1. Задачи и проблемы богословских исследований.

Что может испытывать человек, приступая к изучению теологии? Волнение, рвение, восторг, как и в начале изучения любого нового предмета, поскольку он сталкивается с новой областью знаний, новыми открытиями, новыми проблемами. Для посвященного христианина это связано с большими надеждами, так как этот предмет близок его сердцу, является частью его жизни. Есть люди, которые приступают к данному исследованию без личной веры, в смущении ума, не зная, чему верить? Для них исследование может быть поиском веры, желанием узнать больше, чтобы сделать осознанный выбор в принятии или отвержении христианства (или какой-то другой религии). Побудить к такому исследованию может непредвзятый, объективный интерес, жажда знаний, любопытство: что же такое религия? Эти лекции составлены не для таких людей (хотя они и могут найти их интересными), но прежде всего в расчете на посвященного христианина.

Всякая профессия по-своему опасна. Изучение божественного, теологии, библейские исследования и, наконец, религиозное образование не представляют исключения. Многие начинают подобные исследования, надеясь, что они приведут их к большей преданности Богу, духовному обогащению, проведению времени в постоянном наслаждении божественными благословениями. И многие заканчивают такое исследование разуверившись, чувствуя, что исчезли из их христианской жизни радость и уверенность, что если Библия раньше руководила и вдохновляла, то теперь она стала мертвой догмой, а молитва уже не имеет прежнего смысла. Да, богословие может оказать и такое воздействие. Т.Ф.Торранс однажды сказал: “В отрыве от основанной на опыте реальности живого и действенного Бога богословие может стать абстрактным и рационалистическим и застрять в сухих идеях, узких и неизменяемых взглядах, потеряв свою уместность в жизни веры” 1 .

Но не все исследователи так наивно начинают и так жалко заканчивают. И уж, конечно, такой плачевный результат совсем не обязателен. Тем не менее, для многих богословское исследование — это время душевной и духовной борьбы, которая заканчивается если не полным провалом, то, по крайней мере, оскудением веры.

В связи с этим некоторые студенты, чтобы избежать разочарования, вообще предпочитают изучать другие дисциплины. Есть истинные христиане, которые намеренно никогда не прочтут религиозной книги, если ее содержание отличается от их собственной точки зрения; как они считают, она может повредить их вере, либо просто не будет иметь никакой ценности.

Поэтому Х.Джонс, относящий себя к евангеликалам, сетует на “непредвзятость” тех собратьев, которые готовы отыскать нечто ценное в книгах другой духовной ориентации; сурово осуждая установку на “открытость Божьей истины, где бы она ни находилась”, он считает, что “это равносильно тому, чтобы закрывать глаза на окончательную, обоснованную, непогрешимую и авторитетную оценку, даваемую Писаниями по поводу всего, о чем они говорят, а говорят они обо всем, и с готовностью принимать то, что говорят представители светской науки”. Он считает, что в Писании “содержится все, что по воле Божьей определяет уровень наших знаний и веры относительно того, что изложено на его страницах, в частности, относительно творения и истории человечества”. Поэтому для него открытость и непредвзятость означают всего лишь “бесстрашную готовность извлечь все выводы из тех доктринальных формулировок, которые мы делаем”. Любое переосмысление традиционных взглядов он осуждает как “уступку”, считая, что прежде всего в этом повинны “новые евангеликалы” 2.

Но исследователь, ум которого приучен мыслить, не может держать свои духовные убеждения в опечатанном виде, какой бы предмет он ни изучал. В этом случае поступить так, как вышеупомянутые христиане, значит совершить интеллектуальное самоубийство или фактически отрицать свою веру. Исследователь нуждается в том, чтобы осмысливать свои убеждения и убеждения других и тем самым расширять свои познания.

Прилагая ум

Ум христианина принадлежит Богу точно так, как и любая другая часть его естества, поэтому он, ум, должен быть посвящен Богу. Хэлмут Тиелике сказал: “Всякий, кто избирает Христа своим совершенным и неделимым Господом, не должен делить себя на доверчивое сердце, отданное в распоряжение Господа, и на критическую или, что еще хуже, холодную голову, которую он оставляет при себе” 3 . И в самом деле, Библия поощряет нас использовать ум в нашей христианской жизни. Нам заповедано любить Бога всем умом и всем разумением 4 . Мы призваны припоясать чресла ума нашего и быть готовыми защитить основания нашей надежды 5 .

