобы о них упоминали, и мы хотели бы забыть о них»31. Поэтому сами собой напрашиваются вопросы: Можно ли доверять таким свидетелям, которых имел Иосиф Смит? Как могло случиться, что они, «видевшие и даже, один из восьми свидетелей, державший в руках золотые плиты», оказались такими ничтожными людьми? Как некоторые из них могли вовсе отречься от мормонизма?

Это, конечно, еще не все. В «Книге Мормона» есть много пробелов, которые мормоны никак не могут залатать. Интересно то, что со времени ее первого издания в 1830 г., в эту книгу были внесены многие исправления. Известный американский исследователь культов В. Мартин по этому вопросу писал:

«Почти 4 тысячи изменений, внесенных в «Книгу Мормона»,

31. Заявление Иосифа Смита приведено в Documentary History of the Church, Vol. Ill, p. 232.

говорят о том, что ни в каком смысле она не может быть принята за Слово Божие. В Библии сказано: «Слово Господне пребывает в век» (1 Пет. 1:25); и наш Спаситель провозгласил: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ин. 17:17). Правдивость Писания (Библии) неоспорима. В Книге же Мормона слишком многие места явно лживы, чтобы считать это случайностью»32.

Кроме того, многие исследователи считают, что в «Книге Мормона» имеют место примеры плагиата, анахронизмы и противоречия. Известно много случаев, когда честные мормоны после серьезного исследования этого фальсифицированного труда, отказались от мормонизма, потому что пришли к убеждению в недостоверности «Книги Мормона».

Роль «откровений» в деятельности Иосифа Смита

В истории мормонского учения важнейшую роль играли частые откровения Смита, которые записывались и были изданы в книге под названием «Доктрины и заветы». В то же время скандалы, разделы и отступничество были постоянными явлениями в жизни мормонов. В большинстве подобных случаев виновен был сам Иосиф Смит. Его идеи и поведение создавали постоянные трудности для сторонников культа и в конце концов привели к преждевременной гибели Смита.

Через год после первого издания «Книги Мормона» и формального основания Церкви Христа, по откровению своего вождя, мормоны перебрались в город Киркланд штата Огайо. Однако жителям Киркланда они совсем не понравились. По инструкции, полученной в следующем откровении, Смит организовал защитную бригаду:

Объединенный Орден Еноха. Затем, из-за вражды и военных столкновений между мормонами и населением Киркланда, Смит в 1934 г. получил специальное откровение, возвещающее, что «обетованная земля» находится в штате Миссури. В связи с этим Смит организовал туда военный поход. Узнав об этом, жители Миссури подготовились для военных действий. Члены ордена Смита через две недели вернулись обратно. Однако некоторые мормоны остались в Миссури, но там им пришлось пережить много трудностей.

Однажды в Киркланде Иосифа Смита посетил продавец египетских изделий, узнавший, что он перевел содержание золотых плит с «реформированного египетского языка» на английский. Торговец показал Смиту египетскую папирусную книгу и попросил ее

32. См. Walter Martin, The Kingdom of the Cults. Minneapolis, Minn.: Bethany House Publishers, 1985, p. 187.

перевести. Смит заинтересовался этим предложением и купил ее, заплатив больше двух тысяч долларов. Затем он «разработал» египетские алфавит и грамматику «под прямым вдохновением с неба» и «перевел» текст книги на английский язык. Этот перевод стал известен, как «Книга Авраама», и занял место одной из священных книг мормонизма. Папирусная книга куда-то исчезла и никто не знал, где она находилась. Тем временем мормоны пользовались «Книгой Авраама», как данной свыше. Вместе с другими, не вошедшими в «Доктрины и заветы» откровениями, она стала частью важной для мормонов книги под названием «Жемчужина великой цены».

В 1967 г. папирусный оригинал «Книги Авраама» был найден. Когда египтологи изучили ее содержание, то обнаружилось, что перевод Иосифа Смита не имеет ничего общего с содержанием древнеегипетского текста. Эти сведения были опубликованы, и мормоны не знали как реагировать на разоблачения. До сих пор они предлагают разные теории, чтобы выйти из затруднительного положения. Как бы то ни было «Книга Авраама» продолжает оставаться в священной книге «Жемчужина великой цены».

