Заключение

Причины распространения культов. выводы

Причины развития культов

Многие культы или малые агрессивные еретические движения имеют успех в приобщении новых членов. Некоторые из них активно работают по распространению своего учения и конкурируют с известными деноминациями. Поэтому существенно важен вопрос, почему развиваются культы?

Прежде всего вспомним ответ Слова Божия. Господь Иисус неоднократно предупреждал о том, что будут лжеучителя, лжепророки и лжехристы, которые прельстят многих. Некоторые из них даже «дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Апостолы Христа тоже предупреждали о лжеучителях и лжепророках (Мф. 24:11,24; Деян. 20:29-30; 2 Пет. 2:1-3; 1 Ин. 2:18-19; 2 Кор. 11:2-4; 1 Тим. 4:1-3). Причина этого в действии духа зла против деятельности Божией в проповеди Евангелия и спасении душ. Одним из примеров этого является случай, когда однажды во время свидетельства о Христе ап. Павла проконсулу Сергию Павлу на острове Кипре противодействовал Елима волхв (Деян. 13:6-12). An. Павел писал в Послании к Ефесянам о брани «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против злобы поднебесных» и это имеет прямое отношение к деятельности разных культов (Еф. 6:12).

Однако в каждом подобном случае действуют естественные, психологические и социальные законы. Давид Хесселгрэйв, профессор Евангельской Богословской Школы Св. Троицы в Чикаго, говорит в книге «Динамические религиозные движения», что культы происходят и функционируют при содействии причин, по крайней мере, четырех категорий:

1. Во-первых, так называемая необходимая причина, без которой культ не появится и не будет развиваться.

2. Во-вторых, достаточная причина, которая всегда сопутствует росту.

3. В-третьих, вспомогательная причина, которая улучшает возможность для роста.

4. В-четвертых, случайная причина, которая является фактором, способствующим другому фактору быть вспомогательной причиной.

Причиной может быть время или сложившиеся обстоятельства. Так же важны культурные и религиозные условия, либо другие причины. Объясняя подробнее эту концепцию, Д. Хесселгрэйв говорит о семи аспектах жизни разных культов, которые излагает в следующем порядке:

1. Во-первых, что касается веры или доктринального исповедания. В этом аспекте важны такие факторы, как:

а) уникальность учения. Пусть даже оно будет заимствовано из разных источников, но лишь бы было по своему составу новым, уникальным;

б) практические ожидания. В это понятие включаются такие конкретные обещания, как успех, мир, обещание надежды на будущее счастье, превосходство, забота друг о друге и т. п.;

в) всеобъемлющее мировоззрение. Лидеры культов не оставляют второстепенные вопросы непродуманными или без ответа. Они обычно дают своим членам ответы на все вопросы, по крайней мере, на те, которые обычно задают люди. Рядовые члены культов не должны сами ломать голову над трудными вопросами;

г) особая апокалиптическая система. Люди всегда интересуются будущими событиями и концом мира. Как бы культы ни отличались друг от друга в толковании истории и будущего, они всегда имеют свою собственную схему будущего и знают место своих членов в ней.

2. Во-вторых, что касается организационного уклада группы. В этом аспекте играют роль такие факторы, как:

а) структура организации. Обычно организация культов является иерархической, более подходящей к военной, привилегированной. Власть лидеров и их помощников в ней играет очень важную роль. Часто именно они являются буквально диктаторами. Неповиновение приводит к строгим мерам взыскания;

б) доминирующие вожди. Возглавляют культы обычно люди, которые имеют необычайные способности вести за собою людей. Как они это делают, является особым вопросом;

в) личное участие рядовых членов. В растущих движениях и культах наблюдается тот факт, что лидеры создают условия

для участия в движении каждого члена культа, то ли путем убеждения, страха или в результате организационного порядка.

