Эпилог. Христос… мешающий христианству…

В конце XIX века крупнейший русский философ Владимир Соловьев (1853—1900), исследовавший много лет Библию и историю христианства, написал очень интересный рассказ, герои которого начали обретать реальные черты только в наши дни, дожидаясь своего окончательного выхода на авансцену истории под самый её занавес в преддверии II Пришествия. «Был в это время между немногими верующими спиритуалистами один замечательный человек — многие называли его сверхчеловеком, — который был одинаково далек как от умственного, так и от сердечного младенчества. Он был еще юн, но благодаря своей высокой гениальности к тридцати трем годам прославился как великий мыслитель, писатель и общественный деятель. Сознавая в самом себе великую силу духа, он был всегда убежденным спиритуалистом, и ясный ум всегда указывал ему истину того, во что должно верить: добро, Бога, Мессию. В это он верил, но любил он только одного себя. Он верил в Бога, но в глубине души невольно и безотчетно предпочитал Ему себя. Он верил в Добро, но всевидящее око Вечности знало, что этот человек преклонится перед злою силою, лишь только она подкупит его — не обманом чувств и низких страстей и даже не высокою приманкой власти, а через одно безмерное самолюбие. Впрочем, это самолюбие не было ни безотчетным инстинктом, ни безумным притязанием. Помимо исключительной гениальности, красоты и благородства высочайшие проявления воздержания, бескорыстия и деятельной благотворительности, казалось, достаточно оправдывали огромное самолюбие великого спиритуалиста, аскета и филантропа. И обвинять ли его за то, что, столь обильно снабженный дарами Божьими, он увидел в них особые знаки исключительного благоволения к нему свыше и счел себя вторым по Боге, единственным в своем роде сыном Божиим. Одним словом, он признал себя тем, чем в действительности был Христос. Но это сознание своего высшего достоинства на деле определилось в нем не как его нравственная обязанность к Богу и миру, а как его право и преимущество перед другими, и прежде всего перед Христом. У него не было первоначально вражды и к Иисусу. Он признавал Его мессианское значение и достоинство, но он искренно видел в нем лишь своего величайшего предшественника, нравственный подвиг Христа и Его абсолютная единственность были непонятны для этого омраченного самолюбием ума. Он рассуждал так: „Христос пришел раньше меня: я являюсь вторым; но ведь то, что в порядке времени является после, то, по существу, первее. Я прихожу последним, в конце истории, именно потому, что я совершенный, окончательный спаситель. Тот Христос — мой предтеча. Его призвание было — предварить и подготовить мое явление“. И в этой мысли великий человек двадцать первого века будет применять к себе все, что сказано в Евангелии о втором пришествии, объясняя это пришествие не как возвращение того же Христа, а как замещение предварительного Христа окончательным, т. е. им самим. На этой стадии грядущий человек представляет еще немного характерного и оригинального. Ведь подобным же образом смотрел на свое отношение к Христу, например, Мухаммед, человек правдивый, которого ни в каком злом умысле нельзя обвинить. Самолюбивое предпочтение себя Христу будет оправдываться у этого человека еще таким рассуждением: „Христос, проповедуя и в жизни своей проявляя нравственное добро, был исправителем человечества, я же призван быть благодетелем этого отчасти исправленного, отчасти неисправимого человечества. Я дам всем людям все, что нужно. Христос, как моралист, разделял людей добром и злом, я соединю их благами, которые одинаково нужны и добрым и злым. Я буду настоящим представителем того Бога, который возводит солнце свое над добрыми, и злыми, дождит на праведных и неправедных. Христос принес меч, я принесу мир. Он грозил земле страшным последним судом. Но ведь последним судьею буду я, и суд мой будет не судом правды только, а судом милости. Будет и правда в моем суде, но не правда воздаятельная, а правда распределительная. Я всех различу и каждому дам то, что ему нужно“. И вот в этом прекрасном расположении ждет он какого-нибудь ясного призыва Божия к делу нового спасения человечества, какого-нибудь явного и поразительного свидетельства, что он есть старший сын, возлюбленный первенец Божий. Ждет и питает свою самость сознанием своих сверхчеловеческих добродетелей и дарований — ведь это, как сказано, человек безупречной нравственности и необычайной гениальности. Ждет горделивый праведник высшей санкции, чтобы начать свое спасение человечества, — и не дождется. Ему уж минуло тридцать лет, проходят еще три года. И вот мелькает в его уме и до мозга костей горячею дрожью пронизывает его мысль: „А если?.. А вдруг не я, а тот… галилеянин?.. Вдруг Он не предтеча мой, а настоящий, первый и последний? Но ведь тогда он должен быть жив… Где же Он?.. Вдруг Он придет ко мне… сейчас, сюда?.. Что я скажу Ему? Ведь я должен буду склониться перед Ним, как последний глупый христианин, как русский мужик какой-нибудь бессмысленно бормотать: Господи Сусе Христе, помилуй мя грешного, — или, как польская баба, растянуться кжижем? Я, светлый гений, сверхчеловек. Нет, никогда!