Страдающий Мессия в книгах пророков

Сначала кажется несколько странным, что Павел в послании к коринфянам мог написать, что он «рассудил быть… не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого». Он говорил, что проповедовал «Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор.2:2 и 1:23). Проповедование Страдающего Мессии — это и в самом деле skandalon для иудея, потому что он понимает, что это значит, и это ранит его самомнение. Для язычника, с другой стороны, это не что иное, как бессмыслица, поскольку ему значительно труднее ухватить идею доктрины об искуплении. Павел, со своим раввинистическим прошлым, был особенно хорошо подготовлен к тому, чтобы понять ожидание Страдающего Мессии, ассоциировавшееся с пророками.

При комментировании пророческих книг и особенно 21-го псалма всегда возникает один принципиальный вопрос: относятся ли ветхозаветные описания Страдающего Слуги Господня ко всему Израильскому народу или они указывают на какую-то особую личность? Иосеф Клаузнер решительно констатировал, что, хотя «мы можем найти множество пророчеств, относящихся к пророческому веку, в которых приводятся несомненные ссылки на надежду об избавлении, во всем этом нет ни малейшего намека на личность Мессии». О рабби первого столетия он говорит, что «они, конечно, верили в возможность избавления, но без какой-либо личности спасителя». Даже концепция «Сына Человеческого», по его мнению, распространяется только на народ Израиля. Тогда, если у ранних рабби «нет даже намека на Страдающего Мессию», как утверждает Клаузнер, то совершенно бессмысленно искать корни христианской веры в иудаизме. Позиция Клаузнера, однако, является результатом того, что он был сторонником «пророческого сионизма» — одним из тех, кто предчувствовал образование процветающего благосостоятельного государства на земле. С другой стороны, он очень мало знаком с проблемами, обсуждаемыми в Таргуме и Мидраше, где постоянно говорится о «Мессии-Царе», а не о каком-то безликом мессианском идеале, как все это мы уже видели.

Идея о Страдающем Слуге наиболее сильно проступает в Захарии 12:9-14; 13:6-7 и в 53-й главе Исаии. О словах из Книги Захарии «они воззрят на Него, Которого пронзили» РаШИ, РаДаК и Ибн Эзра говорят, что они относятся к Мессии, Сыну Иосифову, Ефрему. Талмуд согласен с такой интерпретацией. О ранах Страдающего Слуги («между руками») Ибн Эзра говорит, что они должны ассоциироваться с Мессией, Сыном Иосифа. Мы видели тот же принцип в действии при освещении псалма 21.

Помимо этого, христиане видят Страдающего Слугу в главе 53 Исаии, которая, как мы видели ранее, была изъята из синагогального годового чтения из пророков и из комментариев средневековых рабби. Кажется, однако, что эта глава все же обсуждалась во времена Иисуса, потому что в 8-й главе Деяний Апостолов нам говорится об ефиоплянине, евнухе, вельможе Кандакии, царицы Ефиопской, который спрашивал Филиппа, о ком говорит пророк в Писании — «о себе ли, или о ком другом?» Особенно вельможа был удивлен словами:

«Как овца был веден Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых».

Здесь Лука цитирует фрагмент из Септуагинты. Мы также спросим: о ком говорит пророк?

Школьные учебники в Израиле дают популярное объяснение, что в этом фрагменте говорится о народе Израиля, который пострадал за другие народы, чтобы искупить их грехи. Однако, согласно заповедям, искупительные жертвы должны быть «без пятна и пророка», и я еще никогда не слышал, чтобы кто-нибудь из иудеев утверждал бы такое о своем народе. Но что мы узнаем из признанных, официальных раввинистических источников? Поддерживают ли они тезис Клаузнера?

Исаия 52:13-15 содержит самый потрясающий парадокс всей истории искупления:

«Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление».

В комментариях Таргума по этому стиху говорится, что «так слуга Мой, Мессия, будет действовать мудро». С другой стороны, он интерпретирует последующие стихи как ссылку на Израиль. Мидраш Танхума, написанный в девятом столетии, и более поздний Ялкут Шимони говорят, что «это Царь, Мессия, который восстанет и будет чрезвычайно возвеличен — выше, чем Авраам, величественнее, чем Моисей, выше всех Ангелов». РаДаК, со своей стороны, заключает, что «эта глава описывает Израиль в рассеянии». Рабби Елиа де Видас, служивший в Палестине, в Цфате, в 16-м столетии, говорит: «Таким образом, Мессия был изранен и пострадал за наши грехи. Тот, кто не хочет, чтобы Мессия понес на себе наши прегрешения, может сам нести на себе свои грехи и страдать за них». Хорошо известный рабби Моше Алшех, который также служил в Цфате, в конце 16-го столетия писал о 53-й главе Исаии следующее: «Наши древние мудрецы представили нам свидетельство предания, что это ссылка на Мессию. По этой причине мы также, следуя им, должны считать, что это пророчество относится к Давиду, Мессии, который явится таким образом».