3. В-третьих, что касается богослужения и обрядов. В этом аспекте деятельности культа играют роль такие факторы, как:

а) вступительные обряды. В то время, как в евангельских церквах главное внимание уделяется вопросу обращения и возрождения, в культах обряд приема играет более важную роль;

б) участие всех в богослужебных обрядах. Члены культов, обыкновенно, не являются пассивными наблюдателями того, что происходит во время службы, но активно участвуют в ней. Они исполняют свою роль и предписанные обряды, что дает им чувство собственной значимости и эмоциональное удовлетворение;

в) внимание к чувствам людей. Многие культы используют психологические нужды людей, обещая им физические исцеления, близость общения с единоверцами и опеку со стороны вождей.

4. В-четвертых, — богослужебные места. В этом аспекте преобладает следующий фактор:

а) храмы и священные места. Не все культы их имеют, но в практике многих из них центры их организаций, храмы, залы и другие особые места имеют особое значение, как важные священные места веры. Психологический фактор этого нельзя недооценивать.

5. В пятых, что касается происхождения культов и их книг. В этом аспекте отметим такие факторы, как:

а) абсолютный авторитет «откровений» и «открытий» якобы данный основателям культов. Лидеры культов и их последователи выдают свои «откровения», «явления», «открытия» и т. п. за божественные и беспрекословные. Для них они являются абсолютной истиной;

б) непогрешимость книг. написанных основателями культов. Может быть текст этих книг был подвержен добавлениям, исправлениям и сокращениям, это не важно. Литературные труды лидеров занимают положение авторитетных священных книг в жизни и практике культа. 6. В-шестых, — психологическое состояние членов культа. В этом аспекте играют роль такие факторы, как:

а) сознание своего положения, принадлежности к культу и уверенности в себе. Человек, присоединившийся к какому-то культу, получает в награду сознание, что он

принадлежит к особому, избранному классу людей. Он чувствует себя под покровом особого благоволения и защиты. Он чувствует также, что имеет привилегию участвовать в самом важном деле на земле;

б) благоволение и экстаз. Данные переживания, если не во всех культах, то во многих, имеют место в практике богослужений и собраний. Когда это происходит в общении с другими, люди чувствуют, что они нашли для себя истину и удовлетворение;

в) подвижничество. Члены культа бывают очень ревностны в распространении своего учения. Они могут жертвовать временем, средствами и даже жизнью ради успеха своего культа.

7. В-седьмых, что касается методов приобщения новых последователей. В этом аспекте находятся такие факторы, как:

а) понимание цели и разработка программ работы. Так как члены культа считают, что истина на их стороне, а все остальные заблуждаются, то они не теряют из вида цели своего существования. Они разрабатывают программы для обращения людей в свою веру. Они очень часто ревностные миссионеры;

б) личная работа с новыми людьми. Некоторые культы имеют хорошие курсы для новых членов. Проводятся личные беседы с людьми, которые не принадлежат к данному движению;

в) использование средств массовой информации. Многие активные культы используют различные эффективные методы для достижения своих целей. Они употребляют не только газеты и журналы, но также радио и телевидение;

г) создание учебных институтов. С целью расширения работы и привлечения молодежи, некоторые движения основывают школы, колледжи и даже университеты. Они делают это в странах, где они прочно обосновались, но также и в других странах, где проводят миссионерскую работу.

Рекомендации деноминациям

Проблема культов и различных неортодоксальных движений в наше время является довольно серьезной. Большинство из них занимается миссионерской деятельностью, стараются привлечь как вообще неверующих людей, так и тех, кто принадлежит к истинному христианству. В особенности они стараются также привлечь неутвердившуюся в Слове Божием молодежь. На эту проблему должны обратить внимание руководители всех христианских церквей.

Наша рекомендация деноминациям заключается в том, чтобы организовать при них отделы или организации по вопросам разных религий и культов. В их обязанность должно входить следующее:

1. Изучение деятельности и мировоззрений религий и культов в данной стране.

2. Изучение журналов, газет и вообще литературы для того, чтобы знать, каким образом и почему распространяются идеи нехристианских религий и культов среди интеллигенции, в учебных заведениях и вообще среди населения.

