Глава 3

1 После того открыл Иов уста свои и проклял день свой. 2 И начал Иов и сказал: 3 погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано:

«зачался человек»!

4 День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет!

5 Да омрачит его тьма и тень смертная, да обложит его туча, да страшатся его, как палящего зноя!

6 Ночь та, — да обладает ею мрак, да не сочтется она в днях года, да не войдет в число месяцев!

7 О! ночь та — да будет она безлюдна; да не войдет в нее веселье!

8 Да проклянут ее проклинающие день, способные разбудить левиафана! 9 Да померкнут звезды рассвета ее: пусть ждет она света, и он не приходит, и да не увидит она ресниц денницы 10 за то, что не затворила дверей чрева матери моей и не сокрыла горести от очей моих!

11 Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?

12 Зачем приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы?

13 Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно 14 с царями и советниками земли, которые застраивали для себя пустыни, 15 или с князьями, у которых было золото, и которые наполняли домы свои серебром; 16 или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света.

17 Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах.

18 Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника.

19 Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего. 20 На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душою, 21 которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, 22 обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб?

23 На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком? 24 Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода, 25 ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне. 26 Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье.

Комментарий к 3-й главе

1 3:1 Проклятие дня своего рождения не было чем-то странным для народов Востока. Подобное проклятие имеется у Иеремии (20:14-18), что, по мнению некоторых исследователей, указывает на более позднюю дату написания Иова. Но если и предполагать, что здесь имеется заимствование, то скорее Иеремия заимствовал у Иова, так как его современник Иезекииль уже ссылался на Иова как на известного праведника (Иез. 14:14, 20).

2 3:2 Этим стихом оканчивается вступительное повествование в прозе, после которого начинается поэтическая часть. Такое строение Книги Иова соответствует многим древним восточным произведениям.

3 3:8 Буквально в этом стихе Иов призывает занимающихся колдовством также проклясть день его рождения и своими чарами разбудить левиафана — мифического дракона, который считался врагом солнца и луны и мог вызывать затмения. Так как у нас нет основания подозревать Иова в какихлибо связях с подобными людьми, то, скорее, это сказано только поэтически. В то же время некоторые комментаторы пытаются интерпретировать этот стих примерно так: «пусть мой день рождения проклянут те, кто ненавидит дневной свет, убийцы, воры и прелюбодеи, для кого ночь более приятна; пусть проклянут ее те, кто настолько отчаялся в жизни, что готов спровоцировать левиафана, т.е. крокодила, чтобы тот разорвал их на части». Мы не можем принять такую попытку «исправить» смысл слов Иова, тем более что он еще вернется к мифическим сюжетам, которым будет вторить Сам Господь, используя их как основу для Своего ответа Иову (см. 7:12; 38:8; 40:20 и др.).

4 3:13 Иов сравнивает смерть со спокойным ночным отдыхом (ср. Пс. 12:4; Дан. 12:2; Ин. 11:11 и др.).

6 3:17-19 Иов не придерживается каких-либо учений о моментальном воздаянии при смерти; для него все равны и находятся в одном состоянии покоя. Здесь он пока ничего не говорит о своей вере в воскресение или в воздаяние после смерти.

6 3:20 Интересно, что, задавая свой первый вопрос относительно страданий, Иов не спрашивает, почему страдания обрушились на него, а — ради чего Бог поддерживает его жизнь в таком состоянии.

7 3:23 Сатана утверждал, что Бог окружил Иова защитой (1:10); Иов же утверждает, что Бог окружил его страданиями. Бог нуждается в оправдании от обоих наговоров.

8 3:25 Несмотря на свою непорочность, Иов явно нуждался в большем познании своего Господа, иначе у него не было бы никаких страхов (см. Пс. 90:5; Притч. 3:25-26; 1 Ин. 4:18).