Талмуд также затрагивает 53-ю главу Исаии. Масечет Сан-хедрин размышляет на тему, когда придет Сын Давидов. Он придет только во время жизни поколения, которое «либо полностью праведно, либо совершенно грешно». Если Израиль не будет праведен, то Он «явится в нужде, верхом на осле». И «Рабби Иехошуа бен Леви видел Илию на Горе пещеры рабби Шимона бен Иохая и спросил его (Илию, который знает мессианские тайны): “Попаду ли я в мир грядущий?” “Если этот Господь дарует тебе такую возможность”, — ответил Илия. Рабби Иехошуа бен Леви сказал: “Я вижу двоих и слышал третий голос [тайна числа три]. Когда придет Мессия?” — спросил он снова. “Пойди и спроси Его Самого”, — ответил Илия. Тогда рабби Иехошуа спросил: “Где Он обитает?” “У Римских ворот!” “И каково знамение, по которому Его можно узнать?” “Он будет сидеть с бедными и больными, и всех, кого Он освобождает, Он в то же время связывает; Он будет освобождать одного и связывать другого”».

РаШИ говорит об этом странном разговоре, что «Римские ворота» означают так называемые Врата Рая. Не может ли это быть обозначением того места, которое рабби называли шеол (Гадес, Подземное царство), рай и лоно Авраамово? На последующих страницах Масечет Санхедрин предлагает дискуссию, первый вопрос в которой состоит в следующем: что следует делать человеку, чтобы избежать «мессианских страданий». Ответ, который дается на этот вопрос: «Чтение Торы и милосердие». Затем начинается типичное обсуждение имен Мессии, которое завершается именем HIVRaH, или «прокаженный». Эта ссылка на «прокаженного» вытекает из слова «nagua» из Исаии (53:4), что означает «поражаем» (болезнями), в Талмуде есть даже специальный раздел под названием Негаим, рассматривающий, как выявлять и изолировать прокаженных. Арамейское слово HIVRaH первоначально означало «белый» и затем — «прокаженный», поскольку эта наводящая ужас болезнь на своей ранней стадии проявлялась в виде белого налета на коже. В значении «Мессия» слово HIVRaH идентифицируется с судьбой больного человека.

Рассматривая 21-й псалом, мы уже видели, что Мидраш по Книге Руфь, один из самых ранних Мидрашей, подробно обсуждает «мессианскую трапезу», которой будут наслаждаться в «мире грядущем». Это описание, основывающееся на стихе Руфь 2:14, упоминает как о «хлебе», так и об «уксусе», которые неоднократно ассоциируются со страданиями Мессии. «Хлеб», предложенный Воозом, — это «хлеб царства», «а слова “обмакивай кусок твой в уксус” — это такие же страдания, о которых написано: “Он был мучим за беззакония наши”». Это описание трапезы было, очевидно, очень важным в свое время, поскольку Мидраш по Книге Левит, опять же один из самых ранних, также рассматривает этот фрагмент в контексте мессианской идеи. Сам по себе факт, что мессианские ожидания в ранних Мидрашах связаны с главой 53 Исаии, свидетельствует о ее мессианском характере.

Предание Зохар, которое, по сравнению с другими раввинистическими источниками, менее всего было подвергнуто цензуре, предлагает свои собственные материалы по мессианской интерпретации 53-й главы Исаии. Согласно Зохару, у Мессии была маленькая хижина в Едемском саду, которая называлась «птичьим гнездом», и когда Он поднимал глаза и видел, что «патриархи входят в Храм Божий, который был разрушен», и что «у Рахили на щеках слезы», «тогда Он возвышал голос и рыдал столь горько, что сад сотрясался и все праведники, которые были в саду с Ним, плакали и стенали вместе с Ним». Упоминание здесь о рае вполне может быть также ссылкой на «царство смерти». В древних Мидрашах встречается также обсуждение того факта, что во время, когда Израиль строил Храм, Святой заповедал Своим Ангелам «возвести на Небесах обитель для Юноши, имя Которого Метатрон, и в эту обитель Он будет приносить души верных Богу для искупления Израиля, оставшегося верным в период рассеяния».

