Глава 9 Все писание — это полные жизни нравственные вести от живого Спасителя

Согласно Петру, в Пятидесятницу ученики Иисуса были вместе, поскольку он произносил свою речь, «став с одиннадцатью» (Деян. 2:14). Их настоящее духовное понимание пророчеств о царстве (которые евреями, относившими их исполнение к будущему, рассматривались только в строго буквальном смысле) сделало Ветхий Завет новой живой книгой для них и их слушателей. Он не был больше книгой, содержащей сухие записи о прошлом и будущие благословения, которые не соотносились с настоящим, но книгой, соединяющей прошлое и будущее в настоящем, — живой книгой, наполненной вестями от живого Христа. Были не только доказательства, предоставленные самим Ветхим Заветом, но живой Христос Своим вездесущим Духом явил образец, согласующийся с толкованием.

Новый Завет ясно говорит о том, что, поскольку еврейская нация была отвергнута. Церковь является сегодня «храмом», в котором Христос правит Своим Духом. «Человек греха» — лжецарь, который должен сесть «в храме Божием… выдавая себя за Бога» (2 Фее. 2:3,4) — это папство внутри духовного храма — открытой христианской церкви. Футуристы — папского ли толка, либо, предположительно, протестанты — рассматривают это пророчество буквально в отношении храма, который еще должен быть построен в самом Иерусалиме врагами еврейской нации.

Футуристам не удается увидеть нравственную цель пророчеств относительно «храма Божиего», упомянутого в 2 Фее. 2:3,4 и в других местах Писания, говорящих о храме (таких, как Иез. 40—48 и Откр. 11:1). Рассматривая эти пророчества буквально в связи с будущим и Палестиной, футуристы не могут понять их

нравственной цели для настоящего времени, для которого они были даны.

Павел говорит о том, что не только церковь, но и каждый верующий является «храмом» Божиим (Еф. 2:21,22; 1 Кор. 3:16,17; 6:19 и т. д.). Скиния в пустыне была построена по небесному «образцу» (Исх. 25:9,40). Когда Моисей сделал все точно так, «как повелел ему Господь» (Исх. 40:16,19,21,23,25,27,29,31), «слава Господня наполнила скинию» (стих 35). То же самое произошло при освящении храма Соломона (3 Цар. 8:10,12; 2 Пар. 5:13,14; 7:2). Духовный урок очевиден: когда мы все делаем так, как повелевает нам делать Господь, мы тоже исполняемся Божьей славой. Новозаветный призыв «Исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18) побуждает нас повиноваться во всем Богу, ибо только так Дух Божий может наполнить душу Своей славой. «Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян. 5:32).

Храм, так подробно описанный в Иез. 40—48, также находит сегодня свое воплощение в христианской Церкви и в каждом верующем. Как в отдельном человеке, так и в обществе верующих Мессия строит сегодня Свой «храм», в котором Он осуществляет Свою власть (см. Зах. 6:12,15; 1 Кор. 3:16,17; 6:19; Еф. 2:21,22 и т. д.). О мельчайших, самых точных измерениях каждой части храма знают те, кто желает делать лишь то, что находится в соответствии с Божественной «тростью измерения» (ср. Иез. 40:3 и т. д. и Откр. 11:1). Опыт христиан согласуется с этим толкованием. Все эпизоды в Библии, связанные с храмом, — будь то история древнего Израиля или пророчества, — были даны для того, чтобы олицетворить собой Божью нравственную цель и чтобы по ним каждый верующий мог найти путь спасения. На этот факт ясно указала автор книги «Христос — надежда мира». Эта хорошо известная писательница говорит: «От вечности Божий замысел состоял в том, чтобы каждое сотворенное существо — от светлого святого Серафима до человека — было храмом, обителью Творца. В результате грехопадения человек перестал быть храмом Божьим… Но через воплощение

Сына Божьего намерение Неба исполнилось. Бог обитает в человеческом естестве, и через спасительную благодать сердце снова становится Его храмом. Бог намеревался сделать храм в Иерусалиме местом постоянного свидетельства высокого предназначения человека» (с. 161).

«Очистив храм, Иисус заявил тем самым о Своем мессианском служении и приступил к Своему делу… Очистив храм от торгующих и покупающих, Иисус заявил, что Его цель — очистить сердца от осквернения грехом, явленным в низменных желаниях, эгоистичных похотях, вредных привычках, растлевающих душу» (там же).

Величественный храм Соломона символизирует Церковь и каждого верующего. О его строительстве на горе Мориа читаем: «Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его» (3 Цар. 6:7). Бесшумное строительство этого храма олицетворяет строительство духовного храма Христа тихими, внешне неприметными действиями Духа Божия (см. Еф. 2:21,22). Автор книги «Пророки и цари» говорит (с. 36): «Исключительно красивым и непревзойденно великолепным было роскошное строение, которое Соломон и его помощники воздвигли для Бога и для поклонения Ему. Украшенный драгоценными камнями… он был достойным символом живой Церкви Божьей на земле, на протяжении многих веков строившейся в соответствии с небесным образцом из материалов, которые уподоблены «золоту, серебру, драгоценным камням», «изваянным» подобно «столпам в чертогах» (1 Кор. 3:12; Пс. 143:12). И Христос является «краеугольным камнем» этого духовного храма, «на Котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе».

