Глава 6. Дворец из слоновой кости

Почти девяностолетний пророк взирает на Самарию, прекрасный и величественный город, один из красивейших городов мира. Но город, отрекшийся от Своего Бога, город, выбравший служение злой силе. И голос старца возвышается над горами и долинами Палестины, изрекая Божьи пророчества. «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих. Поглощен Израиль; теперь они будут среди народов, как негодный сосуд. Отвергнет их Бог мой, потому что они не послушались Его, и будут скитальцами между народами. Исчезнет в Самарии царь ее, как пена на поверхности воды. Опустошена будет Самария, потому что восстала против Бога своего; от меча падут они; младенцы их будут разбиты, и беременные их будут рассечены. После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни» (Ос. 4:6; 8:8; 9:17; 10:7; 14:1; 3:5). С его голосом слился голос его предшественников — пророков Михея и Амоса, предрекавших также судьбу Самарии. «За то сделаю Самарию грудою развалин в поле, местом для разведения винограда; низрину в долину камни ее и обнажу основания ее» (Мих. 1:6); «И сказал он: Господь возгремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима, и восплачут хижины пастухов, и иссохнет вершина Кармила. Клялся Господь Бог святостью Своею, что вот, придут на вас дни, когда повлекут вас крюками и остальных ваших удами. И сквозь проломы стен выйдете, каждая, как случится, и бросите все убранство чертогов, говорит Господь. Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля!» (Ам. 1:2; 4:2—3; 6:1).

Выводы из пророчеств:

1). Израильский народ будет истреблён (Ос. 4:6);

2). Растворение израильтян как нации и их скитание среди других народов (Ос. 8:8; 9:17);

3). В самарии не будет царя (Ос. 10:7);

4). Город будет опустошен (Ос. 14:1);

5). Город станет грудой развалин (Мих. 1:6);

6). На месте Самарии будут разводить виноград (Мих. 1:6);

7). Камни города будут сброшены в долину (Мих. 1:6);

8). Основание Самарии будет обнажено (Мих. 1:6);

9). Вершина Кармила иссохнет (Ам. 1:2);

10). Жителей Самарии уведут в плен (Ам. 4:2—3);

11). Укрепления не спасут Самарию (Ам. 6:1);

12). Спустя много времени сыны Израилевы вновь обратятся к Богу (Ос. 3:5).