Зохар, который, по правде сказать, нельзя считать чистым преданием первых христианских столетий, сравним по важности с Талмудом как в восточном, так и в западном иудаизме. Он отражает внутренне движения самого «сердца» иудаизма. Вот одно из рассуждений, приведенных в Зохаре и касающихся 53-й главы Исаии:

«Души ушедших придут и расскажут Мессии [о своей жизни], и когда они опишут ему те страдания, которым подвергается Израиль в рассеянии, расскажут, как они виновны в том, что не хотят познать своего Господа, Он возвысит голос и возрыдает о тех, кто виновен в этом, как написано: “Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши”. И затем те души воспрянут и встанут на свои посты. Есть замок в Саду, который называется ‘домом страждущих’. В тот день Мессия войдет в тот замок и воскликнет: “Да придут ко Мне все страждущие и болящие Израиля!” — и они придут. Если бы Он не утолил боли Израиля и не взял их к Себе, никто другой не смог бы пострадать за притеснения Израиля, о которых в Торе сказано: “И написано: ‘Он… понес наши болезни’”».

Как мы видим, даже к пророкам здесь относятся как к «Торе», которая на иврите буквально означает «Учение».

Новый Завет интерпретирует 53-ю главу Исаии как ссылку на Иисуса. Это возможно, конечно, только в том случае, если к ней относились по-мессиански во времена написания Нового Завета.

Сама по себе идея об искуплении основывается на иудаизме. Книга Левит, которую Лютер рассматривал как одну из самых «евангельских» книг Ветхого Завета, в своих первых пяти главах раскрывает различные жертвенные предписания. Используемые для этого еврейские слова раскрывают то, что по существу находится под вопросом. Первая глава описывает «жертвы всесожжения», на иврите: olah. Корень этого слова означает «вознесение, поднятие». Вторая глава описывает «хлебные приношения», menuhah, — слово «покой» происходит от того же корня. Третья глава описывает «мирную жертву», shelamim (входит в семантический ряд слов, обозначающих мир: «мир» — Shalom, «миролюбие» — shilum и «совершенство» — shalem). Четвертая глава говорит о «жертве за грех», там для обозначения понятия «грех» использован термин het — он может происходить из слова, обозначающего «разделяющую стену»: на арабском эти слова еще ближе друг к другу — hataya и hit. Глава 5 сосредотачивается на описании «жертвы повинности». Это слово asham буквально означает «вину». Вдобавок, Ветхий Завет говорит об «общей жертве», kalu, — слово, произошедшее от kol, или «все». Слово «жертва» на иврите, lehakriv, означает «приближение».

Жертвоприношения, описываемые в Ветхом Завете, были великими народными торжествами, на которые люди собирались вместе семьями, коленами. Они хотели сблизиться с Богом и друг с другом: «подняться (вознестись)», испытать «покой» и мир, разрушить «разделяющие стены» между собой и получить освобождение от чувства «вины». «Жертва повинности» включала исповедание своих проступков. 16-я глава — ив особенности описание великого Дня очищения — была, однако, полностью посвящена «искуплению» грехов. Аарон должен был исповедать «все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их» и возложить их на голову козла. Было провозглашено, что этот образный «искупитель» должен понести «на себе все грехи их в землю непроходимую» — в пустыню, чтобы там умереть. Главное же заключалось в том, что после этого «…от всех грехов ваших… (вы)… чисты ПРЕД ЛИЦЕМ ГОСПОДНИМ». Лютер любил эту фразу: «пред лицем ГОСПОДНИМ» — на латыни это звучит: СО RAM DEO!

Термин «искупление» предполагает наличие нашей вины перед Богом. В Первой книге Царств (2:25) спрашивается: «Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем?» Искупительная работа Христа отвечает на этот вопрос: «Бог во Христе примирил с Собою мир». Иисус был «Агнцем Божьим, Который взял на Себя грех мира». «Ибо так возлюбил Бог мир…»

Но что иудеи думают об искуплении в наши дни? Наиболее общая позиция заключается в том, что после разрушения Храма молитва и пост имеют особое значение для искупления. Каждое утро благочестивый иудей молится по своей молитвенной книге Сидур: «Владыка миров! Ты повелел нам приносить постоянную жертву в срок… чтобы священники совершали свою службу… Но теперь за наши грехи разрушен храм и прекратилось приношение ежедневной жертвы… И священники не совершают свою службу… Поэтому да будет угодно Тебе, Господь… принять и засчитать молитву уст наших, как если бы совершено было ежедневное жертвоприношение в срок…» Талмуд подчеркивает тот факт, что «даже смерть праведника может принести искуплением. В процессе дискуссии возникает вопрос: «“Как может смерть Аарона оказать воздействие на одеяние священников?” Это учит нас тому, что если одеяние священников имеет искупительный эффект, то тем более смерть праведника дает искуплением. Добрые дела сами по себе имеют искупительное значение для иудея.