Находясь в Киркланде, Смит получал также секретные «откровения», согласно которым он, а также все мормонские мужчины могут иметь много жен. Как сам Смит, так и его близкие единомышленники стали тайно практиковать полигамный брак. Однако, как говорится: «Шила в мешке не утаишь», и слухи об этом начали распространяться в городе. Такого рода поведение возмущало как многих мормонов, так, естественно, и других жителей, которые смотрели на Смита и мормонов, как на странных людей. Однажды в 1835 г., когда Смит был в отъезде, общее собрание мормонов обсудило этот вопрос и проголосовало за то, чтобы в книгу «Доктрины и заветы» включить «Статью о браке». В ней было сказано, что «один мужчина должен иметь одну жену; и одна жена должна иметь одного мужа, за исключением случаев смерти одного из супругов, когда каждый свободен снова вступить в брак»33. Статья была удалена из книги лишь в 1876 г., много лет спустя после фактического установления многоженства в культе мормонов.

Интересно знать как жена Иосифа Смита смотрела на проблему полигамии. Для нее это, конечно, был трудный вопрос. С одной стороны она верила в пророческий статус мужа, а с другой — постоянно тяготилась его поведением. Иосиф же пробовал успокоить ее,

33. Newell and Avery, Mormon Enigma, 65-66 quoted in Ruth A. Tucker, Another GospeL Grand Rapids, Mien.: Zondervan, 1989, p. 65.

передавая специальные «откровения», в которых говорилось, чтобы она не протестовала. Несмотря на это, Эмма часто скандалила с другими «женами», била их и гнала вон. Однажды в отчаянии она даже пыталась отравить своего мужа. Неизвестно, сколько побочных «жен» имел Иосиф Смит. Исследователи расходятся в подсчетах. Одни говорят, что у него было двадцать семь «жен», другие — сорок восемь, а третьи — восемьдесят четыре. Из них Эмма, вероятно, лично знала только семь. Есть достаточно сведений, как из мормонской литературы, так и из других источников, что Иосиф Смит жил как с незамужними женщинами, так и с чужими женами34.

В 1836 г. мормоны построили в Киркланде храм. Есть данные о том, что во время его освящения многие говорили на разных языках и пророчествовали. В том же году Смит основал свой банк и стал выпускать «антибанковые» деньги. Вскоре это дело провалилось и он некоторое время не мог появляться публично.

Со временем положение мормонов в Киркланде стало критическим. Споры и раздоры внутри культа и давление извне заставили Смита в 1838 г. вместе с приятелем бежать на конях в штат Миссури. Но он не унывал. Находясь там, Смит купил 66 акров земли и, указав «святое место», где будет построен храм Сиона и обоснуется земной штаб царства Иисуса Христа, заявил, что мормоны никогда не оставят штат Миссури.

Однако это предсказание оказалось неверным. Осенью 1838 г. губернатор, Лиллибурн Боггс, отдал приказ выгнать мормонов из штата Миссури. Иосиф Смит и несколько главарей мормонов были арестованы и посажены в тюрьму. Бригхам Янг, как доверенный Смита, вывел мормонов в штат Иллинойс и поселил в небольшой деревне, ставшей вскоре городом Науву, на берегу реки Миссисипи.

Отбыв срок заключения, Иосиф Смит прибыл в апреле 1839 г. в Науву. В том же году около трех тысяч новых мормонов поселились там. Благодаря большому количеству новоприбывших деревня превратилась в город. Как глава большинства жителей, Смит стал мэром города Науву и начальником городской милиции. Но и здесь не было мира. Мормоны спорили и скандалили между собой. Кроме того сюда прибыло много людей, которые не хотели стать мормонами, и по разным причинам сопротивлялись Смиту и его друзьям.

В городе Науву начались стычки между сторонниками Смита и «язычниками» как за власть, так и по поводу слухов о тайной полигамии. Публично «пророк» и его сторонники отказывались

34. Salt Lake City Messenger, Issue No 66, Jan. 1988. Utah Lighthouse Minisry, P.O.Box 1884, Salt Lake City, Utah, 83110, USA, p. 3-4.