“ И тут на место прежнего разумного холодного уважения к Богу и Христу зарождается и растет в его сердце сначала какой-то ужас, а потом жгучая и все его существо сжимающая и стягивающая зависть и яростная, захватывающая дух ненависть: „Я, я, а не Он! Нет Его в живых, нет и не будет. Не воскрес, не воскрес, не воскрес! Сгнил, сгнил в гробнице, сгнил, как последняя…“. И с пенящимся ртом, судорожными прыжками выскакивает из дому, из саду и в глухую черную ночь бежит по скалистой тропинке… Ярость утихла и сменилась сухим и тяжелым, как эти скалы, мрачным, как эта ночь, отчаянием. Он остановился у отвесного обрыва и услышал далеко внизу смутный шум бегущего по камням потока. Нестерпимая тоска давила его сердце. Вдруг в нем что-то шевельнулось. „Позвать Его, — спросить, что мне делать?“ И среди темноты ему представился кроткий и грустный образ. „Он меня жалеет… Нет, никогда! Не воскрес, не воскрес!“ И он бросился с обрыва. Но что-то упругое, как водяной столб, удержало его в воздухе, он почувствовал сотрясение, как от электрического удара, и какая-то сила отбросила его назад. На миг он потерял сознание и очнулся стоящим на коленях в нескольких шагах от обрыва. Перед ним обрисовывалась какая-то светящаяся фосфорическим туманным сиянием фигура, и из нее два глаза нестерпимым острым блеском пронизывали его душу… Видит он эти два пронзительных глаза и слышит не то внутри себя, не то снаружи какой-то странный голос, глухой, точно сдавленный и вместе с тем отчетливый, металлический и совершенно бездушный, вроде как из фонографа. И этот голос говорит ему: „Сын мой возлюбленный, в тебе все мое благоволение. Зачем ты не взыскал меня? Зачем почитал того, дурного, и отца его? Я бог и отец твой. А тот нищий, распятый — мне и тебе чужой. У меня нет другого сына, кроме тебя. Ты единственный, единородный, равный со мной. Я люблю тебя и ничего от тебя не требую. Ты и так прекрасен, велик, могуч. Делай твое дело во имя твое, не мое. У меня нет зависти к тебе. Я люблю тебя. Мне ничего не нужно от тебя. Тот, Кого ты считал богом, требовал от Своего сына послушания, и послушания беспредельного — до крестной смерти, — и Он не помог ему на кресте. Я ничего от тебя не требую, и я помогу тебе. Ради тебя самого, ради твоего собственного достоинства и превосходства и ради моей чистой бескорыстной любви к тебе — я помогу тебе. Прими дух мой. Как прежде дух мой родил тебя в красоте, так теперь он рождает тебя в силе“. И с этими словами неведомого уста сверхчеловека невольно разомкнулись, два пронзительных глаза совсем приблизились к лицу его, и он почувствовал, как острая ледяная струя вошла в него и наполнила все существо его. И с тем вместе он почувствовал небывалую силу, бодрость, легкость и восторг. В тот же миг светящийся облик и два глаза вдруг исчезли, что-то подняло сверхчеловека над землею и разом опустило в его саду, у дверей дома. На другой день не только посетители великого человека, но даже его слуги были изумлены его особенным, каким-то вдохновенным видом. Но они были бы еще более поражены, если бы могли видеть, с какою сверхъестественною быстротою и легкостью писал он, запершись в своем кабинете, свое знаменитое сочинение под заглавием: „Открытый путь к вселенскому миру и благоденствию“. Вскоре после появления „Открытого пути“, который сделал своего автора самым популярным изо всех людей, когда-либо появлявшихся на свете, должно было происходить в Берлине международное учредительное собрание союза европейских государств. Союз этот, установленный после ряда внешних и внутренних войн, значительно изменивших карту Европы, подвергался опасности от столкновений теперь уже не между нациями, а между политическими и социальными партиями. Заправилы общей европейской политики, принадлежавшие к могущественному братству франкмасонов, чувствовали недостаток общей исполнительной власти. Достигнутое с таким трудом европейское единство каждую минуту готово было опять распасться. В союзном совете или всемирной управе (Comite permanent universel) не было единодушия, так как не все места удалось занять настоящими, посвященными в дело масонами. Независимые члены управы вступали между собою в сепаратные соглашения, и дело грозило новою войною. Тогда „посвященные“ решили учредить единоличную исполнительную власть с достаточными полномочиями. Главным кандидатом был негласный член ордена — „грядущий человек“. Он был единственным лицом с великою всемирною знаменитостью. Будучи по профессии ученым артиллеристом, а по состоянию крупным капиталистом, он повсюду имел дружеские связи с финансовыми и военными кругами. Против него в другое, менее просвещенное время говорило бы то обстоятельство, что происхождение его было покрыто глубоким мраком неизвестности. Мать его, особа снисходительного поведения, была отлично известна обоим земным полушариям, но слишком много разных лиц имели одинаковый повод считаться его отцами. Эти обстоятельства, конечно, не могли иметь никакого значения для века столь передового, что ему даже пришлось быть последним. Грядущий человек был выбран почти единогласно в пожизненные президенты европейских соединенных штатов; когда же он явился на трибуне во всем блеске своей сверхчеловеческой юной красоты и силы и с вдохновенным красноречием изложил свою универсальную программу, увлеченное и очарованное собрание в порыве энтузиазма без голосования решило воздать ему высшую почесть избранием в римские императоры. Конгресс закрылся среди всеобщего ликования, и великий избранник издал манифест, начинавшийся так: „Народы земли! Мир мой даю вам!“ — и кончавшийся такими словами: „Народы земли! Свершились обетования! Вечный вселенский мир обеспечен. Всякая попытка его нарушить сейчас же встретит неодолимое противодействие. Ибо отныне есть на земле одна срединная власть, которая сильнее всех прочих властей и порознь, и вместе взятых. Эта ничем не одолимая, все превозмогающая власть принадлежит мне, полномочному избраннику Европы, императору всех ее сил. Международное право имеет, наконец, недостававшую ему доселе санкцию. И отныне никакая держава не осмелится сказать: война, когда я говорю: мир. Народы земли — мир вам!“ Этот манифест произвел желанное действие. Повсюду вне Европы, особенно в Америке, образовались сильные империалистские партии, которые заставили свои государства на разных уровнях присоединиться к европейским соединенным штатам под верховною властью римского императора. Оставались еще независимые племена и державцы кое-где в Азии и Африке. Император с небольшою, но отборною армией из русских, немецких, польских, венгерских и турецких полков совершает военную прогулку от Восточной Азии до Марокко и без большого кровопролития подчиняет всех непокорных. Во всех странах двух частей света он ставит своих наместников из европейски образованных и преданных ему туземных вельмож. Во всех языческих странах пораженное и очарованное население провозглашает его верховным богом. В один год основывается всемирная монархия в собственном и точном смысле. Ростки войны вырваны с корнем. Всеобщая лига мира сошлась в последний раз и, провозгласив восторженный панегирик великому миротворцу, закрыла себя за ненадобностью. В новый год своего властвования римский и всемирный император издает новый манифест: „Народы земли! Я обещал вам мир, и я дал вам его. Но мир красен только благоденствием. Кому при мире грозят бедствия нищеты, тому и мир не радость. Придите же ко мне теперь все голодные и холодные, чтобы я насытил и согрел вас“. И затем он объявляет простую и всеобъемлющую социальную реформу, уже намеченную в его сочинении и там уже пленявшую все благородные и трезвые умы. Теперь благодаря сосредоточению в его руках всемирных финансовых и колоссальных поземельных имуществ он мог осуществить эту реформу по желанию бедных и без ощутительной обиды для богатых. Всякий стал получать по своим способностям, и всякая способность — по своим трудам и заслугам. После благополучного решения политического и социального вопроса поднялся вопрос религиозный. Его возбудил сам император, и прежде всего по отношению к христианству. В это время христианство находилось в таком положении. При очень значительном численном уменьшении своего состава — на всем земном шаре оставалось не более сорока пяти миллионов христиан — оно нравственно подобралось и подтянулось и выигрывало в качестве, что теряло в количестве. Людей, не соединенных с христианством никаким духовным интересом, более уже не числилось между христианами. Различные вероисповедания довольно равномерно уменьшились в своем составе, так что между ними сохранялось приблизительно прежнее числовое отношение; что же касается до взаимных чувств, то хотя вражда не заменилась полным примирением, но значительно смягчилась и противоположения потеряли свою прежнюю остроту. В первые два года нового царствования все христиане, напуганные и утомленные рядом предшествовавших революций и войн, относились к новому повелителю и его мирным реформам частью с благосклонным выжиданием, частью с решительным сочувствием и даже с горячим восторгом. Но на третий год, с появлением великого мага, у многих