Однако, особенно в великий День очищения, иудей чувствует, что его грехи перед Богом должны быть прощены. В этот день иногда упоминается даже 53-я глава Исаии: хотя она и исключена из ежегодного чтения пророков, она появляется в виде примечательной молитвы, которая читается в синагоге. Отдельная молитвенная книга, используемая в праздничные дни, — Mahzor Rabbah — содержит молитву, написанную рабби Елеазаром ха-Калиром, которая относится к девятому столетию по Р.Х., а, согласно некоторым израильским авторитетам, иногда даже к шестому столетию. Эта молитва начинается в поэтическом стиле: «Еще до Сотворения мира Он учредил оазис и Yinnon…» — слово «оазис» подразумевает Храм, а «Yinnon» —Отрасль, Мессию.

Основная часть молитвы гласит: «Затем, еще до Сотворения Мира, Он предусмотрел Храм и Мессию [в раввинистической интерпретации]… Мессия, оправдание наше, отвернулся от нас, мы потрясены и не можем найти никого, кто мог бы оправдать нас. Иго наших грехов и преступлений — наша тяжкая ноша; и Он был изранен за наши преступления, Он понес на своих плечах наши беззакония; Он есть прощение наших грехов. Его ранами мы исцелены. Время произвести новое, вечное творение. Послать Его назад от кругов, возвратить Его от Сеира, чтобы мы могли слышать Его в Ливане, второй раз через Yinnon. Он — наш Бог, наш Отец, наш Царь, Он — наш Спаситель, и Он избавит и искупит нас во второй раз и позволит нам услышать о Его милости во второй раз на виду у всех, как сказано: “Я спасу вас в конце, как в начале, и буду вашим Богом” ».

Эта молитва, выраженная на несколько загадочном и не всегда понятном языке, говорит, что «Мессия — наша Праведность» отвернулся от Своего народа. Рабби Саадия Гаон связывает этот мессианский термин с концепцией Сына Человеческого. Хотя молящийся человек потрясен, он признает, что Мессия уже понес Свою тяжкую ношу. Таким образом, прощение должно быть получено через исполнение обетовании 53-й главы Исаии. «Новое творением создано. Слово «круги» означает из контекста самой молитвенной книги «круги земли». «Сеир» — это тайное имя, которым обозначался Рим — центр христианства и в котором, согласно Талмуду, Мессия сидит «с бедными и больными». «Ливан» означает «Храм», который «убеляет» грехи людей благодаря тому, что они приносят жертвы, — корень laban эквивалентен слову «белый». Молящийся повторяет, что Бог спасет Свой народ «во второй роз». Не может ли это быть идеей рабби Саадии Гаона о том, что Сын Человеческий вернется в славе? Поскольку мы упомянули возможное «второе пришествие» Мессии, мы должны сослаться здесь на тот факт, что в молитвенной книге Сидур имеются утренняя молитва, читаемая по рабочим дням, и субботняя полуденная молитва, в которых есть такие слова: «Да будет воля Твоя на то… чтобы… мы были достойны увидеть при жизни и унаследовать праведность и благословение ДВУХ ДНЕЙ МЕССИИ».

53-я глава Исаии, тем не менее, имеет еще две характерные черты. Во-первых, образ страдающего Мессии удивит Его поколение: «Они увидят то, о чем не было говорено им». «Кто поверил слышанному от нас?» — другими словами говоря, здесь нет и намека на какую-нибудь знакомую идею об умирающем и воскресающем Боге, найденную среди народов, окружающих древний Израиль. Чтобы не видеть Его, люди «отвращали от Него лице свое». «Он был презираем, и мы ни во что ставили Его». Рабби говорят, что Он был столь страшен, что никто не мог смотреть на Него. «От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит?» Возможно, что именно тот факт, что «столько был обезображен паче всякого человека лик Его», помогает страдающему человеку, который чувствует, что он потерял даже свою человеческую сущность. Это является иллюстрацией того, что самые униженные представители человечества, прокаженные, получили помощь от HIVRaH, Богатый юноша-аристократ Франциск Ассизский однажды после своего обращения возвращался домой верхом на лошади и увидел прокаженного на обочине дороги. Любовь Божья переполнила его сердце, и он спешился, подошел к этому человеку и обнял его. Вскоре он основал специальные приюты для таких страдальцев, показав этим пример для многих монахинь, которые последовали по его стопам. Все это в результате привело к победе над проказой в Европе.

