Эпилог

Когда Господь окончил говорить, когда Он вполне идентифицировал того, с кем на самом деле состязался Иов, тогда Иов открыл свои уста. Но на этот раз не для обвинения Бога, не для желания оправдать себя и даже не для признания своего ничтожества перед Богом. Он открыл свои уста для покаяния. «И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (42:1-6).

Иов не был грешником до тех пор, пока не узнал свой грех, который заключался в его бессмысленных словах в адрес Бога. Иов не был бы виновен, если бы Господь не открыл ему новое и чудное о Себе и сатане. Теперь же, когда грех его открылся ему, он стал виновным и нуждался в покаянии. И опять Иов подтверждает свою непорочность тем, что сразу же раскаивается. И хотя раскаяние Иова представлено здесь только одной краткой фразой, но из этих нескольких слов мы чувствуем силу его раскаяния, сравнимого с раскаянием Давида. Некто сказал о Давиде:

«Никто не грешил так, как Давид, но никто и не каялся так, как Давид». Но Иов, хотя и был самым непорочным и праведным человеком, жившим в свое время на земле, непорочность которого была признана даже сатаной, раскаивался все равно. И этим он превосходит Давида.

Книга Иова по праву должна быть первой книгой в Библии. И не только потому, что она является самой древней из всех книг Священного Писания. Книга Иова открывает события, происходившие в то время, когда Господь только полагал основания земли (38:4). Восстание Люцифера произошло еще до сотворения человека. Справедливость Божья допустила, чтобы падший херувим имел доступ к первому человеку и предложил Адаму свой образ жизни. Но справедливость Божья также и ограничила место действия змея (38:10, 11; Быт. 2:17; 3:3) и предупредила об этом человека. Прежде, чем Господь продиктовал Моисею историю земли, Он открыл ему историю великой вселенской борьбы между добром и злом и то, какую роль играет человек в этой борьбе. Действительно, Книга Иова должна быть первой книгой в шестикнижии Моисеевом.

Но Книга Иова говорит не только о появлении и господстве зла. В равной мере она говорит и о восстановлении человека после уничтожения зла. В определенном смысле Иов является прообразом Иисуса Христа. Он остался верен Господу, несмотря на все нападки сатаны. И в нем князю мира сего не удалось найти, после нанесенных жестоких ударов, никакой зацепки, как это было в последствии и с нашим Спасителем: «Идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30). Благодаря этому Господь смог стать нашим Посредником и Заместителем. Точно так же Иов стал посредником для своих друзей (42:8).

Но более всего нам открывается восстановление праведных. Евангелие гораздо больше говорит нам о страдании праведников по той лишь причине, что они более возлюбили истину. Многие из них так и не увидели спасения в сей жизни: «Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:35-40). Но в «последний день» (19:25) Иову было возвращено все, что он потерял, и даже больше.

«И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние» (42:12). В последний день, когда наш Спаситель вернется за Своими искупленными, мы получим полное возмещение всего, что потеряли, избрав оставаться верными Господу. Апостол Павел свидетельствует об этом: «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4:17). Апостол Петр вторит ему: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Петр. 1:3-7).

Никогда Господь не обещал Своим последователям безоблачного неба. Никогда Он не обещал удалить всякие искушения и испытания из нашей жизни. Но Он обещал быть рядом с нами и облегчать страдания наши (Мф. 28:20; 1 Кор. 10:13). И если нам это кажется несправедливым в то время, когда нечестивые благоденствуют, вспомним Иова.

Его история действительно отвечает на причину страданий праведника: Господь не создавал сатану, но совершенный херувим допустил гордость в сердце своем, которая сделала из него сатану, восставшего против Бога. С тех пор, как Адам пал, уступив сатане, Люцифер проявляет свой характер и свое правление на земле, в то время как Бог, стремясь спасти человека, отстаивает Свой характер, ведя справедливую борьбу с несправедливым врагом. Не сумев обвинить Господа в несправедливости (1:9, 10), сатана бросает Богу вызов, требуя от Господа позволения испытать человека на верность Богу (Лк. 22:31). Насколько это в его власти, он старается причинить боль и страдания тем, кто не пожелал жить во грехе, но последовал за Господом. Но так постоянно не будет. Наступит день воздаяния, когда справедливость Божья совершит суд над сатаной и его последователями, возвратив в вечные обители тех, кто избрал верность Богу среди страданий.

Господь да пребудет с Вами, когда Вы проходите скорбный путь, неся крест свой со Христом, и да сохранит Вас от падения. «И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мк. 13:13).