православных, католиков и евангеликов стали возникать серьезные опасения и антипатии. Евангельские и апостольские тексты, говорившие о князе века сего и об антихристе, стали читаться внимательнее и оживленно комментироваться. По некоторым признакам, император догадался о собирающейся грозе и решил скорее выяснить дело. В начале четвертого года царствования он издает манифест ко всем своим верным христианам без различия исповедания, приглашая их избрать или назначить полномочных представителей на вселенский собор под его председательством. Резиденция в это время была перенесена из Рима в Иерусалим. Палестина тогда была автономною областью, населенною и управляемою преимущественно евреями. Иерусалим был вольным, а тут сделался имперским городом. Христианские святыни остались неприкосновенными, но на всей обширной платформе Харам-эш-Шерифа, от Биркет-Исраин и теперешней казармы, с одной стороны, и до мечети Эль-Акса и „соломоновых конюшен“ — с другой, было воздвигнуто одно огромное здание, вмещавшее в себе кроме двух старых небольших мечетей обширный „имперский“ храм для единения всех культов и два роскошных имперских дворца, с библиотеками, музеями и особыми помещениями для магических опытов и упражнений. В этом полухраме-полудворце четырнадцатого сентября должен был открыться вселенский собор. Так как евангелическое исповедание не имеет в собственном смысле священства, то католические и православные иерархи, согласно желанию императора, чтобы придать некоторую однородность представительству всех частей христианства, решили допустить к участию на соборе некоторое число своих мирян, известных благочестием и преданностью церковным интересам; а раз были допущены миряне, то нельзя было исключить низшего духовенства, черного и белого. Таким образом, общее число членов собора превышало три тысячи, а около полумиллиона христианских паломников наводнили Иерусалим и всю Палестину. Открытие собора было внушительно. Две трети огромного храма, посвященного „единству всех культов“, были уставлены скамьями и другими сиденьями для членов собора, одна треть была занята высокою эстрадой, где кроме императорского трона и другого, пониже, для великого мага, — он же кардинал, имперский канцлер, — были ряды кресел сзади для министров, придворных и статс-секретарей, а сбоку — более длинные ряды кресел, назначение которых было неизвестно. На хорах были оркестры музыки, а на соседней площади выстроились два гвардейских полка и батарея для торжественных залпов. Члены собора уже отслужили свои богослужения в разных церквах, и открытие собора должно было быть вполне светским. Когда вошел император с великим магом и свитою и оркестр заиграл „марш единого человечества“, служивший имперским международным гимном, все члены собора встали и, махая шляпами, трижды громко прокричали: „Vivat! Ура! Hoch!“ Император, ставши около трона и с величественною благосклонностью протянувши руку, произнес звучным и приятным голосом: „Христиане всех толков! Возлюбленные мои подданные и братья! От начала моего царствования, которое Вышний благословил такими чудными и славными делами, я ни разу не имел повода быть вами недовольным; вы всегда исполняли свой долг по вере и совести. Но мне этого мало. Моя искренняя любовь к вам, братья возлюбленные, жаждет взаимности. Я хочу, чтобы не по чувству долга, а по чувству сердечной любви вы признали меня вашим истинным вождем во всяком деле, предпринимаемом для блага человечества. И вот кроме того, что я делаю для всех, я хотел бы оказать вам особые милости. Христиане, чем мог бы я вас осчастливить? Что дать вам не как моим подданным, а как единоверцам, братьям моим? Христиане! Скажите мне, что для вас всего дороже в христианстве, чтоб я мог в эту сторону направить свои усилия?“. Он остановился и ждал. По храму носился глухой гул. Члены собора перешептывались между собою. Прождавши несколько минут, император обратился к собору тем же ласковым тоном, но в котором звучала едва уловимая нотка иронии. „Любезные христиане, — сказал он. — Я понимаю, как труден для вас один прямой ответ. Я хочу помочь вам и в этом. Вы, к несчастью, с таких незапамятных времен распались на разные толки и партии, что, может быть, у вас и нет одного общего предмета влечения. Но если вы не можете согласиться между собою, то я надеюсь согласить все ваши партии тем, что окажу им всем одинакую любовь и одинакую готовность удовлетворить истинному стремлению каждой. Любезные христиане! Я знаю, что для многих и не последних из вас всего дороже в христианстве тот духовный авторитет, который оно дает своим законным представителям, — не для их собственной выгоды, конечно, а для общего блага, так как на этом авторитете зиждется правильный духовный порядок и нравственная дисциплина, необходимая