Глава 15

1 И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:

2 станет ли мудрый отвечать знанием пустым и наполнять чрево свое ветром палящим, 3 оправдываться словами бесполезными и речью, не имеющею никакой силы? 4 Да, ты отложил и страх и за малость считаешь речь к Богу. 5 Нечестие твое настроило так уста твои, и ты избрал язык лукавых.

6 Тебя обвиняют уста твои, а не я, и твой язык говорит против тебя.

7 Разве ты первым человеком родился и прежде холмов создан?

8 Разве совет Божий ты слышал и привлек к себе премудрость? 9 Что знаешь ты, чего бы не знали мы? что разумеешь ты, чего не было бы и у нас?

10 И седовласый и старец есть между нами, днями превышающий отца твоего. 11 Разве малость для тебя утешения Божии? И это неизвестно тебе?

12 К чему порывает тебя сердце твое, и к чему так гордо смотришь?

13 Что устремляешь против Бога дух твой и устами твоими произносишь такие речи?

14 Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным?

15 Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его: 16 тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду.

17 Я буду говорить тебе, слушай меня; я расскажу тебе, что видел, 18 что слышали мудрые и не скрыли слышанного от отцов своих, 19 которым одним отдана была земля, и среди которых чужой не ходил.

20 Нечестивый мучит себя во все дни свои, и число лет закрыто от притеснителя; 21 звук ужасов в ушах его; среди мира идет на него губитель.

22 Он не надеется спастись от тьмы; видит пред собою меч.

23 Он скитается за куском хлеба повсюду; знает, что уже готов, в руках у него день тьмы.

24 Устрашает его нужда и теснота; одолевает его, как царь, приготовившийся к битве, 25 за то, что он простирал против Бога руку свою и противился Вседержителю, 26 устремлялся против Него с гордою выею, под толстыми щитами своими; 27 потому что он покрыл лицо свое жиром своим и обложил туком лядвеи свои.

28 И он селится в городах разоренных, в домах, в которых не живут, котoрые обречены на развалины.

29 Не пребудет он богатым, и не уцелеет имущество его, и не распрострется по земле приобретение его. 30 Не уйдет от тьмы; отрасли его иссушит пламя и дуновением уст своих увлечет его.

31 Пусть не доверяет суете заблудший, ибо суета будет и воздаянием ему.

32 Не в свой день он скончается, и ветви его не будут зеленеть.

33 Сбросит он, как виноградная лоза, недозрелую ягоду свою и, как маслина, стряхнет цвет свой.

34 Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства. 35 Он зачал зло и родил ложь, и утроба его приготовляет обман.

Комментарий к 15-й главе

1 15:1, 2 Уверенность Иова о том, что Господь может воскресить его и возвратить к жизни в конце земной истории по прошествии определенного времени м. 14:12-14), показалась Елифазу просто безумием. Тем более, что все это он говорил, обращаясь непосредственно к Богу.

2 15:4 Для Елифаза Бог слишком велик, чтобы напрямую обращаться к Нему.

3 15:7, 8 Елифаз осознает, что конфликт зашел так далеко, что его уже невозможно разрешить человеческими знаниями.

Необходимо Божественное откровение, вот только как его получить? Где тот, присутствовал на совете Божьем прежде появления земли? Где тот, кто обладает истинной мудростью? Неужели таковым является Иов? Но чем он лучше остальных мудрецов земли? Почему это должно быть известно только ему? Нет, это не укладывается в сознание Елифаза, ведь Иов даже не самый старший в их среде– 4 15:10 Когда не хватает аргументов, обращаются к авторитету возраста, образования или силы (Ин. 9:34).

6 15:11 Елифаз обращается к тому, что он говорил в своей первой речи (4:12). Он претендует на роль Божественного утешителя, посланника Божьего к Иову с вестью утешения и обличения.

6 15:15 См. 4:18.

7 15:18 Елифаз — человек опыта. Он основывается на своих чувствах и знаниях, а также на знаниях предыдущих поколений, полагая, что мудрость содержится в возрасте и опыте.

8 15:25, 26 Елифаз намекает на то, что Иов осмелился обратиться к Богу непосредственно.

9 15:27 «лядвеи» — стегна, чресла, поясница, бедра.

10 15:29 Намек на то, что Иов никогда не восстановит своего прежнего состояния.

11 15:34 Под нечестивым здесь Елифаз, конечно же, имеет в виду Иова.