Часть 2. Структура книги Иова

Текст и дополнения из греческого перевода LXX публикуются по синодальному изданию Библии. Примечания к тексту составлены автором на основании личных исследований и материалов, заимствованных из других работ (см. библиографию).

Иов в центре борьбы между Господом и сатаной (1:1 — 2:10)

А. Благочестие и благополучие Иова (1:1-5)

1. Характер Иова (1:1)

2. Семья и успех Иова (1:2-4)

3. Благочестие Иова (1:5)

Б. Первая атака сатаны (1:6-22)

1. Противостояние на небе (1:6-12)

а. Господь дает Иову оценку праведника (1:6-8)

б. Сатана обвиняет Бога (1:9-11)

в. Сатана получает разрешение действовать (1:12)

2. Противостояние на земле (1:13-19)

а. Действия сатаны против имущества Иова (1:14- 17)

б. Действия сатаны против детей Иова (1:18, 19)

3. Реакция Иова (1:20-22)

В. Вторая атака сатаны (2:1-10)

1. Противостояние на небе (2:1-6)

а. Господь укоряет сатану в наговорах на Иова (2:1-3)

б. Сатана просит больших испытаний (2:4-6)

2. Противостояние на земле (2:7-10)

а. Сатана поражает Иова проказою (2:7)

б. Сатана подстрекает жену Иова (2:9)

3. Реакция Иова (2:8,10)

I Бог в центре диалога Иова с его друзьями (2:11 — 37:24)

А. Посещение Иова друзьями (2:11 — 3:26)

1. Сочувствие друзей (2:11-13)

2. Вопль отчаяния Иова (3:1-26)

Б. Спор друзей о причине зла и страданий Иова (4:1 — 31:40)

1. Первый круг (4:1 — 14:22)

а. Елифаз: Бог наказывает (4:1 — 5:27)

— Господь не доверяет (4:1-21)

— Человек рождается на страдания (5:1-7)

— Бог руководствуется делами человека (5:8-16)

— Он и ранит, и врачует (5:17-27)

б. Иов — Елифазу (6:1 — 7:21)

— выражение глубокого отчаяния (6:1-13)

— зов к сочувствию друзей (6:14-30)

— просьба к Богу о прекращении испытания (7:1-21)

в. Вилдад: Иов

— грешник (8:1-22)

— неужели Бог не справедлив? (8:1-7)

— только грешник страдает (8:8-20)

— попытка ободрить Иова (8:21, 22)

г. Иов — Вилдаду (9:1 — 10:22)

— ответит ли Бог человеку? (9:1-15)

— тот ли это Бог, Которого я знаю? (9:16-35)

— Иов изливает свою боль Господу (10:1-22)

д. Софар: призыв к покаянию (11:1-20)

— обвиняет Иова в пустословии (11:1-12)

— предлагает раскаяться (11:13-20)

е. Иов — Софару (12:1 — 14:22)

— зачем выгораживать Бога неправдой? (12:1 — 13:19)

— в чем смысл страданий Иова? (13:20 — 14:22)

2. Второй круг (15:1 — 21:34)

а. Елифаз: Иов непочтителен (15:1-35)

— критикуя Иова

— произносит ложь на Бога (15:1-16)

— обвиняет Иова в нечестии (15:17-35)

б. Иов — Елифазу (16:1 — 17:16)

— мой заступник на небесах (16:1-22)

— решимость Иова выстоять (17:1-16)

в. Вилдад: нечестивый должен страдать (18:1-21)

— чувствует превосходство Иова (18:1-3)

— пророчит полную погибель Иова (18:4-21)

г. Иов — Вилдаду (19:1-29)

— все же Господь в ответе за его страдания (19:1-20)

— есть суд и на друзей (19:21-29)

д. Софар: возмездие нечестивым (20:1-29)

е. Иов — Софару (21:1-34)

— нечестивые иногда процветают (21:1-34)

3. Третий круг (22:1 — 26:14)

а. Елифаз: призыв к покаянию (22:1-30)

— что пользы Богу от праведности? (22:1-20)

— сблизься с Ним и будешь спокоен (22:21-30)

б. Иов — Елифазу (23:1 — 24:25)

— пусть справедливый Бог испытывает (23:1-17)

— почему я забыл дни воздаяния? (24:1-25)

в. Вилдад: никто не может быть чистым (25:1-6)

г. Иов — Вилдаду (26:1-14)

— как мало мы слышали о Нем (26:1-14)

4. Защита Иова (27:1 — 31:40)

а. Первая часть (27:1 — 28:28)