для всех. Любезные братья-католики! О, как я понимаю ваш взгляд, и как бы я хотел опереть свою державу на авторитет вашего духовного главы! Чтобы вы не думали, что это лесть и пустые слова, торжественно объявляем согласно нашей самодержавной воле: верховный епископ всех католиков, папа римский, восстановляется отныне на престоле своем в Риме со всеми прежними правами и преимуществами этого звания и кафедры, когда-либо данными от наших предшественников, начиная с императора Константина Великого. А от вас, братья-католики, я хочу за это лишь внутреннего сердечного признания меня вашим единственным заступником и покровителем. Кто здесь по совести и чувству признает меня таким, пусть идет сюда ко мне“. И он указал пустые места на эстраде. И с радостными восклицаниями: „Gratias agimus! Domine! Salvum fac magnum imperatorem“ — почти все князья католической церкви, кардиналы и епископы, большая часть верующих мирян и более половины монахов взошли на эстраду и после низких поклонов по направлению к императору заняли свои кресла. Император снова возвысил голос: „Любезные братья! Знаю я, что между вами есть и такие, для которых всего дороже в христианстве его священное предание, старые символы, старые песни и молитвы, иконы и чин богослужения. И в самом деле, что может быть дороже этого для религиозной души? Знайте же, возлюбленные, что сегодня подписан мною устав и назначены богатые средства всемирному музею христианской археологии в славном нашем имперском городе Константинополе, с целью собирания, изучения и хранения всяких памятников церковной древности, преимущественно восточной, а вас я прошу завтра же избрать из среды своей комиссию для обсуждения со мною тех мер, которые должны быть приняты с целью возможного приближения современного быта, нравов и обычаев к преданию и установлениям святой православной церкви! Братья православные! Кому по сердцу эта моя воля, кто по сердечному чувству может назвать меня своим истинным вождем и владыкою, пусть взойдет сюда“. И большая часть иерархов Востока и Севера, половина бывших староверов и более половины православных священников, монахов и мирян с радостными криками взошли на эстраду, косясь на горделиво восседавших там католиков. Опять заговорил император: „Известны мне, любезные христиане, и такие между вами, что всего более дорожат в христианстве личною уверенностью в истине и свободным исследованием Писания. Как я смотрю на это — нет надобности распространяться. Вы знаете, может быть, что еще в ранней юности я написал большое сочинение по библейской критике, произведшее в то время некоторый шум и положившее начало моей известности. И вот, вероятно, в память этого здесь на этих днях присылает мне просьбу Тюбингенский университет принять от него почетный диплом доктора теологии. Я велел отвечать, что с удовольствием и благодарностью принимаю. А сегодня вместе с тем музеем христианской археологии подписал я учреждение всемирного института для свободного исследования Священного Писания со всевозможных сторон и во всевозможных направлениях и для изучения всех вспомогательных наук, с полутора миллионами марок годового бюджета. Кому из вас по сердцу такое мое душевное расположение и кто может по чистому чувству признать меня своим державным вождем, прошу сюда к новому доктору теологии“. И прекрасные уста великого человека слегка передернуло какой-то странной усмешкой. Больше половины ученых-теологов двинулось к эстраде, хотя с некоторым замедлением и колебанием. Внизу оставались только сблизившиеся между собой кучки людей… Грустным тоном обратился к ним император: „Что еще могу я сделать для вас? Странные люди! Чего вы от меня хотите? Я не знаю. Скажите же мне сами, вы, христиане, покинутые большинством своих братьев и вождей, осужденные народным чувством: что всего дороже для вас в христианстве?“. Тут, как белая свеча, поднялся старец Иоанн и кротко отвечал: „Великий государь! Всего дороже для нас в христианстве сам Христос, — Он Сам, а от Него все, ибо мы знаем, что в Нем обитает вся полнота Божества телесно“». [Соловьев В. Краткая повесть об антихристе. http://www.heretics.com/library/prose/solov/solov01.htm]. А что в христианстве дороже всего для нас? Не меняем ли мы Христа на человеческое «христианство»? События в мире природы, политики, социальные потрясения свидетельствуют, что II Пришествие Христа будет очень скоро, и тогда мы предстанем точно перед таким же выбором, что и герои Соловьёва. Чтобы выстоять тогда, во время скорби и гонений, нам необходимо определиться сегодня в вопросе, действительно ли мы христиане? Действительно ли Христос не только не мешает нам в нашей религии, но является нашим Господом. От ответа на этот вопрос будет зависеть наша вечная участь… Итак, не мешает ли нам Христос?

