Страдания праведника

Список невинно пострадавших начинается вторым человеком, рожденным на земле, — Авелем (Быт. 4:8). «В убийстве Авеля впервые проявилась та вражда, о которой Бог сказал, что она будет существовать между змеем и семенем жены, между сатаной с его сообщниками и Христом с Его последователями– Всякий раз, когда душа верой в Агнца Божьего оставляет служение греху, гнев сатаны возгорается. Святая жизнь Авеля опровергла утверждение сатаны о невозможности для человека соблюсти Закон Божий. Когда Каин, подстрекаемый дьяволом, увидел, что Авель уже не зависим от него, он пришел в такую ярость, что отнял у брата жизнь. И где бы ни находились те, кто свидетельствуют о справедливости Закона Божьего, против них ополчается тот же дух. Этот дух на протяжении всех веков разжигал костры, на которых горели последователи Христа. Сатана и его ангелы обрекают приверженцев Иисуса на жесточайшие преследования, так как он не может подчинить их себе. Это ярость уже поверженного врага. По словам пророка, «древний змий, называемый диаволом и сатаною– они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр. 12:9-11)» (100, 54-55).

Восставший против Бога могущественный ангел довольно умен и коварен, чтобы всячески клеветать на своего Творца. Он использует все возможные средства для того, чтобы зародить сомнение в справедливости и любви Божьей к Сво- ему творению. Один из наиболее успешных методов, применяемых сатаной в борьбе за человеческие души, — страдание праведника и процветание нечестивого. «Веками сатана и его злые ангелы стремились овладеть телами и душами людей, ввергнуть их в грех и страдания, обвиняя во всех этих несчастьях Бога» (102, 173). И это ему прекрасно удается: история Иова — наглядный тому пример. Под влиянием многовековой традиции не только друзья Иова, но и многие люди даже до наших дней судят о праведности человека по его участи.

Когда люди видят процветающего беззаконника, они склонны соблазняться о Боге. Когда они видят несправедливость в мире, то задают вопрос: «А где же Бог?» Даже Давид, имевший прекрасные опыты с Богом, прошел через подобные переживания. В свое время, наблюдая жизнь нечестивых, он сказал:

Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!

А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, — я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.

Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.

Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею, и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?» И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.

Так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?

Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.

И думал я, как бы уразуметь это; но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.

Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!

Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их. (Пс. 72:1-20) Да, только полное знакомство с реальностью великой борьбы добра со злом и величия Божьего плана спасения, раскрытого в служении ветхозаветного святилища (72:17), могло дать ответ на этот извечный вопрос о справедливости страданий праведника и процветании нечестивого. Давиду было намного легче это понять, потому что он мог постоянно наблюдать служение в святилище и читать книгу закона Моисеева. Куда сложнее было понять все это Иову, когда еще не было писаного Слова Божьего, и все познания о Боге передавались из уст в уста от поколения к поколению. Тем не менее мы можем заметить, как Господь, с одной стороны, оберегал Своих верных детей от заблуждения, а с другой стороны, открывал им все более и более Свои тайны.

Сегодня, имея в своем распоряжении все Слово Божье, нам все еще трудно понять истинный смысл страданий. Мы склонны думать о наказании, воспитании, предостережении, очищении, испытании– Мы даже можем говорить о вразумлении тех, кто наблюдает страдание ближнего. Все это действительно имеет место. Господь временами использует страдания для названных целей. Но есть еще одна категория страданий — страдания ради Господа. Иов не нуждался в наказании — он был праведен. Он также не нуждался в воспитании — его характер был совершенен. Возможно, в предостережении? — Но он не шел по опасному пути. Даже об испытании говорить не приходится, так как Господь был полностью уверен в его твердости. О вразумлении других также не может быть и речи.

В чем же заключается страдание ради Господа? Неоднократно сатана через друзей пытался увести Иова от мысли, что Господь нуждается в праведности и непоколебимости Своего слуги (22:3; 35:6, 7). Однако суть конфликта сатаны с Господом заключалась не столько в том, останется ли Иов праведен и насколько он тверд в своем уповании, сколько в том, имеет ли Творец право на восставшую планету или же она безраздельно принадлежит сатане. И теперь сатана, обвиняющий Бога в несправедливых притязаниях, получил полное право доказать, что все жители земли будут повиноваться его правлению. Господь не старался испытать Иова, но, будучи уверенным в его твердости, использовал его как доказательство бессилия сатаны склонить на свою сторону того, кто избрал доверие Богу в любых обстоятельствах. «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться» (13:15).