Глава 12

1 И отвечал Иов и сказал:

2 подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость! 3 И у меня есть сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же?

4 Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем — человек праведный, непорочный.

5 Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами. 6 Покойны шатры у грабителей и безопасны у раздражающих Бога, которые как бы Бога носят в руках своих. 7 И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; 8 или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские.

9 Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? 10 В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти.

11 Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи?

12 В старцах — мудрость, и в долголетних — разум.

13 У Него премудрость и сила; Его совет и разум. 14 Что Он разрушит, то не построится; кого Он заключит, тот не высвободится.

15 Остановит воды, и все высохнет; пустит их, и превратят землю. 16 У Него могущество и премудрость, пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение. 17 Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми. 18 Он лишает перевязей царей и поясом обвязывает чресла их; 19 князей лишает достоинства и низвергает храбрых; 20 отнимает язык у велеречивых и старцев лишает смысла; 21 покрывает стыдом знаменитых и силу могучих ослабляет; 22 открывает глубокое из среды тьмы и выводит на свет тень смертную; 23 умножает народы и истребляет их; рассевает народы и собирает их; 24 отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути:

25 ощупью ходят они во тьме без света и шатаются, как пьяные.

Комментарий к 12-й главе

1 12:2 Иов иронизирует.

2 12:5 «Сытый голодного не разумеет», — гласит поговорка.

Что бы говорили эти люди, если бы Господь избрал их вместо Иова? А как часто мы выносим суждения, не удосужившись поставить себя на место того, кого мы с такой легкостью обвиняем! 3 12:5 Хотя каждый из друзей Иова, равно как и все люди, могли наблюдать это в реальности, но сейчас они слепо отрицают очевидное ради того только, чтобы отстоять свои убеждения.

4 12:7-9 Как можно истолковывать речь Господа в 38-й и 39-й главах как откровение Иову Божьей творческой силы, когда сам Иов говорит о том же? Но Господь использует слова Иова с тем, чтобы на его же уровне объяснить то, что он не смог бы воспринять иначе.

6 12:12, 13 Хотя умудренные жизнью старцы действительно обладают мудростью, но премудрость Божья не может быть полностью постигнута и ими. Даже самый мудрый и самый разумный на земле имеет чему еще научиться от Господа.

Божий совет, Его Слово являются наивысшим источником разума для каждого человека.

6 12:15 Ср. 38:27. Многие подобные высказывания Иова заставляют признать, что речь Господа направлена не на то, чтобы показать Иову могущество Бога как Творца и управителя земли, но что Господь использует известные Иову факты с целью объяснить ему нечто новое и неизвестное, что Иов может понять только на образах и символах.

7 12:16 Отсюда и дальше Иов отвечает Софару, подтверждая, что он совершенно согласен с тем, что могущественный Творец и Вседержитель знает и видит все. Но тем не менее это не является ответом на проблему Иова. Его волнует более глубокий вопрос: как это добрый Бог способен творить злое? 8 12:17 И если уж Господь допускает подобное, то, конечно же, посетившие Иова «советники», сделавшиеся «судьями», также предстают более глупцами, нежели мудрецами.

9 12:22 Иов знает, что от Господа невозможно скрыть никакое дело. Иов признает это, давая понять своим друзьям в очередной раз, что он не лицемерит, представляя себя праведным.

10 12:24, 25 Если верить предположению, что друзья Иова, равно как и он сам, могли быть правителями в своих местностях, то эти слова Иова могут быть отнесены непосредственно к ним, блуждающим в пустыне неведения, сбившимся с пути познания Бога и оказавшимся в совершенном неведении дальнейшего направления, не видя дороги в темноте.

Уподобляя их шатающемуся пьянице, Иов как бы ассоциирует их с пьяницами духовными, так как они, подобно язычникам, стали наделять Бога человеческими свойствами, хотя в данном случае эти качества кажутся вполне положительными — праведник должен благоденствовать, а нечестивый должен быть наказан. Эти люди закрывают глаза на то, что реальность не соответствует их представлениям, и вместо того чтобы более познавать Бога, они всячески пытаются подавить своего друга, в праведности которого они вчера еще не сомневались, а сегодня готовы обвинить его в самых тяжких грехах только ради того, чтобы спасти свою систему верований.