— а будь вы на моем месте (27:1-23)

— где найти мудрость? (28:1-28)

б. Вторая часть (29:1 — 30:31)

— счастливые воспоминания (29:1-25)

— униженное состояние (30:1-31)

в. Третья часть (31:1-40)

— исповедь в праведности (31:1-34, 38-40)

— просьба защиты у Господа (31:35-37)

В. Елиуй в роли судьи (32:1 — 37:24)

1. Вступление (32:1-22)

2. Новая философия страданий (33:1-33)

а. Бог не отчитывается перед человеком (33:1-13)

б. Страдание ради будущего (33:14-22)

в. Пророчество о Мессии (33:23-33)

3. Попытка оправдать Бога (34:1-37)

а. Елиуй на стороне друзей Иова (34:1-37)

б. Продолжение оправдательной речи (35:1-16)

4. Бог — громовержец (36:1 — 37:24)

а. Идея о нестрадающем праведнике (36:1-21)

б. Величие Бога (36:22-31)

в. Буря и молния — от Господа (36:32 — 37:13)

г. Научи нас, Иов! (37:14-24)

II Господь раскрывает сущность и смысл борьбы (38:1 — 42:17)

А. Господь объясняет причину страданий (38:1 — 42:6)

1. Когда и как появилось зло (38:1 — 39:30)

а. Бог силен победить зло (38:1-23)

б. Сложности взаимоотношений творения (38:24-38)

в. Зоопарк символов зла (38:39 — 39:30)

2. Реакция Иова (39:31-35)

3. Что делать со злом? (40:1 — 41:26)

а. Встань на Мое место (40:1-9)

б. Характеристика сатаны (40:10 — 41:26)

Б. Восстановление Иова (42:7-17)

1. Господь возвышает Иова перед друзьями (42:7-9)

2. Восстановление имущества и семьи (42:10-15)

3. Благополучие восстановлено (42:16-17)

Глава 1

1 Был человек в земле Уц , имя его Иов ; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.

2 И родились у него семь сыновей и три дочери.

3 Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока.

4 Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними.

5 Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни.

6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. 7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. 8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. 9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?

10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; 11 но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?

12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня. 13 И был день , когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего.

14 И вот, приходит вестник к Иову и говорит:

15 волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

16 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

17 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

18 Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; 19 и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. 20 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился 21 и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь.

Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!

22 Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге. Комментарий к 1-й главе

1 1:1 Земля Уц (евр. uts; греч. Ausitidi) упоминается в Священном Писании еще только дважды — в Книге Иеремии 25:20 и в Книге плача Иеремии 4:21. Некоторые усматривают разницу в этих двух текстах относительно расположения земли Уц. В последнем тексте она предстает как область Едома, в то время как в первом она упоминается в перечне разных стран наравне с Едомом. На едомитское расположение земли Уц может указывать и то, что один из друзей Иова прибыл к нему из Фемана, области Едома. Исследование других мест Священного Писания также не дает однозначного ответа.

Библейской истории известны по крайней мере три человека по имени Уц, каждый из которых вполне мог стать родоначальником одноименного народа. Быт. 10:23 и 1 Пар. 1:17 упоминают Уца, сына Арама, внука Сима. Другой Уц, житель горы Сеира, на которой поселился Исав, был внуком Сеира Хорреянина, сыном Дишана (Быт. 36:28; 1 Пар. 1:42).

Имя Уц носил также старший сын Нахора, брата Авраама (Быт. 22:21). Несмотря на эти факторы, некоторые, основываясь на том, что Септуагинта называет Уц землей Авситидийской, устанавливают ее местонахождение не в области Едома, а в северной части Аравийской пустыни между Палестиной и рекой Евфрат.

Другая традиция, на сей раз арабская, устанавливает родину Иова на территории Сирии, где в 65 км к юго-западу от Дамаска сегодня располагается местность под названием Деир Айуб (Долина Иова), на которой располагается «могила Иова» и названный его именем древний монастырь.

2 Иов — «истерзанный, ненавидимый» (евр. ‘Iyyob; греч. Iob).

3 Непорочен евр. tam. Не все усматривают в этом слове значение полной святости и безгрешности, хотя сатана явно видел Иова именно таким (ст. 8). Толкование этого слова зависит от того, как комментирующий воспринимает библейское учение о святости (ср. 1 Ин. 3:9 и Рим. 3:23).