Самария была гордостью всего Израиля, хотя это был один из самых молодых его городов. Своим появлением она обязана израильскому царю Амврию (Омри) (882—871), сильному и энергичному правителю. [Mitchell T. C. Israel and Judah until the revolt of Jehu (931—841 B. C.) // Cambridge Ancient History. 1982. V. III, 1. P. 466]. «Сначала резиденцией Амврию по-прежнему служила Тирца, где обнаружены следы нового царского квартала, строившегося по его инициативе. Но дворец был брошен недостроенным, поскольку шестью годами позже Амврий перебрался на десять миль западнее и заново построил столицу в Самарии (от «шмер», «сторожевая башня»), на западном краю массива Эфраим». [Грандт. Указ. соч. С. 127]. До этого на горе существовало небольшое поселение, от времён которого обнаружены остатки керамических изделий. [Weippert H. Palgstina in vorhellenistischer Zeit. München, 1988. P. 514—516; Herr L. G. The Iron Age II Period: Emerging Nations // Biblical Archaeologist, 1997. V. 60, 3. P. 137]. «Все прежние столицы Израиля, в том числе и Тирца, которая в этом качестве пребывала дольше всего, были городами старыми, со своими традициями и связями. Создавая совершенно новую столицу, Омри освобождался от наследия старины и мог действовать более свободно, не очень-то оглядываясь на обычаи. Хотя Самария находилась на территории племени Иссахар, покупка земли, на которой она была построена, делала её личным владением царя». [Циркин. Указ. соч. С. 183]. Выбор места для строительства столицы был очень удачен. Она располагалась на горе высотою 120 метров, возвышавшейся над плодородной долиной, окаймлённой горами [Бойд Р. Курганы, Гробницы, Сокровища. Чехословакия. Свет на Востоке, 1991. С. 188] и находясь между горной страной севера и менее высоким нагорьем юга, соединяя, таким образом, разные районы царства. [Циркин. Указ. соч. С. 183]. Гора, на которой располагалась Самария, с трёх сторон круто обрывалась, что было очень удобно в стратегическом отношении. [Грант. Указ. соч. С. 128]. «Благодаря естественной крепости, окружавшей Самарию, израильтяне возложили свою надежду на эти горы, Бог же был ими забыт. Это заставило пророка Амоса сказать «Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую» (Ам. 6:1)». [Бойд. Указ. соч. С. 188]. С крепостных стен Самарии прекрасно просматривалась вся долина, и потому часовые могли заранее оповестить население о надвигающемся вражеском нашествии. С западной оконечности горы открывался изумительный вид на Средиземное море. [Weippert. Ibid. P. 535]. Весьма удобно был расположен город и в экономическом отношении, контролируя два важнейших пути: север—юг, ведущий в Финикию, и запад—восток — от прибрежной средиземноморской долины к Иордану [Мерперт. Указ. соч. С. 291], что облегчало торговлю со многими державами, и в первую очередь — с финикийцами. [Mitchell. Ibid. P. 467]. «Амврий, а вслед за ним — Ахав, превратили всю вершину холма в резиденцию. Раскопки обнаружили там особняки семьи Амврия и придворных, кладовые, бассейны и зернохранилища. Это был первый и последний город, который древний народ Израиля когда-либо выстроил, начиная „с нуля“. Возможно, что его план воспроизводил план Иерусалима — города, который Амврий целенаправленно стремился заткнуть за пояс. В новую Самарию входил и лежащий по склонам квартал, предназначенный для людей победнее. Он был защищен по периметру собственной стеной из менее прочных материалов, от которых ничего или почти ничего не уцелело. С этнической точки зрения Самария являла собой попытку обеспечить сплочённость царства, ибо была замыслена как гарантия того, что в союзе между монархией и подданными важную и достойную роль, наряду с израильтянами, играют и хананеи. Амврий купил эту местность в личную собственность у хананея, заключив сделку в соответствии с хананейским законом. …в новой Самарии не существовало культа Яхве. Зато… существовали культы хананейских богов». [Грант. Указ. соч. С. 128]. А финикийский культ стал чуть ли не официальной государственной религией Израиля. [Циркин. Указ. соч. С. 184]. Итак, что же собой представлял этот город, строившийся в противовес Иерусалиму не только в политическом, но и в культурном, а главное — духовном плане. Археологические раскопки Самарии проводились дважды. В первый раз их проводила с 1908 по 1910 гг. американская археологическая экспедиция Гарвардского университета под руководством Джорджа А. Рейснера, Кларенса С. Фишера и Д. Г. Лайона при участии немецкого профессора И. Шумахера. С 1931 по 1935 гг. исследования проводила совместная экспедиция, состоявшая из учёных Гарвардского университета, Еврейского университета, Британской академии, Палестинского исследовательского фонда, Британской археологической школы в Иерусалиме во главе с доктором Дж. У. Кроуфутом. В ходе этих многолетних раскопок, хотя и не охвативших вследствие технических трудностей всю территорию древней Самарии, было обнаружено следующее. Город, как уже кратко упоминалось выше, состоял из двух частей. Одна часть города располагалась на вершине холма, занимая площадь 250 х 160 метров и представляла собой царскую резиденцию. Её «план, возможно, брал начало в финикийской модели, следовавшей более плоскостной топографии, нежели округлым очертаниям холма Самарии. Чтобы использовать прямоугольный план, архитектор должен был создать плоскую платформу для поддержки массивной опорной стены». [Mazar. Ibid. P. 408]. Внутри царской резиденции выделены две строительные фазы. Первую исследователи относят ко времени Амврия. В то время большая часть акрополя была ограждена стеной толщиной до 1,6 м, не имевшей чисто фортификационного