Глава 9

1 И отвечал Иов и сказал:

2 правда! знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом? 3 Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи.

4 Премудр сердцем и могущ силою; кто восставал против Него и оставался в покое?

5 Он передвигает горы, и не узнают их: Он превращает их в гневе Своем; 6 сдвигает землю с места ее, и столбы ее дрожат; 7 скажет солнцу, — и не взойдет, и на звезды налагает печать. 8 Он один распростирает небеса и ходит по высотам моря; 9 сотворил Ас, Кесиль и Хима , и тайники юга; 10 делает великое, неисследимое и чудное без числа!

11 Вот, Он пройдет предо мною, и не увижу Его; прoнесется, и не замечу Его.

12 Возьмет, и кто возбранит Ему? кто скажет Ему: «что Ты делаешь»? 13 Бог не отвратит гнева Своего; пред Ним падут поборники гордыни. 14 Тем более могу ли я отвечать Ему и приискивать себе слова пред Ним?

15 Хотя бы я и прав был, но не буду отвечать, а буду умолять Судию моего. 16 Если бы я воззвал, и Он ответил мне, — я не поверил бы, что голос мой услышал Тот, 17 Кто в вихре разит меня и умножает безвинно мои раны, 18 не дает мне перевести духа, но пресыщает меня горестями.

19 Если действовать силою, то Он могуществен; если судом, кто сведет меня с Ним?

20 Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; если я невинен, то Он признает меня виновным.

21 Невинен я; не хочу знать души моей, презираю жизнь мою.

22 Все одно; поэтому я сказал, что Он губит и непорочного и виновного. 23 Если этого поражает Он бичом вдруг, то пытке невинных посмеивается.

24 Земля отдана в руки нечестивых; лица судей ее Он закрывает.

Если не Он, то кто же? 25 Дни мои быстрее гонца — бегут, не видят добра, 26 несутся, как легкие ладьи, как орел стремится на добычу.

27 Если сказать мне: «забуду я жалобы мои, отложу мрачный вид свой и ободрюсь»; 28 то трепещу всех страданий моих, зная, что Ты не объявишь меня невинным.

29 Если же я виновен, то для чего напрасно томлюсь?

30 Хотя бы я омылся и снежною водою и совершенно очистил руки мои, 31 то и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мною одежды мои. 32 Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! 33 Нет между нами посредника , который положил бы руку свою на обоих нас.

34 Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня, — 35 и тогда я буду говорить и не убоюсь Его, ибо я не таков сам в себе.

Комментарий к 9-й главе

1 9:2 Иов соглашается со словами Вилдада. Но он видит, что ни его друзья, ни, похоже, Бог, не признают его непорочным.

Иова не столько страшит непонимание человеческое, сколько Божье. Но как доказать Богу очевидное, если Он не желает его увидеть? — таков смысл вопроса Иова. В то же время Бог со Своей стороны желает обратить внимание Иова на то, чего не видит он.

2 9:6, 7 Все то, что Господь будет говорить Иову, не будет чемто неизвестным для него, но будет нести совершенно новый смысл (см. 38:12-15).

3 9:8, 9 Иов признает, что никто, кроме Бога, не может управлять небом и воинством его (см. 38:31-33).

4 9:8 Буквально: по горам моря. Сегодня определено, что поверхность моря не ровная, но на ней имеются многие водные горы и долины, так что само выражение «уровень моря» становится совершенно условным.

6 9:9 Созвездия, соответствующие нынешним названиям: Медведицы, Ориона и Плеяд.

6 9:12 Иов вовсе не нуждался в том, чтобы Господь показал ему Свое могущество и величие, как это полагают некоторые комментаторы, потому что он и сам это прекрасно знал.

7 9:13 Иов знал, что Господь силен победить всякого гордеца, он только не знал, что в действительности все его страдания являются следствием борьбы Господа с «царем всех сынов гордости» (41:36).

8 9:15 Иов не превозносится в своей самоправедности, как то усматривают многие толкователи. Он смиряет себя перед Богом, но в своем смирении он все же ищет ответ на причину своих страданий.

9 9:16, 17 Живя с Богом, Иов прекрасно знает своего Творца.

В этом-то и заключается проблема Иова и суть его страданий- он не знает никого другого, кто мог бы быть ответственен за все, что с ним приключилось, а на Господа это не похоже. Кто же это разит его и ополчается против него? Иов все еще не знает о существовании и роли сатаны, хотя он уже близок к тому, чтобы узнать это.

10 9:22 Но, подойдя совсем близко к познанию истины, как это случается со многими из нас, он вдруг отчаивается. Светлый образ Божий вдруг стал мрачным в его представлении. Как часто, когда до победы остается буквально один миг, мы сдаемся и поворачиваем назад– 11 9:24 Но Иов не сдался, он продолжает поиски — неужели есть еще кто-то, достаточно сильный, чтобы противостоять Богу? 12 9:30, 31 Нет, Иов вовсе не самоправедный. Он понимает, что праведность самого святого человека подобна запятнанной одежде (Ис. 64:6).

13 9:32, 33 Хотя Иов здесь говорит о своей тяжбе с Господом, вдруг поразившим его без вины, тем не менее он предвосхищает великий день суда над миром, когда все, представшие со своей праведностью, без Посредника, Который стоит выше человека, не смогут устоять.

14 9:33 Посредник (евр. yakach) служил свидетелем, исполнявшим особый обряд при заключении договоров; также он был приглашаемым обеими сторонами судьей в разрешении споров; в обязанность посредника входило привести обе стороны к согласию. Несомненно, Иов здесь обращается к этому обычаю. В этом мы видим прекрасный образ Христа, нашего Посредника, который встал между нами и Богом для того, чтобы примирить нас (1 Ин. 2:1; 2 Кор. 5:18; 1 Тим. 2:5).