Вторая основная черта рассматриваемой главы — это использование слов «он» и «мы». «Он взял на Себя наши немощи», «Он изъязвлен был за грехи наши», гранами Его мы исцелились». «Господь возложил на Него грехи всех нас». «Он… за преступления народа Моего претерпел казнь». Термин, которым обозначается слово «Он» в последнем фрагменте, — lamo — действительно может обозначать единственное и множественное число. Таким образом, Ибн Эзра, например, интерпретирует этот фрагмент так: «За преступления народа Моего они претерпели казнь». Однако если мы применяем истолкование такого типа для того, чтобы избежать мысли о Мессии как личности, мы «прыгаем из огня в полымя», ибо это означало бы, что народ Израиля получает наказание за свои собственные грехи. РаДаК хочет избежать такого впечатления, когда говорит, что «каждый народ должен думать о том факте, что они будут наказаны за свои собственные грехи». Однако за страданиями Иисуса нам следовало бы видеть слова Исаии: «Но Господу угодно было поразить Его». Иисус часто повторял греческую фразу, что Ему «должно» пострадать для искупления наших грехов.

В начале этой главы мы упоминали слова известного Моше Алшеха о том, что на основании «свидетельства предания» в Страдающем Слуге Господнем следует видеть Мессию. Далее он добавляет, что ^существуют страдания, которые являются результатом греха, и другие страдания, которые порождаются любовью, — когда праведный человек страдает за грехи своего поколения… и здесь невинный праведник, который не совершил никакого греха, вынужден понести на себе грехи всех злодеев так, чтобы они могли возрадоваться, но он будет исполнен печали, они будут живы и здоровы, но он будет сокрушен и истерзан… и это свидетельствует о Мессии-Царе, Который пострадает за грехи детей Израилевых, и Он получит Свою награду».

Итак, мы видели, что основы христианской веры следует искать еще в Ветхом Завете. Учение апостолов основывалось на уверенности в том, что «Писание сбылось» во Христе. И, опираясь на это, они строили мостик между Ветхим и Новым Заветами. С точки зрения иудеев, Моисей был отцом пророков, и в Торе они видели не только «Закон», но и пророческую весть. Когда Иисус говорил о Себе в свете Закона Моисеева, Пророков и Псалмов, мы можем видеть, что это вполне естественно. Ходит классическое высказывание, что Новый Завет «сокрыт» в Ветхом, и мы видели это применительно к некоторым фундаментальным догматам христианства. Даже Страдающего Христа можно найти во многих местах Ветхого Завета.

Исследователи показали, что мы в основном думаем образами, а не словами. Поэтому мы повсюду пытались как бы «осветить» наше представление примерами из реальной жизни. 53-я глава Исаии стала поворотной точкой в жизни многих иудеев. Один из них — рабби Иосиф Рабинович, основавший в Кишиневе Церковь Нового Израиля. Помимо других событий, произошедших в его жизни, он был участником встреч с Муди на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году.

Скрываясь от погромов в России в 1881 г., Рабинович бежал в Палестину, намереваясь организовать там поселение. Один из его родственников дал ему Новый Завет, рекомендовав его как «один из лучших путеводителей по Святой Земле». Однажды он взобрался на Елеонскую гору и обозревал долину потока Кедрон, расположенную рядом с Иерусалимом; и тогда ему в голову пришел вопрос: «Почему город Давида был в запустении все эти века и остается таким по сей день? Почему мой народ так долго живет в рассеянии? Почему преследования снова и снова настигают нас?»

Размышляя над этим, он перевел взгляд на Голгофу. И слова пророка Исаии возникли в его сознании: «Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом». И в этот самый момент к нему пришло озарение. Он понял, что Иисус был обещанным Мессией, Который пострадал и умер за грехи Своего народа. Понимание этого изменило всю его жизнь. Вернувшись в Россию, он начал повсюду проповедовать, что «ключи к Святой Земле в руках нашего брата Иисуса и Его слова имеют корни в наших сердцах, где они приносят плоды праведности».