Глава 14

1 Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями:

2 как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается.

3 И на него-то Ты отверзаешь очи Твои, и меня ведешь на суд с Тобою?

4 Кто родится чистым от нечистого? Ни один. 5 Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет, 6 то уклонись от него: пусть он отдохнет, доколе не окончит, как наемник, дня своего.

7 Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут:

8 если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, 9 но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное.

10 А человек умирает и распадается; отошел, и где он? 11 Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхaет:

12 так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего. 13 О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне! 14 Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена. 15 Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ, и Ты явил бы благоволение творению рук Твоих; 16 ибо тогда Ты исчислял бы шаги мои и не подстерегал бы греха моего; 17 в свитке было бы запечатано беззаконие мое, и Ты закрыл бы вину мою. 18 Но гора, падая, разрушается, и скала сходит с места своего; 19 вода стирает камни; разлив ее смывает земную пыль: так и надежду человека Ты уничтожаешь.

20 Теснишь его до конца, и он уходит; изменяешь ему лицо и отсылаешь его.

21 В чести ли дети его — он не знает, унижены ли — он не замечает; 22 но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает.

Комментарий к 14-й главе

1 14:4 Если Господь и вспоминает прошлые грехи Иова, если Он не вменяет Свое прощение, что Иов пытается допустить, ища ответ на причину Своих страданий, тогда в свое оправдание он приводит всеобщую греховность человеческого рода, являющуюся следствием греха первого человека, которой подвержен и он.

2 14:10 Большинство комментаторов, верящих в бессмертие души, не замечают у Иова веры в воздаяние после смерти.

На основании этого и подобных текстов они говорят, что Иов вообще не признавал какого бы то ни было существования после смерти. Однако, см. ст. 12.

3 14:12 Иов действительно не верит в какую-либо форму существования человека после смерти, но только «до скончания неба», то есть до того дня, который мы сегодня называем концом света. Тогда же, мертвый «пробудится» и «воспрянет от сна». И хотя здесь Иов не говорит, для чего пробудится человек, тем не менее мы находим у него такое понимание смерти и воскресения, какое имел и Сам Христос (Ин. 11:11).

4 14:13 См. примечание к 26:6. Не понимая того, что Господь совершает с ним, Иов апеллирует к тому, что «время лечит раны». Подобно тому, как в человеческих отношениях для примирения конфликтующих сторон подчас достаточно разделить их на некоторое время, так и Иов просит некоторой «паузы» в конфликте, который, как он все еще понимает, произошел между ним и Богом.

6 Иов понимает, что во время смерти человек не отправляется в рай, ад или чистилище, но на время оказывается «забытым» всеми, в том числе и Богом, то есть как бы не существует вообще, но после может быть восстановлен Творцом по прошествии определенного времени или при наступлении определенного срока. Этим сроком является «скончание неба», о котором Иов говорит выше (см. ст. 12).

6 14:14 Здесь «человек» = «могучий человек» (евр. Gever). Противопоставление способностей даже самого сильного человека силе смерти (114, 53).

7 Задавая этот вопрос, Иов вовсе не сомневается в способности Творца восстановить человека из праха. Но его больше угнетают личные отношения с Господом: «будет ли дарована жизнь мне, когда наступит время воздаяния умершим?» — вот что беспокоит Иова.

8 Иов предвосхищает время воскресения и преображения в обновленное тело (1 Кор. 15:52-54), которого ожидает покоящийся в могиле праведник.

9 14:15 В момент воскресения Господь воззовет к умершим, и они откликнутся на Его голос (1 Фес. 4:16). Иов прекрасно понимает процедуру воскрешения праведников при пришествии Христа.

10 14:17 Все грехи праведников, записанные в книге памяти у Господа, будут навсегда забыты в день искупления (Иер.

31:34; Мих. 7:19; Откр. 20:12).

11 14:18 Иов свидетельствует о том, что его духовные силы на исходе, его надежда истощилась. Сможет ли он дольше выдерживать подобную неопределенность своего состояния? 12 14:21 В смерти нет никакого знания (Пс. 145:4; Еккл. 9:5, 6, 10).

13 14:22 Поэтический язык часто персонифицирует предметы, которые не являются таковыми и не могут иметь подобных чувств р. Суд. 9:8-15). Здесь употребляется такой оборот речи с тем, чтобы показать ужас смерти (21). Некоторые толкователи пытаются использовать это место Священного Писания с тем, чтобы подтвердить свое представление о некоей части человека, остающейся жить даже после физической смерти. Но здесь мы находим не только упоминание души, но и плоти. Следовательно, этот текст говорит о состоянии до, а не после физической смерти.