Об этом необходимо говорить сегодня, поскольку широкое распространение приобрели некоторые умонастроения иррационального толка, “способные нанести большой вред нашей духовной цельности и интеллектуальной честности” 6 . Так, например, Царнт, с пренебрежением относясь к рациональным доказательствам и свидетельствам, заявляет, что “вера сама в себе содержит доверчивость” 7 , однако на наш взгляд при таком подходе надо говорить не столько о вере, сколько о доверчивости. Уже подчеркивалось, что в силу упомянутого тяготения к иррационализму “в некоторых кругах стало модным поносить К.С.Льюиса” 8 .

Христианину нужно думать обо всем по-христиански, а это состояние достигается в результате долгого и сурового воспитания. Главная трудность состоит в том, что в основном информация относительно бытия, общества и истории поступает в сознание христианина из нехристианских источников, и он постоянно должен задавать себе вопрос: в гармонии ли эти познания с его христианскими убеждениями? 9

Легко быть христианином лишь в определенных сферах жизни. Быть христианином в мире нехристианском, или, как некоторые его называют, послехристианском, означает неизбежно испытывать конфликт идей, ценностей, побуждений и убеждений. Легче всего жить двуличным, когда одна часть нашего ума отдана духовным размышлениям, церковным богослужениям христианскому общению, а другая часть — достижению собственных целей, удовлетворению прихотей и удовольствий этого мира. Но это двуличие приводит к еще большей неудовлетворенности, ибо оно является неспособностью смотреть реальности в глаза. Если христианин считает, что честность есть высшая добродетель, то он будет стараться руководствоваться ею в своих взаимоотношениях с Богом, окружающими людьми, в своих исследованиях и во всей своей жизни. Это дается нелегко, ведь на возникающие проблемы нет ясных, четко приготовленных ответов. Но поскольку христианин всегда верит в одного всемогущего живого Бога, сотворившего человека и мир, должна существовать связь между представлениями христианина о Боге, человеке и мире. Христианство должно влиять на все его мышление.

Этот тезис в равной мере применим и к самим христианским убеждениям, так как вполне вероятно, что люди могут принимать их без соответствующего осмысления. Необходимо обстоятельно осмыслить и уяснить наши основные убеждения, необходимо, чтобы вся их совокупность не противоречила принципиальным положениям. Легко можно начать мыслить не по-христиански, даже если речь идет о христианских проблемах. Мы, например, можем спросить себя, действительно ли наш взгляд на молитву является полностью христианским, и в первую очередь это относится к нашим убеждениям относительно ее сущности, а, во-вторых, к тому, как мы ее совершаем. Ведь вполне возможно, что она в какой-то степени эгоистична и, может быть, почти окончательно обрела магическую форму. Именно по этой причине автор книги “Honest to God” говорит о “папочке в небесах”. Это, конечно, пародия, однако надо опасаться, чтобы наши молитвы не стали пародией на молитвы подлинные.

И снова, опираясь на прошлое, мы можем сказать, что опыт подтверил слова Библии о том, что она есть Слово Божье, и мы можем и должны извлекать великую пользу из регулярного чтения ее страниц. Нам необходимо выяснить, действительно ли мы осмысляем Св.Писание в подлинно христианском ключе, и соответственно отыскать основу нашего осмысления. Приступая к новому курсу исследований, каждому студенту-христианину следовало бы разобраться в этой проблеме, пока она не обрушилась на него с ошеломляющей силой.

Обращаясь к Библии

Прежде чем завершить Свое земное служение, Иисус (согласно четырем Евангелиям) дал наставления Своим ученикам и призвал их готовиться к испытаниям.

“Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились”, — напутствовал Он их 10.

В соответствии с наставлением Спасителя христианам необходимо знать, во что они верят и почему они верят именно в это. Через всю Библию настойчиво проходит мысль о том, что живой Бог явил Себя Самого и что Библия — богодухновенная запись этого Откровения.

“Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне” 11 .

Мысль о том, что верховное откровение было дано и записано, прослеживается во всем Ветхом Завете и явствует из слов Христа и апостолов. Более того, эта мысль представляет собой основную часть христианского благовестия. Поэтому студент-христианин должен уяснить ее во всех деталях и затем решить, готов ли он подчиниться этому авторитету. Такое подчинение не означает, что его собственным размышлениям пришел конец: оно скорее является их основой и представляет собой разумное послушание умом и сердцем, послушание живому Богу, явившему Самого Себя. Позднее мы скажем об этом подробнее.