3. Чтение рапортов и проведение тематических семинаров на съездах и специальных заседаниях.

4. Издание журналов, брошюр, монографий и вообще серьезной литературы по вопросам религии и о культах с библейской точки зрения.

5. Проведение семинаров по проблемам, связанным с культами на съездах священнослужителей и в поместных Церквах.

6. Приглашать христиан-специалистов по религиям и культам из других стран для чтения лекций на эти темы служителям церквей и молодежи.

7. Публиковать свои материалы в светских журналах и газетах, выступать с библейских позиций по радио и телевидению.

Рекомендации отдельным церквам

Служители церквей и вообще способные проповедники играют важную роль в духовном воспитании верующих, проповедуя Евангелие с кафедры. А это требует серьезного изучения Слова Божия и молитвы.

Важно, чтобы богатое Слово Божие служило углублению духовной жизни верующих и давало им наставления как правильно поступать в разных случаях жизни. Кроме того, священнослужители должны знать, что делают представители разных культов в их городе или местности. Поэтому наши рекомендации отдельным церквам заключаются в следующем:

1. Молиться, чтобы Господь дал мудрость, как могла бы церковь воспитывать своих членов и молодежь.

2. Большая церковь должна иметь не только одного штатного служителя, но и других, в зависимости от количества членов. Важен уход за членами церкви, особенно за молодежью. Важно также, чтобы служители и проповедники имели время для чтения и учения.

3. Служители церкви — это пастыри своих овец. Они должны знать, кто являются в их городе волками и каковы их действия. Поэтому важно все знать о культах, их учения и методы работы

для того, чтобы защищать от опасности своих овец (Ин. 10:12-13; Деян. 20:29-30). Они должны знать также, что преподается в школах, где учатся дети членов их церкви и что происходит в высших учебных заведениях, где учится молодежь.

4. Освещать проблему культов в проповедях можно и нужно, но только делать это следует, серьезно объясняя то, что говорит Слово Божие в связи с основными пунктами в учениях культов.

5. Проводить семинары по темам культов среди молодежи в своих церквах и приглашать для этого тех, кто способен это успешно делать, а также приобретать соответствующую литературу для себя и членов церкви. Поэтому нужны координация и сотрудничество.

Самый лучший подход можно называть профилактическим. Пастыри должны не только проповедовать спасение, веру, святость, любовь и т. д., но и последовательно разъяснять верующим библейские доктрины о Боге, как Святой Троице, и все то, что касается Его атрибутов, объяснять, как они представлены в Библии. Если, например, проповедовать содержание апостольского Символа веры, то можно раскрыть все главные богословские темы Библии, начиная с провозглашения: «Верую во единого Бога Отца, Творца неба и земли…» Когда верующие знают твердые основы библейского учения, никто не сможет их поколебать. Они способны засвидетельствовать также при любой встрече с представителями культов или с несведущими душами то, что говорит Господь.

Рекомендации на уровне личной жизни

Мы имеем руководство Слова Божия для того, чтобы правильно и мудро поступать в личной жизни. Каждый из нас, как отдельный верующий, едва ли избежит встречи с представителями культов. В том или ином случае, нам нужно будет решать, что отвечать и что делать. Мы можем найти, по крайней мере, четыре апостольских рекомендации по этому поводу. Каждая из них дана в своем особом контексте независимо от других. Их можно представить в следующем порядке:

1. Во-первых, ап. Петр предупреждает, говоря: «Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» (2 Пет. 3:17-18). Ключевые слова в его рекомендации верующим: берегитесь и возрастайте. Первое говорит

о том, что падение возможно, если мы не будем осторожны, а второе говорит о том, что самая лучшая гарантия против заблуждения, это познание Спасителя нашего Иисуса Христа.