Список использованной литературы.

1. Авени Э. Империи времени. К.: София, 1998.

2. Амусин И. Д. Проблемы социальной структуры обществ Ближнего Востока (I тысячелетие до н. э.) по библейским источникам. М., 1993.

3. Анисимов И. Ш. Кавказские евреи-горцы. М., 1888.

4. Аральское море окончательно высохнет в 2020 году и мир ждет рождение новой соленой пустыни, созданной руками человека // Новости Науки и Техники. http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/5789.html.

5. Арвид. Борьба с Библией // Благая весть, 1917, октябрь. №10.

6. Артёменко Л. Т. Мир жестокости. Жестокость мира. Симферополь: Реноме, 2003.

7. Беляев В. Г. Свидлов Н. М. Вопросы квалификации убийств. Волгоград, 1984.

8. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. М., 1975.

9. Блестящее наследие Африки. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». М.: Терра, 1997.

10. Бойд Р. Курганы, Гробницы, Сокровища. Чехословакия. Свет на Востоке, 1991.

11. Быков А. А. Лойола. Его жизнь и общественная деятельность. М.: Республика, 1995.

12. Валишевский К. Иван Грозный. М.: ИКПА, 1989.

13. Валишевский К. Сын Великой Екатерины. М.: ИКПА, 1990.

14. Ватикан: натиск на Восток. М.: Одигитрия, 1998.

15. Величкина В. Очерки истории инквизиции. М.: Т-я И. Н. Кушнерева и Ко, 1906.

16. Вероника Кийвер. Земля 2025 — Планета пустынь? // журнал «Человек и природа» на «Немецкой волне». http://www.rambler.ru/db/news/print.html?mid=1803470.

17. Вокруг света, 1962. №12.

18. Всемирная история. В 24 т. Минск: Литература, 1996.

19. Вулли Л. Ур халдеев. М.: ГРВЛ, 1961.

20. Вырубка леса в Крыму грозит экологической катастрофой // Регион Онлайн. №855. 24.03.2004. http://www.regionlines.com/2004/03/24/w05.htm.

21. Германия: парламент запрещает генетическую грязь // Гринпис России. Новости. 30.11.04. http://www.greenpeace.org/russia_ru/news/details?item_id=663009.

22. Гесиод. Труды и дни. СПб., 1895.

23. Геце Б. Библейский словарь. Германия. Библейская лига, 1997.

24. Гиббон Э. Закат и падение Римской Империи. В 7т. М.: Терра, 1997.

25. Глобальное потепление ведет к вымиранию озерной рыбы в Африке // NEWSru.com. 14 августа 2003 г. http://palm.newsru.com/world/14aug2003/fish_.html.

26. Грант М. История Древнего Израиля. М.: Терра, 1998.

27. Григулевич И. Р. Инквизиция. М.: Политиздат, 1985.

28. Давидзон Д. Мертвое море: экология региона под угрозой. http://gordeev-a-l-2.narod.ru/07-05-mertvoe-more.htm.

29. Даль В. Толковый словарь Живого Великорусского языка. В 4 т. М.: Русский язык, 1991.

30. Джеймс П., Торп Н. Тайны древних цивилизаций. Москва: Эксмо-пресс, 2001.

31. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Л.: Наука, 1976.

32. Дрезден М., Мифология Древнего Ирана в кн. Мифология Древнего мира / Пер. с англ. М., 1977.

33. Жукалюк Н. А., Степовик Д. Краткая история переводов Библии на украинский язык. Киев, 2003.

34. Загадка необычных первых поселений майя и последующей их миграции похоже решена // SciTecLibrary.com. 30.07.02. http://zoohall.com.ua/leftframes/gipotiza/zagadka_neobichnij.htm.

35. Записки адмирала Шишкова — ЧОИДР; 1868.

36. Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. Минск: Литература, 1994.

37. Исаев Р. Кровная месть — визитная карточка Кавказа. http://www.chechen.org/content.php?catID=157&content=418.

38. История Нового времени // Под гл. ред. проф. И. Пфлуг-Гартунга. СПб.: Просвещение, 1910.

39. Келлер В. Библия как история. М.: Крон-Пресс, 1998.

40. Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня. М.: Наука, 1991.