Открытый разум

Нередко советуют ко всему относиться непредвзято, иметь широкий мыслительный горизонт. Эта рекомендация является вроде бы вполне оправданной, однако на деле она может представлять собой довольно тонкий способ “промывания мозгов” и навязывания чужих идей. Разум должен быть открытым, так сказать, сверху, чтобы в него попадали новые идеи, и закрытым снизу, чтобы все накопленные идеи не вытекали из него. Не мешает также помнить — и мы уже говорили об этом — что если он “открыт” чрезмерно широко, то в него могут навалить много мусора! Новый Завет предупреждает нас о том, сколь опасно по разумению быть младенцами, “колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения по лукавству человеков” 12 . Студент должен быть восприимчив и открыт ко всему, чего он не знает, быть готов к решению возникающих проблем, однако это не значит, что ему надо выбросить из головы давно усвоенные и потому твердые познания. Не расставаясь с прежними знаниями, он должен в интеллектуальном смирении быть готовым к рассмотрению иных точек зрения. В то же время, постоянно прислушиваться ко всему значит попросту страдать серьезным неврозом. Мы должны принимать решения и иметь мужество следовать им. Если же мы позволяем, чтобы нас уносил “всякий ветер учения”, то это свидетельствует лишь о нашей незрелости. Зачастую требование иметь открытый разум на деле означает иметь пустую голову. Иногда это совершенно очевидно. Есть люди, которые призывают студентов расстаться с уже сложившимися представлениями и начать думать заново. Нравственная сторона такого подхода весьма сомнительна. На деле здесь можно расслышать властный призыв: “Оставьте ваши убеждения и примите мои”.

Вместе с тем, нельзя приветствовать и совершенную глухоту к восприятию какой бы то ни было проблемы. Бывает, что перемена в мыслях необходима, но не следует считать, что каждый вопрос совершенно доступен вашему пониманию. Если студент по опыту знает, что Библия — Слово Божье, и если Бог обращается к нему через нее, если, иными словами, он постиг, что все, что Библия говорит о себе, исполнено смысла и достоверности, то при обсуждении этого вопроса личный опыт должен играть важную роль в оценке рассматриваемых материалов. Проблемы, конечно, возникнут, и подходить к ним надо открыто и честно, однако нельзя забывать о принципиальном отношении к Библии. В свете всего того, что Библия говорит о себе, принимая во внимание все, что Сам Христос сделал для Ветхого Завета, и учитывая свой собственный опыт, студент, осознанно приступающий к разрешению каких-то проблем или поневоле столкнувшийся с ними, должен как следует подумать, может ли он отвергнуть авторитет Писания, не создав при этом еще больших проблем. Это, вне всякого сомнения, основной вопрос для всех, кто приступает к религиозным исследованиям.

Открытое сердце

Одну из наиболее коварных опасностей, возникающих в ходе религиозных исследований, можно охарактеризовать словами пословицы: чем больше знаешь, тем меньше почитаешь. “Тема всей Библии — живой Бог” 13 , однако именно Он, живой Бог, Единственный, Кому надлежит поклоняться и служить, становится предметом холодного академического исследования, и новые знания о Нем становятся не путеводителем по жизни, а материалом для написания эссе. Необходимо сознательно избегать этого, прилежно продолжать индивидуальню молитву и совместное богослужение. Посвятив всю жизнь богословию, Этельберт Штауфер пришел к выводу, что “для теологии есть соблазн перейти в молитву” 14 . Но ведь так и должно быть! Лютер сказал об этом так: “Изучаюший mandata Dei (то есть повеления Божии) останется спокойным, но слышащий Deum mandantem (Бога повелевающего) — как он не может не устрашиться?” О том же говорит и Антоний Блюм. Рассуждая о молитве, он предупреждает, что “сфера Божия опасна”, имея в виду не какие-то сведения о ней, но реальную возможность вхождения в нее 15.

Перечень примеров мы закончим Й.А.Бенгелем, который в предисловии к своему изданию греческого Нового Завета, вышедшему в 1734 г., написал: “Te totum applica ad textum: rem totam applica ad te” (Сам всецело предайся тексту: все, что в нем, примени к себе”) 16.

И когда христианин с открытым сердцем и разумом приступает к религиозным исследованиям, он, подобно Господу во дни Его земной жизни, получает возможность “преуспевать в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков” 17 .