2. Во-вторых, в Послании к Евреям, верующим дана следующая рекомендация: «Учениями различными и странными не увлекайтесь; ибо хорошо благодатию укреплять сердца…» (курсив мой. — Н. П.) (Евр. 13:9). Иначе говоря, вопрос о разных странных учениях и культах не является предметом простого любопытства. Этот важный и опасный вопрос требует серьезного отношения. Нас могут совратить их представители своими утонченными аргументами и внешней привлекательностью учений, если мы не будем внимательны и осторожны. Рекомендация «не увлекайтесь» предупреждает простодушное любопытство. Разговоры и дискуссии с представителями культов и чтение их литературы — это духовная борьба, для успешного участия в которой нужны всеоружие Божие и молитвенная подготовка. Ал. Павел писал об этом в Послании к Ефесянам (Еф. 6:10-20). Нужно иметь в виду, что в этой войне, излюбленным методом злых сил является обман. Если мы не знаем как следует Слова Божия, то можем принять их объяснения и таким образом согласиться с их доводами. В Послании к Колоссянам имеется подобное предупреждение верующим: «Смотрите (братия), чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (курсив мой. — Я. Я.) (Кол. 2:8).

3. В-третьих, an. Павел рекомендует в некоторых случаях не вступать в контакты со сторонниками странных учений: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит 3:10). Нужно иметь в виду, что Павел говорит это в отношении тех людей, которые, проповедуя какую-то ересь, интересуются только тем, чтобы укорять, спорить и доказывать свое. Они не интересуются тем, чтобы добросовестно исследовать вопрос и найти истину. Пока они проявляют такое отношение, как говорит Павел Тимофею (2 Тим. 2:13), с ними не стоит беседовать. Но когда есть возможность пояснить противникам истинного учения правду Божию, ап. Павел советует это делать в соответствии с христианским образом поведения (2 Тим. 2:24-26).

4. В-четвертых, an. Иоанн рекомендует не принимать и не приветствовать чуждых учений: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 10:11). На первый взгляд его рекомендация может показаться

слишком грубой и не в духе христианской любви. Но для того, чтобы правильно понять Иоанна, мы должны знать, что он имел в виду. Под словом «принимать» Иоанн имел в виду радушное гостеприимство, а под словом «приветствовать» он разумел приветствие, как братьев по вере. Он писал это одной сестре в Господе, которая имела детей и, вероятно, принимала в свой дом путешествовавших апостолов, служителей Церкви и вообще верующих.

Когда мы оказываем кому-то гостеприимство, мы должны к этим людям относиться с уважением и, естественно, выслушивать то, что они говорят нам. Это значит — общение, обмен опытом, знанием и добрыми советами. Обычно это происходит во время принятия пищи у стола, вокруг которого сидят с родителями и гостями дети. Они тоже слушают и воспринимают то, чем делятся гости. Поэтому не трудно понять, что ап. Иоанн был прав. Это не значит, что если мы встретим какого-то члена культа на улице и он скажет нам: «Добрый день» или «Здравствуйте», то мы должны промолчать или отвернуться. Если мы так поступим, то только унизим свое христианское достоинство. Поэтому, учитывая такое положение, ап. Павел писал Тимофею: «Рабу же Господа, не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2:24-26).

Мы не должны поступать так, как будто апостолы Иоанн и Павел противоречат друг другу. В действительности они полностью согласны между собой. Только в своих рекомендациях они имели в виду разные ситуации.

Конкретные случаи и положения бывают разные. Если в одном случае представитель культа ищет возможности доказывать свое и не желает добросовестно отнестись к объяснению свидетелем истины Христа, то в другом — может быть, это жаждущая дума, которая попала в сети ложного учения и ей нужно помочь. Поэтому во всяком случае нужно полагаться на руководство Духа Святого и быть готовым говорить то, что он открывает нам. Несмотря на сети диавольских учений. Господь может чудесным образом коснуться несчастных жертв диавола и дать им полное освобождение. За все благословения и победы и за все Его великие и милосердные дела мы прославим нашего Бога Отца и Сына и Святого Духа.