«Через Христа должна была осуществиться цель, символом которой была скиния — это славное величественное сооружение. Ее стены из сверкающего золота, отражающие в радужных оттенках завесы с херувимами, благоухание постоянно возжигаемого фимиама,

все наполняющего собой, священники, облаченные в безупречно белое, и в глубокой таинственности Святого святых, над крышкой ковчега, между фигурами склоненных ангелов слава Всевышнего. Бог хотел, чтобы Его народ во всем прочитывал Его намерения в отношении человеческой души» («Воспитание», с. 36).

«Хотя служение должно было быть перенесено из земного храма в небесный; хотя святилище и наш великий Первосвященник станут невидимы для человека, все же ученики от этого ничего не потеряют… Приступив к служению в вышнем святилище, Иисус Своим Духом по-прежнему служил Церкви на земле» («Желание веков», с. 166).

«Мы живем в день искупления, и должны трудиться в согласии с работой Христа по очищению святилища от грехов человеческих… Кто не сопереживает Иисусу в его трудах на небесных дворах, кто не очищает храм души от всякой скверны… тот становится в ряд с врагами Бога и человека» («Ревью энд Геральд», 21 января 1890г.).

«Его Церковь должна быть храмом, построенным по подобию Божественного образца, и Небесный Архитектор принес с небес свою золотую трость измерения, так что каждый камень может быть вытесан и отшлифован согласно Божественному мерилу и отполирован, чтобы светить как символ небес, излучая во все стороны свет, ясные лучи Солнца Праведности» («Свидетельства для проповедников», с. 17).

В этих отрывках мы видим использование принципа, заключающегося в том, что скиния в пустыне, храм в Иерусалиме и храм, описанный в пророчествах, символизируют Божие нравственное намерение в отношении Его Церкви и каждого верующего.

Такие события, как разрушение вавилонянами храма Соломона (см. 2 Пар. 36:17—19), унесение в Вавилон всех сосудов дома Божия (см. 2 Пар. 36:18; Езд. 1:7—11; Дан. 1:2) и использование их для служения ложным богам (см. Дан. 5:2,3), освобождение и возвращение древнего Израиля из вавилонского пленения, восстановление разрушенного храма и города Иерусалима и т. д., — все они записаны в Библии (Езд.,

Неем., Агг. и др.) для нравственной цели. Хотя изучение священной истории интересно и полезно само по себе, основная причина ее написания в том, что, осмысливая ее события, мы можем получать духовную силу. «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4). Мы можем не только распознать становление Церкви Христа и каждого верующего в сооружении скинии и храма, но и увидеть возрождение отпавшей от веры души или Церкви как обиталища Бога в перестройке и восстановлении храма и его служб после нападения и урона от Вавилона. Автор, всегда извлекающий нравственные уроки из исторических событий, упомянутых в Писании, замечает:

«Работа по восстановлению Иерусалима и перемены, произведенные вернувшимися на родину пленниками под руководством Зоровавеля, Ездры и Неемии, представляют картину духовного возрождения, которое произойдет в последние дни истории земли.

…Они немало пережили при восстановлении храма и стен Иерусалима; они столкнулись с сильнейшим противостоянием… Духовное возрождение, символом которого была работа, осуществленная во дни Неемии и описанная пророком Исаией. «И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения» (Ис. 58:12; 61:4)» («Пророки и цари», с. 677).

Описывая призыв к Божьему народу выйти из духовного Вавилона, Иоанн Богослов (использующий один и тот же принцип на протяжении всего Апокалипсиса) ссылается на нравственный смысл буквального призыва к Израилю выйти из настоящего Вавилона и возвращения народа в Иерусалим для восстановления храма и города (см. Откр. 18:4). Сегодня каждый вызывается из Вавилона, чтобы исправить и восстановить истинное служение Богу.

Вред, нанесенный духовному храму и городу Божию (см. Откр. 11:1,2) в средневековье духовными вавилонянами, устраняется. Сосуды, взятые из дома Божия в Иерусалиме (см. Дан. 1:2) и используемые в вавилонской сатанинской системе служения (см. Дан. 1:2; 5:1—4),. возвращаются в дом истинного служения Богу (см. Езд. 1:1—11; Мф. 17:11). Этот опыт Иерусалима иллюстрирует перестройку и восстановление каждого верующего и Церкви как храма Божия.

Новозаветный принцип соотнесения ветхозаветной истории и пророчеств с Божией нравственной целью делает Откровение не только живой книгой, исполненной силы и смысла, но и служит руководством в нашем толковании пророчеств.