4 1:3 В древности состояние человека измерялось количеством скота, а не золота. Чтобы хоть как-то представить себе богатство Иова, необходимо учесть, что для управления одними только волами требовалось не меньше тысячи работников, по двое на пару, из которых один направлял бы их, а другой держал плуг; для использования остального скота потребовалось бы, возможно, еще вдвое больше человек. Для сравнения, у Авраама было только 318 человек, пригодных для такого дела (Быт. 14:14); так что мы можем уверенно сказать, что Иов был раз в десять богаче Авраама.

6 1:4 Возможно, в дни рождений, так как здесь употребляется выражение, аналогичное выражению в 3:1, где Иов проклинает день своего рождения. Но мы не имеем основания возражать тем, кто утверждает, что пиршества совершались ежедневно или в определенные праздники.

6 1:5 Иов выступает в роли священника своей семьи. Это говорит о том, что действие происходило в патриархальном периоде.

7 LXX добавляет: [и одного тельца за грех о душах их] 8 1:6 Сыны Божии — Ангелы или представители непавших миров (см. 38:7).

9 Несмотря на свое падение, сатана все же имел доступ на небо на протяжении определенного времени. См. главу Сатана в Ветхом Завете в первой части этой книги.

10 1:6, 7 Очевидно, в определенные дни Господь собирает представителей всех миров для получения отчета или с какойлибо другой целью. С тех пор, как Адам подчинился змею в Едеме, сатана стал представителем Земли на небесном совете. Несмотря на свое падение, сатана все же имел доступ на небо на протяжении определенного времени, пока он не поднял руку на Сына Божьего на Голгофе (Ин. 12:31-33).

11 1:8 Обратите внимание на высокую оценку, которую дает Иову Господь. Иов здесь представлен самым непорочным человеком своего времени, а может быть, и самым непорочным человеком, когда-либо жившим на земле, помимо Иисуса Христа.

12 1:12 Этот стих говорит нам о великой борьбе между Богом и сатаной. Подумайте о том, что могло заставить сильного и любящего Бога уступить восставшему против Него сатане; и вместо того, чтобы уничтожить дьявола, Господь «отступает,» позволяя ему действовать. Мы видим, что Бог ведет честную борьбу; перед всей Вселенной, когда представители всех миров собрались перед Богом, Люцифер обвинил Бога в несправедливом правлении (ст. 10), но Господь не произнес укоризны (Иуды 9), но только установил предел дозволенного сатане. Это первое направление борьбы — борьба за доброе имя Бога.

13 Изучая Книгу Иова, помните, что Иов совершенно не знал того, что описано для нас в стихах 6-12, равно как и в подобном же отрывке 2:1-6. По крайней мере, до встречи с Господом, описанной в гл. 38-42, Иов совершенно ничего не знал о диалоге, происходившем на небе между Богом и сатаной.

14 1:13 «И был день» — эта фраза говорит нам о реальности происходящего как на небе (1:6), так и на земле, увязывая воедино оба эпизода великой битвы между добром и злом.

16 1:17 Здесь халдеи (древние жители Вавилона) представлены как кочевой народ — их интересовал скот, а не завоевание земель или рабов. Этот факт используется как один из признаков, указывающих на древность описываемых событий.

16 1:19 Вероятно, дом первородного сына был довольно большим, достаточным для проведения пиров с участием достаточного количества прислуги, и находился в городе. Какие же разрушения произвел этот ураган в том городе! Беда Иова коснулась не только его семьи, но и сотен и тысяч других семей, члены которых трудились на полях и в домах Иова и его детей. Иов потерял не только имущество, но и работников. Какая моральная ответственность легла на плечи Иова одновременно с горечью потерь! Ведь он оказался прямым виновником разорения многих семей.

17 1:20 Разодранная одежда, остриженная голова и борода, пепел и вретище — знаки траура в древности.

18 1:21 LXX добавляет в этом месте: [как угодно было Господу, так и сделалось;] 19 1:22 Неужели обвинение Господа в том, что именно Он отнял у Иова все (ст. 21) — является «разумным» и «безгрешным»? Иов в данный момент этого не знал, потому автору нужно было особо указать на неочевидное: в этих словах Иов не согрешил. Да, Господь позволил этому случиться, но Он не придумывал и не совершал все это зло против Иова. Здесь представлено второе направление великой борьбы Бога против дьявола — борьба за человека, за его разум. Священное Писание учит, что до тех пор, пока человек не поймет свой грех, он не виновен в этом грехе (см. Лев. 4:14). Но в то же время Господь стремится открыть человеку его истинное состояние (Деян. 17:30). Иов также должен узнать истину о характере Бога и характере сатаны и раскаяться в своих неразумных словах (42:6).