В заключение мы приведем полный текст апостольского Символа веры, как свидетельство и утверждение веры Церкви Господа Иисуса Христа от начала ее существования до наших дней.

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого! И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, от Отца рожденного прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного с Отцом, Им же все сотворено.

Нас ради человеков и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого, и Марии девы, и вочеловечевшегося.

Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, по Писанию, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца.

И снова грядущего со славою судить живых и мертвых, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, иже от Отца исходящего прославляемого с Отцом и Сыном возвещенного в пророках.

Во единую, святую, соборную апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века.

Аминь.

Библиография

About Jehovah’s Witnesses The Truth Revealed. Alpha Place Garth Road, Morden, Surrey, SM4 4LX, England.

Ankerberg, John & John Weldon. Astrology. Engine, Oreg.: Harvest House Publishers, 1989.

Ankerberg, John & John Weldon. The Facts on Astrology. Eugine, Oreg.: Harvest House Publishers, 1988.

Ankerberg, John & John Weldon. The Facts on Jehovah’s Witnesses. Eugine, Oreg.: Harvest House Publishers, 1988.

Anderson, Norman. Christianity and World Religions. Downers Grove, 111.: Intervarsity Press, 1984.

Balagushin E. G. Criticism of Modern Non-traditional Religions (Russian language book). Moscow University Press, 1984. (Балагушин E. Г. Критика современных нетрадиционных религий. М.: Издательство Московского университета, 1984.)

Beckwith, Francis. Baha’i. Minneapolis, Minn.: Bethany House Publishers, 1985.

Bhaktivedanta Swami Prabhupada. The Bhagavad-Gita As It is. Bombay, India: Bhaktivedanta Book Trust, 1984.

Berkhof, Louis. The History of Christian Doctrines. Grand Rapids, Mich.: Baker Book House, 1986.

Brasswell, George W. Understanding World Religions. Nashville, Tenn.: Broadman Press, 1983.

Bradley, David G. A Guide to the World Religions. Engelwood, N.J.: Prentice-Hall, 1963.

Bromley, David G. & Anson D. Shupe, Jr. Strange Gods. Boston, Mass.: Beacon Press, 1981.

Brown, David A. A Guide to Religions. London, U.K.: S.P.C.K., 1977.

Brown, Harold 0. J. Heresies. Garden City, New York.: Doubleday, 1984.

Bubeck, Mark I. The Adversary. Chicago: Moody Press, 1975.

Bussed, Harold L. Why Cults Lure Christians. Grand Rapids, Mien.: Zondervan Publishing House, 1983.

Cavandish, Richard ed. Man, Myth and Magic. Freeport, Long Island, N.Y.: Marshall Cavendish Corporation, 1983.

Chandler, Russell. Understanding the New Age. Dallas, Тех.: Word Publishing, 1988.

Cooper, Irving S. Theosophy Simplified. Wheaton, 111.: The Theosophi-cal Publishing House, 1979.

Dasa, Satsvarupa Goswami. Prabhupada: He Built a House in Which the WholeWorld Can Live. Los Angeles, Calif.: The Bhaktivedanta Book Trust, 1983.

Donaldson, Bess Alien. Koran as Magic. Moslem World 27, 1937.

Eastwood, Cyril. Life and Thought in the Ancient World. Philadelphia, Pa.: The Westminster Press, 1964.

Encyclopedia Americana. Danbury, Conn.: Grolier Inc., 1989.

Eddy, Mary Baker. Science and Health with Key to the Scriptures. Boston, Mass.: The First Church of Christ, Scientist. 1971.

Enroth, Ronald. The Lure of the Cults. Chappaqua, N. Y.: Christian Herald Books, 1979.

Enroih, Ronald. Youth, Brainwashing and the Extremist Cults. Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1977.

Fatheazam, Hushmand. The New Garden. New Dehli, India. Bahai, Publishing Trust, 1985.