признаться, что они практикуют многоженство, но на деле продолжали такую практику. В подобный образ жизни были вовлечены многие мормоны, сторонники Смита, и скрывать это было невозможно.

В конце концов из-за раздоров, взаимных обвинений и столкновений положение подошло к критической точке. Группа мормонов-диссидентов купила типографский станок и стала издавать газету «Науву Экспозитор», где раскрывались секреты полигамной жизни членов церкви Смита. В ответ на это Смит велел закрыть издательство и вместе со всеми материалами выбросить станок на улицу. Друзьям Смита этого только и надо было. Они сразу же исполнили его приказание. На следующий день, 11 июня 1844 г., в городе собралась большая толпа и жители поклялись истребить «нечестивых и мерзких мормонов». День спустя Иосиф Смит и его брат Хирам были арестованы вместе с семнадцатью коллегами, которые участвовали в разгроме типографии газеты. Они просидели в тюрьме две недели. 27 июня в городе произошел новый бунт. Толпа народа, возмущенная разоблачением секретов, связанных с полигамией, ворвалась в тюрьму. Иосиф Смит и Хирам были убиты ружейными выстрелами. Таким образом Церковь мормонов обрела своих мучеников.

Бригхам Янг и переселение мормонов в штат Юта

После Иосифа Смита мормоны разделились на несколько групп. Предводителем самой большой из них стал Бригхам Янг, следовавший за Смитом с 1832 г. Ввиду того, что положение мормонов в Науву после гибели Смита не улучшалось, Янг решил переселить их как можно дальше на восток. В 1846 г. его приверженцы оставили штат Иллинойс и перебрались к реке Миссури, где оставались до 1848 г. Янг вместе с партией разведчиков обследовали восточные районы США. Для окончательного поселения было выбрано глухое место в центральной части страны в штате Юта. В декабре 1847 г. Янг вернулся к своей основной группе и официально стал ее президентом. В 1848 г. все они переселились в штат Юта, где и основали город Солт-Лейк-Сити, который существует и в настоящее время.

До своей смерти в 1877 г. Янг был лидером большей мормонской группы, известной под названием Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней. Он оказался способным лидером, а также удачливым политическим деятелем. Как верный последователь Смита, Янг старался исполнять все его заповеди, включая многоженство. Никто не знает, сколько в точности было у него жен, однако известно, что не меньше двадцати. Они родили ему 47 детей.

После переселения в штат Юта под руководством Янга, вместо того, чтобы оставаться в секрете, полигамный образ жизни стал официальной доктриной церкви мормонов.

Новые группы мормонов

После смерти «пророка» Иосифа Смита мормоны разделились на несколько групп. Вторая группа по количеству членов не была велика. Она обосновалась в штате Миссури и до сих пор имеет там свой центр, где, по предсказанию «пророка», должен был быть построен храм Сиона. К ней присоединились жена погибшего мученика Эмма Смит и ее сын Иосиф Смит III. Они отвергли полигамию и отказались признать Бригхама Янга своим руководителем. Иосиф Смит III возглавил эту группу в I860 г. Официально она носит название Реорганизованной Церкви Христа Святых Последних Дней. Важным пунктом ее веры является доктрина наследственной преемственности по линии основоположника Иосифа Смита, младшего.

Кроме двух главных групп мормонов, после смерти Смита выделилось еще не менее пяти. Ими руководили бывшие единомышленники «пророка». Эти группы продолжали практиковать полигамный образ жизни.

Устранение полигамии

Идея многоженства была весьма нежелательна для определенных кругов мормонов, в том числе для жены самого «пророка». Интересен тот факт, что после смерти Смита его жена и мормоны, отвергшие многоженство, стали говорить, что и сам Иосиф Смит не учил многоженству и не практиковал его. Виноват в пропаганде многоженства был руководитель большей группы мормонов Бригхам Янг. До сих пор Реорганизованная Церковь придерживается такой версии. Однако исследователи утверждают, что все факты по этому поводу говорят о том, что Бригхам Янг был лишь последователем Смита. Как бы то ни было, многоженству мормонов не было суждено существовать вечно. По решению американского правительства и Верховного суда мормоны были вынуждены в 1890 г. оставить такой образ жизни.

