Глава 19

1 И отвечал Иов и сказал:

2 доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами?

3 Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь теснить меня.

4 Если я и действительно погрешил, то погрешность моя при мне остается. 5 Если же вы хотите повеличаться надо мною и упрекнуть меня позором моим, 6 то знайте, что Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью.

7 Вот, я кричу: «обида»! и никто не слушает; вопию, и нет суда. 8 Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму.

9 Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей. 10 Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою.

11 Воспылал на меня гневом Своим и считает меня между врагами Своими.

12 Полки Его пришли вместе и направили путь свой ко мне и расположились вокруг шатра моего.

13 Братьев моих Он удалил от меня, и знающие меня чуждаются меня. 14 Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня.

15 Пришлые в доме моем и служанки мои чужим считают меня; посторонним стал я в глазах их.

16 Зову слугу моего, и он не откликается; устами моими я должен умолять его.

17 Дыхание мое опротивело жене моей, и я должен умолять ее ради детей чрева моего. 18 Даже малые дети презирают меня: поднимаюсь, и они издеваются надо мною.

19 Гнушаются мною все наперсники мои, и те, которых я любил, обратились против меня.

20 Кости мои прилипли к коже моей и плоти моей, и я остался только с кожею около зубов моих.

21 Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня. 22 Зачем и вы преследуете меня, как Бог, и плотью моею не можете насытиться?

23 О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге 24 резцом железным с оловом, — на вечное время на камне вырезаны были!

25 А я знаю, Искупитель мой жив , и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, 26 и я во плоти моей узрю Бога. 27 Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!

28 Вам надлежало бы сказать: «зачем мы преследуем его?» Как будто корень зла найден во мне.

29 Убойтесь меча, ибо меч есть отмститель неправды, и знайте, что есть суд.

Комментарий к 19-й главе

1 19:3 Здесь «срамили» в смысле «бесчестили, обижали».

2 19:4 Здесь не обязательно Иов признается в совершении какого-либо греха; возможно, он признает человеческую ограниченность. Слова «погрешность моя при мне остается» стоило бы понимать как «не вредит никому, кроме меня» (21).

3 19:6 Не находя ответа на причину своих страданий и не имея возможности убедить друзей в своей невиновности, Иов в отчаянии восклицает: «Знайте, это Бог!..» 4 19:7 Обида — это единственное определение того состояния, в котором оказался Иов. Он желал бы услышать от Господа или хотя бы от друзей о причине случившегося. Но ответа нет, нет и справедливого суда. Потому Иов вновь пускается в перечисление всего, приключившегося с ним.

6 19:9 Некогда знаменитее всех сынов Востока (1:3), сейчас Иов лишился своего царственного венца.

6 19:13 Близкие, друзья и те, кому некогда Иов оказывал поддержку, сейчас отвернулись от него. Страшное чувство одиночества, которое должно было рассеяться с приходом друзей, еще более обострилось от их отношения к страдальцу.

7 19:17 Даже свою жену Иов вынужден умолять о помощи ради своих детей. Но каких детей он имеет в виду? Его дети все погибли. Септуагинта предлагает вариант «сыны наложниц», но это мало вероятно потому, что нигде больше о них не упоминается, и также потому, что Иов был весьма целомудрен (31:1). Некоторые комментаторы предлагают понимать здесь братьев Иова — детей чрева его матери, чрева, которое было родным Иову. Другие предполагают, что Иов апеллирует к памяти погибших детей, которые объединяли их семью. Но позвольте предположить, что здесь он в очередной раз проявляет силу своей веры в восстановление справедливости — Иов верит, что у него еще будут дети, но для этого он пока нуждается в определенной помощи.

8 19:21, 22 Напрасно Иов взывает к милосердию друзей. Они несправедливо глухи к его мольбам. Не имея возможности напрямую общаться с Господом, Иов ожидал получить поддержку от своих лучших друзей, которые всегда понимали его. Всегда, но не теперь.

9 19:24 Очевидно, здесь Иов упоминает процесс письма, свидетельства о котором были обнаружены недавно. Среди развалин Ассура археологи нашли тонкие оловянные свитки, на которых надписи были как бы выцарапаны металлическим стилусом. Важные документы для сохранности записывались на металле, камнях или обожженной глине. Иову хотелось запечатлеть свое свидетельство надолго.

10 19:25 Отчаяние перемежается с надеждой. Зная своего Господа, Иов не теряет уверенности в справедливом разрешении его дела. Его Искупитель, его Гоел, заступник и судья (см. Лев.

25:25; Чис. 35:19; Руфь 4:4, 6; Пс. 73:2; 76:16) жив и еще проявит себя. Употребляемое выражение «жив» соответствует Богу (ср. Втор. 5:23; Суд. 8:19; Ис. 3:10 и др.), что говорит об уверенности Иова в том, что Господь не только признает его правоту, но и восстановит его в прежнем состоянии.

11 «В последний день» — выражение с двояким смыслом: здесь и надежда на то, что его страдания закончатся тем, что он будет восстановлен в своей справедливости, и уверенность в том, что он будет принят Господом в день окончательного искупления в конце земной истории. Подобная уверенность сродни той, которую проявили три юноши в Вавилоне: «Бог наш силен– но если и не будет сего–» (Дан. 3:17, 18).

12 19:25-27 Иов высказывает свою веру в буквальное воскресение из мертвых, которое будет иметь место при Втором пришествии Христа в конце мира.

13 19:29 Не всегда справедливость торжествует в мире. Об этом свидетельствовал Иов, Давид и многие другие (21:7-14; см.

гл. Страдания праведника в 1-й части). Мы видим это ежедневно в нашей жизни. Но истина о суде всегда поддерживала праведных детей Божьих, не давая им уклониться на путь зла.