Fernando, Ajith. The Christian’s Attitude Toward World Religions. Wheaton, 111.: Tyndale House Publishers, Inc., 1987.

Festinger, Leon & Henry W. Riecken & Stanley Schachter. When Prophecy Fails. New York, N. Y.: Harper & Row Publishers Inc., 1956.

Geisler, Norman L. & J. Yutaka Amano. The Reincarnation Sensation. Wheaton, 111.: Tyndale House Publishers Inc. 1987.

Grigg, Fred. The Answer to the Cult Explosion. Palm Beach, Qld. Australia: Mandate Ministries, 1982.

Grigg, Fred. The Jehovah’s Witnesses. Gold Coast, Qld. Australia:

Mandate Ministries, 1990.

Hall, Angus. Strange Cults. Garden City, N.Y.: Doubleday and Company, Inc., 1976.

Hesselgrave, David J. ed. Dynamic Religious Movements. Grand Rapids, Mich.: Baker Book House, 1978.

Hexam Irving & Klara Poewe. Understanding Cults and New Religions. Grand Rapids, Mich.: William B. Eerdmans Publishing House, 1986.

Hoyt, Karen & J. Isami Yamamoto ed. The New Age Rage. Old Tappan, N.J. Fleming H. Revell Company, 1987.

Hunt, Dave. The Cult Explosion. Eugine, Oreg.: Harvest House Publishers, 1980.

Illarion, Metropolitan. Pre-Christian Belief of Ulrainian People (Ukrainian language book). Winnipeg, Canada: Research Institute of Volhyn Publication Committee, 1965. (Илларiон, Митрополит. Дохристиянськi вiрування украiнського народу. Biннiпeг: Накладом Видавничоi Koмicii при Товариствi «Волинь», 1965.)

Ivanov, Yu. M. How To Become and Extrasernsor. (Russian Language book) Moscow: VRI< «Soyuzreklamkultura», Cooperative «Lingva», 1990. (Иванов Ю. M. Как стать экстрасенсом. Москва: ВРИБ «Союзрекламкультура», Кооператив «Лингва», 1990.)

Johnston, Jerry. The Edge of Evil. Dallas: Word Publishing, 1989.

Koch, Kurt E. Between Christ and Satan. Berghousen В., Germany: Evangelization Publishers, 1961.

Lane, Christel. Christian Religion in The Soviet Union. Albany, N.Y.: State University of New York Press, 1978.

Lutzer, Erwin W. & John F. DeVries. Satans «Evanglistic» Strategy for this New Age. Weaton, 111.: Victor Books, 1989.

McDowell, Hosh & Don Stewart. Hand Book of Today’s Religions. Here’s Life Publishers Inc., San Bernardino, Calif., 1989.

Martin, Walter R. The Kingdom of Cults. Minneapolis, Minn.: Bethany House Publishers, 1985.

Martin, Walter R. The New Cults. Ventura. Calif.: Regal Books, 1985.

Morley, Robert A. Reincarnation and Christianity. Minneapolis, Minn.: Bethany House Publishers, 1980.

Latourettm Kenneth Scott. A History of Christianity. New York. Harper & Brothers Publishers, 1952.

Levinson, Yu. M., V. G. Zinchenko, M. Yu. Vinogradov, О. Р. Novitsky. Foundations of Bioenergetic Diagnostics and Treatment (Russian language book). Moscow: «Ros-Marketing», 1991. (Левин-сон Ю. M„ Зинченко В. Г., Виноградов M. Ю., Новицкий О. П. Основы биоэнергической диагностики и лечения. Москва: «Рос-Маркетинг», 1991.)

Lowman, lone. Non-Christian Religions. Wheaton, 111.: Van Kapen Press, No year indicated.

Nehls, Gerhard. The Great Comission. You and Muslims. Bellville, South Africa: Evangelical Mission Press, No year given.

Nehls, Gerhard. Christian Answer Muslums. Bellville, South Africa: Evangelical Mission Press, No year given.