Учение мормонизма

Мормонизм можно определить как культ обожествления человека. Такой вывод следует из этого учения. Важно подчеркнуть, что этот культ пропитан идеей полигамии. Известный американский исследователь культов Я. Ван Баален пишет, что поиски полового

удовольствия, характеризовавшие Смита, Янга, Пратта и других основоположников мормонской системы, привели в результате к доктрине о полигамии. Это, в свою очередь, стало их основной теорией, и полигамный брак был перенесен из земной жизни в будущее на небесах. Это повлияло на понятие мормонов и о Боге, жилище которого на небесах. А так как понятие человека о Боге, естественно, определяет его взгляд на грех против Бога, на спасение и на Христа Спасителя, то становится ясным, что фаллицизм в учении мормонизма привел к странной смеси доктрин, которые кажутся заимствованными из разных источников. Так как самым высшим понятием наслаждения у мормонов является зачатие сыновей и дочерей, то Сам Бог, согласно этому учению, становится полигамистом35.

Однако, несмотря на это, человек, который в наше время впервые встречается с мормонами и с их учением, не заметит ничего такого, что возбудило бы к миссионерам и рядовым членам Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней подозрение в том, что они исповедуют полигамные идеи. Теперь мормоны полигамию официально отвергают, хотя есть группы, находящиеся вне их основной организации, которые тайно следуют учению Смита.

В обобщенном виде учение мормонизма, основанное на откровениях Иосифа Смита и частично его преемников, заключается в следующем.

1. Библия есть Слово Божие, но также им являются «Книга Мормона», сборники откровений Смита, «Доктрины и заветы» и «Жемчужина великой цены».

2. Глава мормонской церкви, называемый президентом и считающийся пророком, как преемник Иосифа Смита может давать новые авторитетные откровения.

3. Бог Отец — это воскресший человек, обладающий физическим телом. Христос, будучи Богом, тоже воскресший человек. Как и они, Святой Дух тоже человек, но он обладает духовным, а не физическим телом. Все трое есть отдельные Боги. Святого Духа, являющегося личностью (по-английски Holy Ghost), нельзя смешивать с Духом Святым (по-английски Holy Spirit), которого нужно считать лишь влиянием Бога Отца.

4. Интеллект человека (это относится и к богам) вечен потому, что никогда не был сотворен и никогда не прекратит своего бытия. Он существует сам по себе и равен интеллекту Отца.

35. См. Jan Karek Van Baalen, The Chaos of Cults. Grand Rapids, Michigan: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1962, p. 206.

5. Бога Отца нужно почитать как Творца лишь потому, что через половые сношения с небесными женами он создал на небе духовные тела для всех вечных интеллектов, которым предназначено физически родиться на земле.

6. Иисус Христос является первородным духовным сыном Отца, а Сатана одним из любимых Отцом братьев.

7. После создания на небе всех духовных тел Отец созвал на совет духов и предложил план испытания Его детей через физическую, земную жизнь и возвращения их к Нему после смерти. Важным фактором плана была полная свобода каждого будущего человека. Человек мог избрать как угодный Отцу образ жизни, так и неугодный. Это значило, что в зависимости от выбора некоторые из Его детей к Нему не вернутся.

8. Первородный Сын Божий, Христос, одобрил план Отца, несмотря на то, что в случае избрания греховного образа жизни будущими людьми Он должен будет принести Себя в жертву на кресте за их грехи и дать всем им возможность воскреснуть после физической смерти.

9. Сатана предложил свой план, который не включал свободы выбора для людей, но зато гарантировал возвращение всех к Отцу. План Сатаны поддержала треть всех духов. Но когда Отец не принял этот план, Сатана и его сторонники восстали. Они были побеждены и сброшены с неба. В наказание за сопротивление они не имеют возможности рождаться на земле и пребывать в физическом теле. Это значит, что они никогда не будут богами. Сатана и его духи продолжают воевать против Бога Отца.

