Глава 17

1 Дыхание мое ослабело; дни мои угасают; гробы предо мною. 2 Если бы не насмешки их, то и среди споров их око мое пребывало бы спокойно. 3 Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! иначе кто поручится за меня? 4 Ибо Ты закрыл сердце их от разумения, и потому не дашь восторжествовать им. 5 Кто обрекает друзей своих в добычу, у детей того глаза истают.

6 Он поставил меня притчею для народа и посмешищем для него.

7 Помутилось от горести око мое, и все члены мои, как тень.

8 Изумятся о сем праведные, и невинный вознегодует на лицемера. 9 Но праведник будет крепко держаться пути своего, и чистый руками будет больше и больше утверждаться. 10 Выслушайте, все вы, — и подойдите; не найду я мудрого между вами.

11 Дни мои прошли; думы мои — достояние сердца моего — разбиты.

12 А они ночь хотят превратить в день, свет приблизить к лицу тьмы. 13 Если бы я и ожидать стал, то преисподняя — дом мой; во тьме постелю я постель мою; 14 гробу скажу: «ты отец мой», червю: «ты мать моя и сестра моя».

15 Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит?

16 В преисподнюю сойдет она и будет покоиться со мною в прахе.

Комментарий к 17-й главе

1 17:1-4 Эти слова Иова обращены к Богу.

2 17:2 Можно вынести обличения и укоры, можно понять, когда тебя не понимают. Можно выдержать ложное обвинение. Но насмешка, особенно высказанная другом, сильно ослабляет.

3 17:3 Каким представляет Бога Иов, прося Его заступничества перед Самим Собою? Мы можем предположить два направления мысли Иова: 1). Вера в Божественного Заступника, Поручителя и Искупителя все более укрепляется в душе страдальца. Он осознает, что на роль искупителя человека не может претендовать никто, ниже Бога. Можем ли мы сказать, что, называя Бога по-еврейски Элохим, что дословно переводится как «Боги», Иов признает наличие более чем одной Личности Божества, одна из которых должна исполнять роль его Заступника? (См. 19:25). 2). Имея достаточный личный опыт с Богом, Иов смущен происшедшим с ним, так как не знает о том, что реальным виновником его страданий является не Бог, а сатана. Но несколько ранее он уже высказал сомнение в том, что именно Господь причиняет ему зло (см. 9:16, 24). Но Иов колеблется, не имея полной уверенности, что это действительно так. Может быть, источник зла так же могуществен, как и Бог? 4 17:4 Но Иов верит не только в свою правоту, но и в то, что его Заступник в нужное время все же оправдает его, не даст недругам восторжествовать над ним.

6 17:6 Не находя другого объяснения причине страдания, Иов начинает думать о том, что его ситуация специально допущена Богом, чтобы преподать какой-то урок, чтобы быть притчею. Нечто подобное высказал наш Спаситель о другом страдальце в ответ на вопрос Своих учеников. «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3). Каким утешением было бы для Иова, если бы он знал, что это действительно так! 6 17:8 Иов понимает, что его дело — прецедент, на который будут взирать многие праведники, страдающие невинно.

7 17:9 Говоря о своей решимости твердо держаться упования на Господа, Иов тем самым укрепляет всех последующих страдальцев за истину и за свою веру в Бога, которые будут вдохновляемы его примером.

8 17:12 Говоря о намерениях своих друзей исказить истинное положение дел, Иов невольно высказывает состояние всеобщего понимания о происхождении зла. В действительности, в умах живущих в ветхозаветном периоде источники «света» и «тьмы» представлялись в одном и том же месте — у Господа. Если бы это действительно было так, то Иову действительно стоило бы только воскликнуть: «Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит?» (Ст. 15).

9 Здесь мы находим еще один штрих, подтверждающий то, что Иов не верил в существование бессмертной души или какойлибо субстанции, которая может существовать вне тела после смерти. Его слова о том, что его надежда будет покоиться в прахе, вполне согласуются с такими текстами Священного Писания, как Притч. 11:7; Еккл. 9:5, 6, 10 и др.