Nida, Engine. Customs and Culture. Pasadena, Calif.: William Carey Library, 1954.

The New Encyclopedia Britannica. Chicago, 111.: Encyclopedia Britannica Inc., 1987.

Noss, DAvid S. & John Noss. Man’s Religions. New York: Macmillan Publishing Co., 1984.

Novikov, M. P. ed. The Atheists’ Dictionary (Russian language book). Moscow, U.S.S.R.: Politizdat, 1983. (Новиков M. П. Атеистический словарь. Москва, СССР: Политиздат, 1983.)

Parrinder, Geofrey ed. World Religions: From Ancient History to the Present. New York, N.Y.: The Hymlyn Publishing Group Limited, 1985.

Pavlos, Andrew J. The Cult Experience. Westernport, Conn.: Greenwood Press, 1982.

Pfeiffer, Charless F. D. & Howard F. Voss & John Rea. Wycliffe Bible Encyclopedia. Chicago, 111.: Moody Press, 1985.

Posnov, M. E. History of the Christian Church (to division of Churches — 1054) (Russian language book). Brussells, Belgium: «Life with God» Publishers, 206, Avenue de la Couronnem Bruxelles 5, 1964. (Поснов M. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). Брюссель: Издательство «Жизнь с Богом», 1964).

Reibin, Simeon F. Toil and Peaceful Life. (Russian language vook) San-Francisco, Calif.: «Dielo», 1952. (Рыбин С. Ф. Труд и мирная жизнь. Сан-Франциско: «Дело», 1952.)

Reisser, Paul С., Teri К. Reisser, John Weldon. New Age Medicine. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1987.

Richardson, Dan. (Russian language edition) Eternity in Their Hearts. Chicago, 111.: Slavic Gospel Press, 1989. (Ричардсон Дан. Вечность в сердцах их. Чикаго, Илл.: Славянское Евангельское Издательство, 1989.)

Rogers, L. W. Elementary Theosophy. Wheaton, 111.: The Theosophical Publishing House, 1968.

Sanders, John Oswald. Heresies Ancient and Modern. London, England: Marshall, Morgan & Scott, 1953.

Scott, Latayne Colvett. The Mormon Mirage. Grand Rapids, Mich.: Zondervan Publishing House, 1979.

Sire, James W. Scripture Twisting: 20 Ways the Cults Misread the Bible. Downers Grove, 111.: Intervarsity Press, 1980.

Sire, James W. Shirley Maclaine & The New Age Movement. Downers Grove, 111.: Intervarsity Press, 111., 1988.

Sire, James W. The Universe Next Door. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1976.

Smith, Joseph Jun. Book of Mormon, Doctrine and Covenants, Pearl of Great Price. Salt Lake City, Utah: The Church of Jesus Christ of Latter-day Saunts. 1987.

Tucker, Bruce. Twisting the Truth. Minneapolis, Minn.: Bethany House Publishers, 1988.

Tucker, Ruth A. Another Gospel. Grand Rapids, Mich.: Zondervan Publishing House, 1989.

Baptist, No. 10. (Russian language magazine) Organ of the Federal Union of Baptists in U.S.S.R., 1928. (Баптист, N 10, Духовно-нравственный журнал. Орган Федеративного Союза Баптистов СССР, 1928.)

Unger, Merrill F. The New Unger’s Bible Dictionary. Chicago, 111.: Moody Press, 1988.

Van Baalen, Jan Karel. The Chaos of Cults. Grand Rapids, Mich.: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1962.

Walker, Williston. A History of the Christian Church. New York: Charless Scribner’s Sons, 1959.

Westermarck, Edward. Pagan Survivals In Mohammedan Civilization. London: Macmillan, 1978.

White, Mel. Deceived. Old Tappan, N.J.: Fleming H. Revell Company, 1979.

No author indicated. You Can Live Forever in Paradise on Earth. Brooklyn, New York: Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, 1982.

No author indicated. Reasoning from the Scriptures. Brooklyn, New York: Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, 1985.