10. Первый человек, Адам, в результате своего выбора оказался смертным, но не стал падшей греховной натурой. Выбор его был правильным, так как в противном случае он не смог бы иметь половой близости с Евой и иметь детей. Это означало бы, что он нарушил первую, наиболее важную заповедь Отца — плодиться, размножаться и наполнять землю людьми.

11. Христос родился на Земле от мормонского бога и девы Марии. Он умер на кресте, воскрес и этим дал всем людям возможность воскреснуть из мертвых. Поэтому искупление может только избавить от смерти, а спасение по благодати означает универсальное воскресение. Каяться нужно не для спасения, а для того, чтобы был прощен каждый отдельный грех. В вечности же люди получат то, что они заслужили.

12. Предназначение каждого человека — возвыситься и стать богом, подобным Отцу. Иосиф Смит говорил: «Каким человек есть, Бог был; каким Бог есть, человек может стать». Когда после

воскресения человек достигнет состояния божества, подобного Отцу, он будет иметь жен и детей. В мормонизме никто не достигнет высшего Царства Божия, если не примет мормонского крещения. После смерти человек, если он мормон, попадает в рай, а если нет, он оказывается в месте, которое является духовной тюрьмой. Находясь в раю, мормон ожидает первого воскресения перед началом Тысячелетнего Царства. Что же касается не мормона, то он воскреснет во второе воскресение после тысячелетия и перед началом Божиего суда. В промежутке между смертью и воскресением мормон может заниматься полезным делом, а не мормон — улучшить свое положение. В это время мормоны посещают духовную тюрьму и проповедуют находящимся там душам мормонизм. Что же касается не мормона, если он нагрешил, то, страдая («пока не отдаст и последней полушки», Лук. 12:59) и услышав свидетельства мормонской души, он получает шанс стать мормоном и таким образом перейти в рай. Но для этого требуется крещение, которое нельзя осуществить в потустороннем мире. В таком случае не мормон может принять крещение одного из живущих на Земле мормонов.

13. Никто не станет Богом, если не будет совершенным мормоном. Поэтому кроме того, чтобы принять крещение и исполнять определенные обязанности, он должен совершать ритуальные омовения и помазания, принять священство и, что важнее всего, «запечатлеть» вечный брак или браки с одной или несколькими небесными женами. Так как в мормонизме женщина не может достичь наивысшей славы без мужчины, многие женщины соглашаются «запечатлеть» брак с каким-либо мужчиной, который уже имеет одну или больше небесных жен. В таком случае она предпочитает стать хотя бы одной из богинь, чем оставаться никем. Если же умершие люди не мормоны желают стать богами, им нужно не только принять заместительное крещение, но и вступить в заместительные браки, при которых супружеские обязанности выполняют вместо них живущие на земле мормоны.

14. Священство в мормонизме имеет две категории: низшую, по чину Аарона (для мальчиков и рядовых мужчин), и высшую, по чину Мельхиседека (для руководителей движения). Мормоны говорят, что никто из первой или второй категорий священства не получает жалования за свою деятельность. Однако весь . высший состав «церкви» находится на службе полную рабочую неделю и, естественно, живет за счет своего культа.

15. Мормонская церковь учит, что в вечности будет три царства и один ад. Первое, самое высшее, называется Селестиальным

Царством. В нем царствуют мормоны, достигшие божества. Им служат мормоны, исполнившие все обряды, кроме обряда «вечного» брака. Второе царство называется Террестиальным. В нем находятся среднего ранга мормоны и все достойные люди мира, которые не стали мормонами либо потому, что не знали об этом учении, либо потому, что не смогли его понять. Третье царство — Телестиальное, в котором находятся разного рода грешники, но не из самых плохих. В этом царстве жизнь подобна настоящей земной жизни. И, наконец, имеется ад. В нем находятся отступники от мормонизма, самые страшные преступники, дьявол и его ангелы. В ад попадет немного людей.

