Глава 2. Миражи и пожелтевшие страницы

По смерти Иеровоама II на престол вступает его сын Захария, человек, наследовавший лишь пороки своего отца. В течении шести месяцев продолжалось это странное правление, представляющее собой лишь почти непрерывную череду оргий в честь языческих богов. Эта вакханалия пьяных оргий двора и безумств народа в священных рощах завершилась убийством беспутного царя. «Захария пал от руки злоумышленника, бывшего своего друга Селлума, сына Иависа». [Иосиф Флавий. Указ. соч. С. 495]. Селлум предательски зарезал своего друга и царя, провозгласив себя новым правителем Израиля. Итак, первое пророчество Осии сбылось. Дом, династия Ииуя, царствовавшая несколько десятилетий в стране, была низвергнута. «и Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева» (Ос. 1:4). Библейский закон о том, что «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6) исполнился в жизни этой династии. Однако далеко не все были готовы признать узурпатора. Одним из тех, кто не покорился цареубийце, был полководец Менаим, находившийся в то время в Фирце. Фирца была одним из крупнейших и древнейших городов Израильского царства, быв до Самарии столицей державы. Название Фирца переводится как миловидная, приятная. И действительно, это был один из красивейших городов страны. «Этот некогда хананейский город… располагался на плато, которое, выдаваясь подобно полуострову, занимало господствующее положение как над трактом, проходящим по холмам с севера на юг, так и над проходом к переправе через Иордан». [Грант М. История Древнего Израиля. М.: Терра, 1998. С. 125]. Фирца располагалась на месте современного Тель-эль-Фара, большого кургана, в семи милях к северо-востоку от Сихема. В 1947 году раскопки Фирцы проводила французская археологическая экспедиция под руководством Ролана де Во, показавшая, что история этого места насчитывает много столетий, уходя корнями к вскоре послепотопным временам. Уже в бронзовом веке здесь стоял большой город, который прекратил своё существование в VIII в. до х. э. [Райт. Указ. соч. С. 214—215], видимо в результате ассирийского нашествия. Весьма примечательную особенность Фирцы удалось обнаружить археологам при её более поздних раскопках, проводимых английскими исследователями под руководством профессора Кетлина Кеньон и израильскими учёными во главе с А. Мазаром. Дома бедных и богатых разнились не только размерами и роскошью, но и территориально были чётко разделены, что свидетельствует, как отмечает доктор Мазар, о резком усилении социального неравенства. [Mazar A. Archaeology of the Land of the Bible, 10000—586 B. C. E. Cambridge, 1990. P. 415]. «Административные постройки и кварталы богатых частных домов с большими дворами и расположенными по трём сторонам их комнатами были отделены длинными стенами от кварталов, где теснились маленькие жилища». [Kenyon K. M. Archaeology in the Holy Land. New York, 1979. P. 273]. Потому недаром столь резкие социальные контрасты вызывали гневные обличения пророков. [Мерперт Н. Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2003. С. 303]. И именно Фирца, второй город по величине и значению после Самарии, стала очагом восстания. И вот Менаим во главе войска подходит к Самарии и, низвергнув, умерщвляет Селлума, и сам занимает опустевший трон. Как показывают хроники, воцарение Менаима было не просто следствием государственного переворота, а настоящей гражданской войны, вспыхнувшей в Израиле. [Циркин. Указ. соч. С. 212]. Дело в том, что часть городов страны отказалась его признать. В ответ на это Менаим двинулся из Самарии к городу Типсаху, ставшему оплотом восстания. Типсах представлял собой небольшую, но сильную крепость, располагавшуюся при реке Иордане, откуда и получил своё имя (Типсах в переводе — переход, брод). В настоящее время от него остались жалкие руины, носящие имя Tafsah и располагающиеся под 32010’ с.ш. и 35010’ в.