41. Кобищанов Ю. М. На заре цивилизации. Африка в Древнейшем мире. М.: Мысль, 1981.

42. Кондратов А. Великий потоп. Мифы и реальность. Л.: Гидрометеоиздат, 1982.

43. Крамер С. История начинается в Шумере; Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. М.: Наука, ГРВЛ, 1980.

44. Крамер С. Н. Мифология Шумера и Аккада. М., 1977.

45. Крывелёв И. А. История религий. В 2т. М.: Мысль, 1975.

46. Кудрявцев А. 100 великих катастроф XX века. М.: Мартин, 2000.

47. Кукла // Культ. Digest. 2004.09.04.

48. «Лесное богатство» России — это миф! // Гринпис России. Новости. 01.12.04. Москва. http://www.greenpeace.org/russia_ru/news/details?item_id=664727.

49. Ллойд С. Археология Месопотамии. М.: Наука, 1984.

50. Лопухин А. П. Толковая Библия. Стокгольм, 1987.

51. Льоренте Х. А. История испанской инквизиции. В 2т. М.: Ладомир, АСТ, 1999.

52. Масперо Г. Древняя история. Египет. Ассирия. СПб.: И-е Л. Ф. Пантелеева, 1905.

53. Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.-Л., 1956.

54. Мексике угрожает экологическая катастрофа // Новости RenTV. 07.12.01. http://www.ren-tv.com/RenTV_News.asp?ID=6737.

55. Мень А. История Религии. В 7 т. М.: Слово, 1992.

56. Мерперт Н. Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2003.

57. Миллер А. История христианской церкви. В 2т. ФРГ, Biefild, GBV, 1994.

58. Миф о Энки и Нинхурсаг. Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973.

59. Мифы народов мира. В 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1982.

60. Морэ А. Цари и боги Египта, 1999.

61. Наступление пустынь угрожает жизни более миллиарда человек. http://news.nbc.com.ua/NEWSactionISarticleANDtext_idIS2799ANDdateIS18.6.2003.html.

62. Наумов В. Г. Мотивы убийств. Волгоград, 1969.

63. Опарин А. А. Атлас древней и пророческой истории. — Харьков: Факт, 1999.

1. Опарин А. А. В поисках бессмертия. Археологическое исследование Первой книги Царств. — Харьков: Факт, 2004.

2. Опарин А. А. В царстве пигмеев и каннибалов. Археологическое исследование книг Ездры и Неемии. — Харьков: Факт, 2003.

66. Опарин А. А. Всемирная история в королевских династиях. — Харьков, 1997.

67. Опарин А. А. Всемирная история и пророчества Библии. — Харьков: Факт, 1997, 2 изд.— 2004.

68. Опарин А. А. Древние города и библейская археология. — Харьков: Факт, 1997, 2 изд.— 2004.

69. Опарин А. А. Древний мир и библейская хронология. — Харьков: Факт, 1998.

1. Опарин А. А. Затерянные королевства. Археологическое исследование Третьей книги Царств. — Харьков: Факт, 2005.

71. Опарин А. А. И камни возопиют…. — Харьков: Факт, 2000, 2 изд.— 2001.

1. Опарин А. А. История рабства. Археологическое исследование книги Откровение. Харьков: Факт, 2004.

73. Опарин А. А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие. — Харьков: Факт, 2001. 2-изд. Нижний Новгород, 2003. 3-изд. Харьков, 2003.

1. Опарин А. А. Колесо в колесе. Археологическое исследование книги пророка Иезекииля. — Харьков: Факт, 2003.

2. Опарин А. А. Манкурты XXI века. Археологическое исследование Второй книги Царств. — Харьков: Факт, 2004.

3. Опарин А. А. Проклятые сокровища. Археологическое исследование книг Есфирь и Руфь. — Харьков: Факт, 2002.

4. Опарин А. А. Развенчанные боги. Археологическое исследование книг Ионы и Наума. — Харьков: Факт, 2002.

78. Опарин А. А. Религии мира и Библия. — Харьков: Факт, 2000, 2 изд.— 2001, 3 изд.— 2004.

79. Опарин А. А. Судьи, приговорившие себя. Археология Нового Завета. — Харьков: Факт, 2001.

80. Опарин А. А. У разбитых водоёмов. Археологическое исследование книг Исход и Иисуса Навина. — Харьков: Факт, 2002.

1. Опарин А. А., Молчанов С.Б. Но как было во дни Ноя. — Харьков: Факт, 1998; 2 изд. Нижний Новгород, 2002; 3 изд. Харьков, 2002.

