Глава 11

1 И отвечал Софар Наамитянин и сказал:

2 разве на множество слов нельзя дать ответа, и разве человек многоречивый прав?

3 Пустословие твое заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился, и некому было постыдить тебя? 4 Ты сказал: «суждение мое верно, и чист я в очах Твоих».

5 Но если бы Бог возглаголал и отверз уста Свои к тебе 6 и открыл тебе тайны премудрости, что тебе вдвое больше следовало бы понести! Итак, знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению. 7 Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? 8 Он превыше небес, — что можешь сделать? глубже преисподней, — что можешь узнать?

9 Длиннее земли мера Его и шире моря. 10 Если Он пройдет и заключит кого в оковы и представит на суд, то кто отклонит Его?

11 Ибо Он знает людей лживых и видит беззаконие, и оставит ли его без внимания?

12 Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому осленку. 13 Если ты управишь сердце твое и прострешь к Нему руки твои, 14 и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих, 15 то поднимешь незапятнанное лицо твое и будешь тверд и не будешь бояться. 16 Тогда забудешь горе: как о воде протекшей, будешь вспоминать о нем.

17 И яснее полдня пойдет жизнь твоя; просветлеешь, как утро.

18 И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты огражден, и можешь спать безопасно.

19 Будешь лежать, и не будет устрашающего, и многие будут заискивать у тебя.

20 глаза беззаконных истают, и убежище пропадет у них, и надежда их исчезнет.

Комментарий к 11-й главе

1 11:3 Иов говорит, исходя из своего опыта с Богом. Но его опыт не является основанием для других. Они этого не понимают и считают его речь безосновательной, глумлением над истиной.

2 11:6 Откуда Софар знает это? Верно, он уже узнал тайны премудрости– вот, только эта премудрость исходит, скорее, от дерева познания добра и зла, нежели от дерева жизни. Кто же еще, как не сатана, мог обвинить Иова в том, что он еще не за все наказан? 3 11:7, 8 Действительно, человек не способен своим ограниченным взором объять Безграничного, но «что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им» (Рим. 1:19, 20).

4 11:8, 9 Софар красноречиво исповедует Единого Бога, Который превыше всего во Вселенной, но делает он это с определенной целью — заставить Иова отказаться от своего представления о собственной непорочности (ст. 10).

6 11:12 Признание того, что в рождении все равны, но в последствии проявляется различие в том, как они относятся к дару мудрости и познания Бога. Подобно тому, как Господь дал свободу своему творению в образе дикого осла (см. 39:5), так каждый человек свободен избрать, чем наполнить свой разум — будет ли он обращаться в этом к Господу (см. ст. 13 и далее) или позволит беззаконию заполнить пустоту его сердца (ст. 20; ср. Матфея 12:43-45).

6 11:15 Произнося эти слова, Софар даже не задумывается над тем, что этим он подтверждает непорочность Иова, ведь страдалец действительно «тверд и не боится».

7 11:16-20 Хотя Иов жалуется на свою долю, на страдания, но его надежда еще не исчезла (6:11; см. 13:15). Потому эти слова являются для него скорее поддержкой, нежели обличением.