д. и ещё ждущие своих исследователей. Типсах был жестоко наказан за нежелание признать нового царя. Его население было почти полностью истреблено с величайшей жестокостью, описание которой оставлено в древних анналах. «Жители этого города заперли пред ним ворота города и не впускали его к себе. Тогда царь, желая отомстить им, предал разорению всю окрестную местность, затем осадил город, взял его приступом и в гневе своём за поступок жителей перебил их всех, не щадя даже младенцев и не останавливаясь перед крайней жестокостью и разнузданностью, что не может быть прощено даже при покорении иноземцев, не говоря уже о том случае, когда война ведется с единоплеменниками. Воцарившись таким образом, Менаим правил в продолжении десяти лет, являясь грубым и более всех предшественников жестоким человеком». [Иосиф Флавий. Указ. соч. С. 495]. Прошло всего чуть более года по смерти Иеровоама, а от цветущего положения Израиля не осталось и следа. Ещё совсем недавно израильтяне были уверены в незыблемости своего государства и хорошем будущем. В этом очень важный урок и для нас, живущих в 2005 году. Вспомним нашу недавнюю историю. Кому ещё в середине 1980-х годов могло прийти в голову, что рухнет Советский Союз — мировая сверхдержава? Даже в 1991 году в это мало ещё кто верил. Но он рухнул. Могли ли американцы до 11 сентября 2001 года предположить, что их страна станет ареной самого страшного теракта за всю историю планеты? И что ни ФБР, ни ЦРУ, ни атомные зонтики не смогут их защитить. Могли ли предположить многотысячные гости Таиланда, Шри-Ланки, Мальдивских островов, что этот рай, куда они приехали отдыхать, за секунду превратится в ад, из которого большинство из них не выйдет живыми. Могучий СССР, самоуверенная Америка, райские сады и великолепные пляжи Таиланда оказались колоссами на глиняных ногах. А пожелтелые от времени страницы Библии, вроде бы такие беззащитные даже перед обычной спичкой, остались стоять над рухнувшей супердержавой, напуганной Америкой и сдвинутыми плитами земной коры. Эти страницы древней Книги стали сиять ещё больше, указывая миру на пророчества, предсказавшие за много столетий и падение атеизма, и кратковременный всемирный взлёт США и стихийные катастрофы планетарного значения. А ведь недавно этим пророчествам никто не верил. Люди смотрели на танки, атомные боеголовки, красивые пальмы, неприступные скалы, смотрели и не верили, что это всё может быть уничтожено во мгновение ока, сокрушив весь окружающий и столь привычный для них мир. Но хронология библейских событий показывает, что распад СССР, террористические акты, землетрясение в Индокитае — это только пролог к разворачивающемуся Апокалипсису, в ходе которого решится участь каждого человека, как прологом к Апокалипсису для древних израильтян стало ассирийское нашествие. Правитель всё набирающей и набирающей силу Ассирии Тиглатпаллессар III (745—727) подступил к владениям Менаима. Израильский царь, видя неисчислимые ассирийские войска, счёл за лучшее капитулировать без боя, признав над собой власть Тиглатпаллесара (библейский и вавилонский Фул). В своих анналах ассириец отмечает: «Я получил дань от Менаима из Самарии». [Келлер В. Библия как история. М.: Крон-Пресс, 1998. С. 285]. Размер дани составлял тысячу талантов серебра. «Упомянутую сумму Менаим собрал у народа, обложив его поголовно податью в пятьдесят драхм с человека». [Иосиф Флавий. Указ. соч. С. 495]. «Расчёты показывают, что этим налогом было обложено 60 тысяч человек, что вместе с семьями даёт приблизительно 300 тысяч и примерно равно численности всего гражданского населения Израиля». [Амусин И. Д. Проблемы социальной структуры обществ Ближнего Востока (I тысячелетие до н. э.) по библейским источникам. М., 1993. С. 57]. Так Израиль потерял реальную независимость, а народ оказался обложенным тяжелейшей данью. Тем самым исполнилось второе пророчество Осии, что Господь после низвержения дома Ииуя отринет Свою милость от израильтян. И так начало сбываться третье его пророчество, что вскоре Бог не будет более называть Израиль Своим народом. И зависимость от ассирийцев, пока ещё, правда, лишь в отношении уплаты дани, свидетельствовала об этом очень красноречиво. И вот в этот момент Осия вновь обращается к народу. Кажется, что сейчас, когда уже многое из того, что он говорил ранее, сбылось, люди должны будут поверить словам Господним, обращённым через него. Они должны поверить сейчас, когда их миражи и иллюзии о беззаботной жизни развеялись в прах, когда страна стоит на краю гибели, а на её кордонах уже маячат ассирийские шлемы. Они должны, должны поверить. Ибо ведь не верить уже, кажется, просто нельзя!