2. Пирлинг. Дмитрий Самозванец. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

3. Полный Православный Богословский Энциклопедический Словарь. В 2 т. М.: Возрождение, 1992.

4. Послания восточных патриархов. СПб., 1838.

5. Пустыня опять наступает! // Новости Науки и Техники. http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/140.html.

6. Радио «Свобода»: Экология. 17 июня — Всемирный день борьбы с опустыниванием. http://www.svoboda.org/programs/eco/2002/eco.062102.asp.

7. Райт Дж. Э. Библейская археология. СПб.: И-во О. Абышко, 2003.

8. Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Политиздат, 1990.

9. Ренан Э. История израильского народа. М.: И-во Шевчук В., 2001.

10. Рижский М. И. История переводов Библии в России. Новосибирск: Наука, 1978.

11. Робертсон Д. История христианской церкви. В 2т. СПб.: И-е И. Л. Тузова, 1890.

12. Рол Д. Генезис цивилизации. М.: Эксмо-пресс, 2002.

13. Русский архив, 1869. №6.

14. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Русское слово, 1997.

15. Садаев Ч. Д. История Древней Ассирии. М.: Наука, 1979.7

16. Сарыев Б. А. Опасные последствия пережитков. Ашхабад, 1967.

17. Сборник сведений о Кавказе. Ставрополь, 1906—1911.

18. Соловьев В. Краткая повесть об антихристе. http://www.heretics.com/library/prose/solov/solov01.htm.

19. Тонди А. Иезуиты. М.: Иностранная литература, 1955.

20. Торнау Ф. Ф. Воспоминания кавказского офицера. М., 2000.

21. Трошев Г. Моя война. Чеченский дневник окопного генерала. М.: Вагриус, 2004.

22. Уайт Е. Основы здорового питания. Заокский, 2000.

23. Уайт Е. Пророки и цари. Заокский: Источник жизни, 1994.

24. Церен Э. Библейские холмы. М.: Наука, 1966.

25. Циркин Ю. История библейских стран. М.: АСТ, Астрель, 2003.

26. Чистович И. А. История перевода Библии на русский язык. СПб.: Тип-я М. М. Стасюлевича, 1899.

27. Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в первой половине текущего столетия. СПб., 1894.

28. ЧОИДР, 1868.

29. Шолько М. А. Понятие кровной мести в науке российского права // Журнал «Вестник Удмуртского университета». Правоведение, 2003. http://v3.udsu.ru/item-ipspub/meth-v/obj-10258.html.

30. Шумер: города Едема. Энциклопедия Исчезнувшие цивилизации. М.: Терра, 1997.

31. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1965.

32. Ярославський О. Біблія для віруючих і невіруючих. К.: Політіздат України, 1982.

33. Ancient Near Eastern Texts relating to the Old Testament. By James B. Pritchard. Princeton University Press, 1969.

34. Crowfoot J. W., Kenyon K. M., Sukenik E. L. Samaria — Sebaste I: the Buildings. London, 1942.

35. Edwards I. E. S. Egypt: from the Twenty-second to the Twenty-fourth Dynasty // Cambridge Ancient History, 1982.

36. Herr L. G. The Iron Age II Period: Emerging Nations // Biblical Archaeologist, 1997.

37. Katzenstein H. J. The History of Tyre. Jerusalem, 1973.

38. Kenyon K. M. Archaeology in the Holy Land. New York, 1979.

39. Klengel H. Syria 3000 to 300 B. C. Berlin, 1992.

40. Lipinski E. Aram et Israel du Xc au VIIIc siecle av. n. e. // Acta Antiqua 1979.

41. Mazar A. Archaeology of the Land of the Bible, 10000—586 B. C. E. Cambridge, 1990.

42. Mitchell T. C. Israel and Judah until the revolt of Jehu (931—841 B. C.) // Cambridge Ancient History. 1982.

43. Safar F. M. Ali Mustafa andd Seton Lloug. Eridu Badhdad. State Organization of Antiquites and Heritage, 1981.

44. Stern E. Israel at the Close of the Period of the Monarchy // The Biblical Archaeologist. 1975.

45. Tadmor H. Die Zeit des Erstens Tempels // Geschichte des jüdischen Volkes. München, 1981.

46. Tadmor H. The Inscriptions of Tiglat-Pileser III King of Assyria. Jerusalem, 1991.

47. Weippert H. Palgstina in vorhellenistischer Zeit. München, 1988.

48. Weippert M. Zur Syrienpolitik Tiglathpileser III // Mesopotamien und seine Nachbacn. Berlin, 1982.