Важное место в мормонском мировоззрении занимает доктрина о предсуществовании души. Мормоны считают, что главное в человеке — интеллект, который существует вечно. Он облекается в тело, рожденное в результате полового сношения в духовном мире Бога Отца и небесной Матери. Потом душа рождается на земле уже от земных родителей. Мормонизм оправдывал полигамию тем, что она якобы дает больше возможностей душам рождаться в мормонских семьях и таким образом стремиться к своему божеству.

Душа, которая родится в теле, примет мормонское крещение и будет усердно исполнять все предписания церкви, обретет возможность духовного развития в загробном мире. В конце концов она достигнет положения Бога Отца. Иначе говоря, она станет Богом, равным ему. Как Бог Отец имеет власть над нашей Землей, так и каждая заслуженная мормонская душа, став равным ему Богом, будет иметь в своем владении другие планеты и населять их детьми в результате половой близости с женами.

Мормоны, будущие боги, должны приобретать себе вечных супруг через секретные брачные церемонии, называемые небесными браками. Эти церемонии совершаются не в обыкновенных мормонских молитвенных домах или церквах, а в специальных храмах. Эти храмы предназначены не для обычных богослужений, а для совершения заместительных крещений и других секретных обрядов, из которых обряд небесного брака мормоны считают самым важным. В то время, как гражданский и обычный церковный браки связывают мужа и жену на все дни земной жизни, брак небесный соединяет их навечно. Согласно мормонскому учению, без небесного брака или браков невозможно достичь наивысшего уровня обожествления.

В оправдание теории о заступническом крещении один из президентов (так называемые главные лидеры) мормонской церкви рассказал, что однажды его окружили духи умерших людей и

потребовали ответ на вопрос: почему он их не спасает. Услышанные жалобы настолько встревожили его, что на другой день он принял крещение за все эти души.

За умерших крестятся по этой же причине многие мормоны. Особенно часто это делается за своих предков, умерших без обращения в мормоны. Однако, если какие-либо мормоны являются ревностными членами культа и имеют время и средства, то они производят этот обряд за любого человека, о котором узнают, что он умер без крещения в их культе. Это делается с полной религиозной ответственностью. В связи с такими особенностями культа мормонские организации собирают самые обширные в мире сведения о рождении людей. В каждой стране, где создается группа мормонов, они приступают к сбору сведений об умерших для того, чтобы за них принимать крещение и крестить вновь обращенных.

Иосиф Смит в свое время был масоном и заимствовал масонские ритуалы, которые совершаются в мормонских храмах по сей день. Эти ритуалы включают сцены сотворения мира, секретные пароли и рукопожатия, а также принятие новых тайных имен. Каждый член мормонской церкви по заповеди Иосифа Смита обязан постоянно носить специальную нижнюю одежду обрядового значения для того, чтобы предохранять себя от злых духов.

В учении и практике мормонизма имеются несколько характерных культовых признаков. Все они важны для членов мормонской церкви. Этими признаками, например, являются следующие аспекты культа: откровения Смита, его диктаторский статус при жизни и беспрекословный авторитет после смерти, авторитет его книг, политеизм, обожествление человека, предсуществованиедуши, важность обрядов, секретные ритуалы, оккультизм, фантазии о будущей жизни и учение о спасении делами.

Роль лидеров и миссионерская деятельность

Хотя мормоны говорят, что признают авторитет Библии и верят в Христа, однако на деле они всецело следуют лжепророку, который не открыл им истину, а изложил надуманное учение. Преемники Иосифа Смита, называемые президентами, имеют статус посредников между Богом (их богом) и людьми. Через них в нужное руководству мормонов время приходят новые откровения.

Например, на основе откровения Иосифу Смиту, мормоны первоначально практиковали расизм, не допуская к священству черных людей. Однако в последние годы такая позиция поставила их в затруднительное положение. Проблема была разрешена тем, что президенту мормонской церкви было якобы дано новое откровение, в котором говорилось, что церковь может рукополагать себе

служителей, не взирая на их расовую принадлежность.

В мормонизме видна та трагедия, о которой писал апостол Павел Тимофею: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (курсив мой. — Н. П.) (2 Тим. 4:3-4).

