Глава 13

1 Вот, все это видело око мое, слышало ухо мое и заметило для себя.

2 Сколько знаете вы, знаю и я: не ниже я вас.

3 Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом.

4 А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи. 5 О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость.

6 Выслушайте же рассуждения мои и вникните в возражение уст моих.

7 Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь? 8 Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться?

9 Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека?

10 Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите.

11 Неужели величие Его не устрашает вас, и страх Его не нападает на вас?

12 Напоминания ваши подобны пеплу; оплоты ваши — оплоты глиняные.

13 Замолчите предо мною, и я буду говорить, что бы ни постигло меня.

14 Для чего мне терзать тело мое зубами моими и душу мою полагать в руку мою?

15 Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться ; я желал бы только отстоять пути мои пред лицом Его!

16 И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лицо Его! 17 Выслушайте внимательно слово мое и объяснение мое ушами вашими. 18 Вот, я завел судебное дело: знаю, что буду прав.

19 Кто в состоянии оспорить меня? Ибо я скоро умолкну и испущу дух.

20 Двух только вещей не делай со мною , и тогда я не буду укрываться от лица Твоего:

21 удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня. 22 Тогда зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне.

23 Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой.

24 Для чего скрываешь лицо Твое и считаешь меня врагом Тебе?

25 Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь?

26 Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей, 27 и ставишь в колоду ноги мои и подстерегаешь все стези мои, — гонишься по следам ног моих.

28 А он, как гниль, распадается, как одежда, изъеденная молью.

Комментарий к 13-й главе

1 13:4 Интересно, что сплетники всегда считают, что они делают доброе дело.

2 13:7 Друзья Иова говорили заведомую ложь потому, что они знали Иова как непорочного, однако ради защиты своих убеждений и, как они думали, чести Бога, они согласились обвинить Иова во всевозможных грехах, не имея на то никакого основания. Однако их представление о Боге оказалось ложным, равно как и их убеждения были безосновательными.

3 13:15 Продолжая отвечать Софару, Иов подтверждает, что он имеет надежду, а следовательно, по утверждению самого Софара (11:18), его праведность также должна быть принята.

4 13:15, 16 Иова спасло лишь то, что Он доверял Богу, даже полагая, что именно Бог угнетает Его. Такая же вера была и у Авраама, который доверял Богу, отнимающему у него сына (Быт. 22:12). Этот же принцип Спаситель преподал нам, когда учил любить врагов своих (Мф. 5:43, 44). Надежда и упование Иова одержали победу над замыслами сатаны опорочить Бога перед всей Вселенной (1:10). Не может ли случиться, что и ты, подобно Иову, призван отстоять честь Бога сегодня? 6 13:17 Некто замечательно подметил: «В комнате спорили.

Спорили долго. В споре рождалась истина. Роды были трудные, мучительные. Люди спорили, и в споре родилась истина. Но– ее не заметили. Истина криком пыталась обратить на себя внимание, сказать им, что она здесь, что она жива! Но ее не слышали. Истина встала у двери и посмотрела вокруг. Ей казалось, что она никому не нужна, что она здесь лишняя. Истина еще раз попыталась обратить на себя внимание, а потом — тихонько ушла– А в комнате продолжали ожесточенно спорить.» Другой учил: «замечайте, что слышите» (Мк.

4:24). Если бы друзья Иова умели слушать– Умеешь ли слушать ты? 6 13:15 Здесь Иов перестает отвечать друзьям и обращается непосредственно к Богу.

7 13:21 Праведный не боится предстать пред лице Божье, но Иов, зная Бога и доверяя Ему, вдруг осознал, что что-то странное происходит между ним и Богом — Господь вдруг изменил Свое отношение к Иову, несмотря на то, что он остается праведным. Именно этого непонятного обращения страшится Иов. Он говорит: «Если Ты только дашь мне знать, что Ты — Тот же любящий Отец, Которого я знал всю жизнь, тогда я могу спокойно общаться с Тобой». Интересно, что выражения типа «гнев Господень», «рука Господня», «ужас Господень» и тому подобные, в Священном Писании зачастую подразумевают действия не Бога, а сатаны (см. часть 1, гл. Сатана в Ветхом Завете).

8 13:26 Иов не пытается сказать, что он никогда не грешил или что он не согрешил ни разу. Но он уверен, что все его прошлые грехи исповеданы и удалены. Но неужели Господь не верен Своему прощению, что Он вспоминает прошлые грехи Иова?