Предисловие

Книгу Иова по праву можно назвать мировоззренческим ядром Библии. Страдания — почему и для чего?

Бог — человек — страдания. Эти кардинальные вопросы ни в одной из книг Библии не поставлены с такой ясностью, как в Книге Иова.

Все книги Библии разворачиваются на фоне определенного времени и места и обусловлены конкретной ситуацией. Книга же Иова наднациональна и надвременна. Она высвечивает общую для всех веков и народов проблему. Книга Иова должна быть самой актуальной и самой читаемой книгой из всех библейских книг.

Однако это далеко не так. Верующие и неверующие Книгу Иова знают плохо и читают редко, и это имеет свою причину. Проблема у Иова сформулирована достаточно ярко, но ее решение теряется в дебрях возвышенного красноречия.

Автор предлагаемого исследования взялся внести ясность в эти дебри. Такая попытка заслуживает всяческой похвалы, тем более что автор изучил все доступные библейские справочники и ознакомился с широким кругом комментариев по теме. При всем том нам предлагается не компиляция чужих ответов на собственные вопросы, а собственный комментарий автора, и делается это в свежей и непринужденной манере.

Понятно желание читающего Книгу Иова уяснить взаимосвязь между отдельными монологами, составляющими главную часть текста книги. В поиске связующих звеньев между отдельными монологами, скрытых в тексте произносимых речей, автор исследования делает некоторые ценные находки.

Он добивается прямого ответа на вопрос, знаком ли был Иов с личностью сатаны и с его историей. В ходе исследования неизбежно возникает попутный вопрос: много ли знал о сатане ветхозаветный народ Божий, и если знал, то почему сплошь и рядом говорится о Боге, причиняющем страдания и карающем даже смертью?

Видимо, суть вопроса в том, какова схема взаимодействия Бога и сатаны в мире людей. Заглянув за занавес, приоткрытый в первых двух главах Книги Иова, можно прийти к достаточно простой схеме: зачинщиком зла — искушений, страданий, смерти, как и его исполнителем, всегда является сатана. Роль Бога сводится к тому, что Он либо снимает свою защиту и этим позволяет сатане действовать, или же продолжает ограждать человека, и тогда сатана бессилен.

Освобождает ли эта схема Бога от ответственности за страдания своих творений? Вряд ли. Кроме того, такую схему нельзя считать бесспорной. Вероятно, вина сатаны как зачинщика зла значительно сложнее. Падший херувим — изобретатель греха является первопричиной всякого зла, страданий и смерти. Если бы не он, Бог никого не лишал бы жизни и никому не причинял бы страдания. Возникновение греха вынудило Бога действовать против своей первоначальной воли (но не вопреки своему характеру!). Любовь и желание спасти вынудили Бога изгнать Адама и Еву из рая, причинять Адаму страдания в тяжелом труде, а Еве — в муках деторождения. Вряд ли можно согласиться с тем, что Бог, ниспосылая страдания ради спасения, прибегает к услугам сатаны и его ангелов. Какой отец, вынужденный как-то наказать своего ребенка, поручит эту черную работу наемному палачу? О Боге сказано, что Он наказывает всякого сына, что Он дает и отнимает жизнь, что Он причиняет раны и перевязывает их.

Иов мог даже иметь информацию о существовании сатаны и при том все же роптать на Бога в своих страданиях.

Конечно, Иов не знал о великой борьбе между Христом и сатаной того, что знаем мы. Мы знаем, что наша вера должна быть испытана, что наша непоколебимая и безропотная верность в жестоких испытаниях призвана сыграть свою роль в масштабе всего мироздания. И при всем этом мы в тяжелых и даже не очень тяжелых испытаниях проявляем такое же недоумение, как в свое время Иов. Настолько Книга Иова современна и актуальна!

Суть недоуменных вопросов страдальца ведь не в том, что Бог вообще допускает страдания; это можно было бы сравнительно легко выяснить в Библии. Надо полагать, что в общих чертах это было известно верующим монотеистам и в добиблейские времена.

Мучительный и неразрешимый вопрос в другом: почему именно я? Почему именно Иов? Почему страдания в мире распределяются безо всякой пропорциональности — по закономерности, которая похожа на произвол?

Где ответ на эти вопросы в наши дни? Думается, что ответ дан в последнем диалоге между Богом и Иовом. Наблюдение, что Бог, перечисляя чудеса творения, намекает на наличие вражеских сил в образе морских чудовищ и драконов, безусловно, интересно и оригинально, хотя и не небесспорно.

Конечно, для нас решающим доводом в пользу полного доверия Богу является Голгофа. Иов, приносивший жертвы за грехи своих сыновей, должен был знать об искуплении. Но Голгофа будущего еще не могла служить веским доказательством для Иова. Поэтому Господь эту решающую для нас причину Иову не напомнил. А может быть, жертвоприношение из 42:8 сопровождалось недостающим откровением?

Исаак Клейманис