Мормоны всегда вели активную миссионерскую работу в США, где возникло это движение, и за границей. Самым распространенным методом их работы является личное посещение жителей дома. Обычно эту работу выполняют молодые люди. Каждый молодой мормон должен два года прослужить как миссионер своей церкви. Расходы на эти цели покрывают его родители. Молодые миссионеры обычно ходят по двое по улицам выбранных районов, подходят к двери дома и стучат в нее. Если хозяева отвечают на стук и выходят, мормоны начинают беседу, предлагая свою литературу.

Из истории прошлого столетия известен по крайней мере один случай, когда они, не говоря кто они на самом деле, вошли в доверие пастора и большинства членов одной баптистской церкви в Дании. Затем постепенно они стали говорить о новых откровениях и проповедовать свое учение. Многие члены этой церкви были так увлечены ими, что образовали мормонскую церковь в Дании.

Эффективным способом миссионерской работы этого культа за границей является открытие воскресных школ для взрослых и детей в разных странах. Обучая детей и молодежь обыкновенным школьным предметам, мормоны преподают им также свое учение и в этом деле добиваются успеха. Они широко используют радио для передачи коротких, но умно составленных рекламных клипов на темы семейной жизни и единства мормонов. Известный на Западе мормонский хор, официально называемый Хором Мормонской Скинии, много делает для создания положительной репутации этого культа. Кроме того организуются специальные фестивали, посвященные распространению этого учения. Во многих мормонских центрах имеются специальные библиотеки. Когда читатели записывают в формуляры свои фамилии и адреса, сотрудники их учитывают и посылают миссионерам культа в районах, где живут посетители. Миссионеры вступают в контакт с ними и таким образом стараются обратить их в мормонизм.

В наши дни во всем мире насчитывается около шести миллионов мормонов. В основном это жители США, однако последователей этого культа можно встретить на всех континентах и во многих странах, включая страны Восточной Европы и СНГ.

Мормонизм пользуется тем, что люди не знают всех фактов, связанных с его происхождением. В то же время есть много бывших

мормонов, которые отвергли этот культ, потому что изучили его основы. Это, например, супруги Джералд и Сандра Таннер из города Солт-Лейк-Сити, штат Юта, которые занимаются исследовательской работой по вопросам мормонизма. Они были искренними мормонами из мормонских семей, но в свое время стали изучать корни своей религии и оставили ее, обратившись к Христу согласно учения Нового Завета. В книгах и журналах, которые выпускают супруги Таннер, они эффективно раскрывают несостоятельность мормонизма.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что мормонизм определенно является религиозным культом и еретическим движением. Его учение уникально и никаким образом не соответствует Библии. Трагично бывает, когда люди, не зная его сути, постепенно становятся его последователями. А когда им становится ясно это заблуждение, то не так легко вырваться из его пут.

Как бы то ни было. Бог возлюбил мир. Он возлюбил также и мормонов. Наше благовестие, как и защита овец Христа и Его учения, относится и к ним. Ведь есть обращенные к истине из среды мормонов. Им можно помочь, только нужно всегда помнить, что кроме ошибочных идей и понятий действуют силы тьмы, удерживающие души от Господа, а также психологические, социальные, семейные и другие факторы, которые препятствуют мормонам покидать это движение. Кроме разумного подхода и бесед, нужна молитвенная подготовка и искренняя любовь к ним, как к душам, блуждающим во тьме.

Имея это в виду, мы верим, чт0 беседы с мормонами полезны по следующим темам: 1) археологические данные и их связь с учением мормонизма; 2) неубедительность «откровений» Иосифа Смита, как и откровений основателей других культов; отказ от мормонизма его главных свидетелей; 3) жизнь «пророка» Смита и его полигамия не соответствуют ни первым главам книги Бытие, ни учению Христа о брачной жизни; 4) противоречие между мормонским и библейским учениями о Боге; 5) многочисленные поправки в «Книге Мормона» со времени ее первого издания и достоверность древнейших рукописей Библии.

Изучив учение и практику мормонов, читатель сам сможет добавить другие темы, которые будут полезны в беседах с ними.