Глава 5

1 Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты?

2 Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность.

3 Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его. 4 Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника.

5 Жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его.

6 Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда; 7 но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх.

8 Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу, 9 Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа, 10 дает дождь на лицо земли и посылает воды на лицо полей; 11 униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение.

12 Он разрушает замыслы коварных, и руки их не довершают предприятия.

13 Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным:

14 днем они встречают тьму и в полдень ходят ощупью, как ночью.

15 Он спасает бедного от меча, от уст их и от руки сильного.

16 И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои.

17 Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, 18 ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют. 19 В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло.

20 Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне — от руки меча.

21 От бича языка укроешь себя и не убоишься опустошения, когда оно придет.

22 Опустошению и голоду посмеешься и зверей земли не убоишься, 23 ибо с камнями полевыми у тебя союз, и звери полевые в мире с тобою.

24 И узнаешь, что шатер твой в безопасности, и будешь смотреть за домом твоим, и не согрешишь.

25 И увидишь, что семя твое многочисленно, и отрасли твои, как трава на земле.

26 Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время.

27 Вот, что мы дознали; так оно и есть: выслушай это и заметь для себя.

Комментарий к 5-й главе

1 5:1 Возможно здесь подразумеваются ангелы. Сомнительно, чтобы здесь было указание на какое-либо почитание святых, пусть даже и ангелов. Скорее всего Елифаз, продолжая делать выводы из своего видения и позволив сатане действовать через себя, пытается отвлечь внимание Иова от Господа, направив его к святым.

2 5:3 Елифаз иронически сравнивает Иова с глупцом, который в своем нечестии, возможно, и укореняется, но не думает о последствиях.

3 5:6 То есть горе не приходит беспричинно, оно культивируется грехами человека.

4 5:7 По мнению Елифаза, страдания являются неотъемлемой частью жизни человека, так как человек не может не грешить, а следовательно, за каждый свой грех должен пожинать страдания.

6 5:8 «Вот я бы на твоем месте–» — многие считают, что в подобной ситуации они поступили бы лучше. Вместо того чтобы Иов сетовал о горе, Елифаз рекомендует ему признаться в своих грехах, принять страдание как заслуженное и обратиться к Богу, чтобы дальше жить праведно.

6 5:17, 18 Слова обращены непосредственно к Иову: ты справедливо наказан Богом, поэтому не пытайся избежать страданий, которые посланы тебе для вразумления.

7 5:27 Елифаз говорит на основании своего жизненного опыта, но он ошибочно полагает, что, указав на причину страданий (нечестие, грехи), он тем самым утешил страдальца.