характера, но именно ограждавшей царский квартал и исполнявшей в то же время скрепляющую функцию: она несколько расширяла верхнюю площадку. Внутри ограды, вымощенный битым известняком пол на 4 м превышал уровень окружающих участков. Стена очень сильно разрушена, но и остатки её свидетельствуют о чрезвычайно высоком качестве кладки. Сами постройки за стеной разрушены полностью, и лишь следы фундаментов позволяют судить о регулярности и масштабности застройки, обрамлявшей обширный центральный двор. Вторую фазу застройки связывают со строительной деятельностью наследовавшего Амврию сына его Ахава. Верхняя площадка была заметно расширена, а ограждавшая и крепившая её стена с северной и западной сторон сменена новой, уже безусловно оборонительной стеной казематного типа, общая толщина которой на северном участке достигала 10 метров! Царская резиденция превратилась в подлинную крепость, за стенами которой располагался царский дворец. План его остаётся неясным. Можно говорить только о наличии большого прямоугольного двора, фланкированного несколькими крыльями. Сохранилось лишь южное крыло, состоявшее из прямоугольных комнат, расположенных по сторонам двора. В целом по своему плану дворец очень напоминает хананейско-финикийский стиль дворцовых сооружений. [Райт. Указ. соч. С. 216—217]. «Когда с места раскопок стали вывозить мусор и обломки, археологи сразу же обратили внимание на бесчисленные обломки слоновой кости… В Самарии земля была буквально усыпана слоновой костью. Пожелтевшие обломки её попадались на каждом шагу, на каждом квадратном метре; среди них были и довольно крупные фрагменты, сохранившие части изысканных рельефов финикийских мастеров». [Келлер. Указ. соч. С. 272]. В одной из меньших построек акрополя был найден целый клад резной слоновой кости, — чудом сохранившийся после ассирийского разгрома города. Большинство изделий — пластины с низким рельефом. Круглая скульптура встречается значительно реже. Резьба обогащена золотой фольгой, инкрустацией стеклом, пастой и пр. [Мерперт. Указ. соч. С. 295]. «Объяснить эти находки можно было лишь одним способом: дворец в Самарии и был тем знаменитым „домом из слоновой кости“ царя Ахава (3 Цар. 22:39)… Ахав приказал отделать слоновой костью комнаты и мебель во дворце». [Келлер. Указ. соч. С. 273]. «Археологов весьма заинтересовал бассейн, вырытый в северной части царского дворца в Самарии, потому что к нему наверное, и принесли труп царя Ахава «И обмыли (военную) колесницу на пруде Самарийском, и смывали кровь его, и омывали блудницы по слову Господа, которое Он изрёк»». [Церен Э. Библейские холмы. М.: Наука, 1966. С. 295]. Да, глядя на него, археологи вспомнили историю этого нечестивого царя Израиля, предававшегося грубому идолопоклонству и чувственным наслаждениям. Бог многократно призывал его к покаянию, но царь упорствовал в своих грехах, пока не был убит в одном из сражений, после которого и был привезён в Самарию, где был похоронен, а колесницу, на которой везли его тело, отмывали от крови Ахава в царском пруде, который и нашли археологи. Были обнаружены при раскопках царского дворца небольшие каменные коробочки, в которых царицы размешивали свои румяна. В них были краски: чёрная — для покраски век, зелёная и красная, а в середине углубления для размешивания красок. В них ещё сохранились остатки красного цвета. Эти коробочки относятся ко времени жены Ахава, зловещей царицы Иезавели, дочери Сидонского царя Иотобала [Tadmor H. Die Zeit des Erstens Tempels // Geschichte des jüdischen Volkes. München, 1981. P. 149], ярой язычницы и гонительницы Божьих пророков. Подробный разбор истории этих правителей и библейской истории времён Ахава и Иезавели станет темой одной из наших последующих книг, посвященных археологическому исследованию второй половины Третьей и Четвертой книги Царств. Итак, вершина холма — это царская резиденция, своего рода акрополь, кремль, обнесённый могучей крепостной стеной, за которой скрывались громадный царский дворец, отделанный слоновой костью, пруд, хозяйственные постройки. Чуть ниже царского акрополя холм почти опоясывала крепостная стена, построенная на сделанной террасе. У основания холма была сооружена ещё одна крепостная стена. Таким образом, в городе было три крепостных стены, три рубежа обороны. На склонах холма, ниже акрополя, располагались жилые кварталы, изученные археологами очень незначительно. Население Самарии во дни Ахава составляло, не считая иноплеменников, 7 тысяч жителей, а ко времени Осии — около 30.000 человек. [Kenyon K. M. Archaeology in the Holy Land. New York, 1979. P. 265]. При раскопках акрополя был обнаружен большой архив, состоящий из 63 остраконов — надписи чернилами на фрагментах глиняной посуды. Надписи фиксируют поступление продуктов, вина и масла в столицу из других городов. Благодаря им были освещены административные и фискальные процедуры того времени, а также удалось уточнить многие лингвистические и хронологические аспекты. [Crowfoot J. W., Kenyon K. M., Sukenik E. L. Samaria — Sebaste I: the Buildings. London, 1942]. В Самарии были храмы языческих богов, но не было ни одного места, связанного с Иеговой. Главным храмом города был храм, построенный по приказу Иезавели в честь финикийского бога Мельпарта. [Циркин. Указ. соч. С. 194]. Такой была Самария, город — духовный противовес Иерусалиму, город смешения израильтян с хананеями, город с языческими храмами и идеологией, город, где богачи отделялись от бедняков высокими крепостными стенами, город дворцов из слоновой кости и глинобитных лачужек… Такой была Самария, когда над ней прозвучали слова боговдохновенного пророка Осии.