Глава 20

1 И отвечал Софар Наамитянин и сказал:

2 размышления мои побуждают меня отвечать, и я поспешаю выразить их.

3 Упрек, позорный для меня, выслушал я, и дух разумения моего ответит за меня. 4 Разве не знаешь ты, что от века — с того времени, как поставлен человек на земле, — 5 веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна?

6 Хотя бы возросло до небес величие его, и голова его касалась облаков, — 7 как помет его, навеки пропадает он; видевшие его скажут: «где он?» 8 Как сон, улетит, и не найдут его; и, как ночное видение, исчезнет.

9 Глаз, видевший его, больше не увидит его, и уже не усмотрит его место его.

10 Сыновья его будут заискивать у нищих, и руки его возвратят похищенное им.

11 Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах.

12 Если сладко во рту его зло, и он таит его под языком своим, 13 бережет и не бросает его, а держит его в устах своих, 14 то эта пища его в утробе его превратится в желчь аспидов внутри его.

15 Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его.

16 Змеиный яд он сосет; умертвит его язык ехидны.

17 Не видать ему ручьев, рек, текущих медом и молоком! 18 Нажитое трудом возвратит, не проглотит; по мере имения его будет и расплата его, а он не порадуется.

19 Ибо он угнетал, отсылал бедных; захватывал домы, которых не строил; 20 не знал сытости во чреве своем и в жадности своей не щадил ничего.

21 Ничего не спаслось от обжорства его, зато не устоит счaстье его.

22 В полноте изобилия будет тесно ему; всякая рука обиженного поднимется на него.

23 Когда будет чем наполнить утробу его, Он пошлет на него ярость гнева Своего и одождит на него болезни в плоти его.

24 Убежит ли он от оружия железного, — пронзит его лук медный; 25 станет вынимать стрелу, — и она выйдет из тела, выйдет, сверкая сквозь желчь его; ужасы смерти найдут на него!

26 Все мрачное сокрыто внутри его; будет пожирать его огонь, никем не раздуваемый; зло постигнет и оставшееся в шатре его.

27 Небо откроет беззаконие его, и земля восстанет против него.

28 Исчезнет стяжание дома его; все расплывется в день гнева Его.

29 Вот удел человеку беззаконному от Бога и наследие, определенное ему Вседержителем!

Комментарий к 20-й главе

1 20:3 Софар возбужден упреком в несправедливом преследовании Иова (19:28, 29). На самом деле, упоминание о суде заставило его защищаться, как это часто бывает с тем, кто, будучи обличен, пытается любой ценой отстоять свою «честь».

2 20:17 Помимо Моисея, только пророки Исаия, Иеремия и Иезекииль использовали образ «текущего молока и меда» как символ блаженства и процветания. Но и они использовали его только тогда, когда ссылались на историческое обетование, данное Израилю в свое время м. Ис. 7:15, 22; Иер. 11:5; 32:22; Иез. 20:6, 15).

3 Буквально на одном дыхании высказывает свой ответ Софар. Все его аргументы звучат прекрасно, но не весьма убедительно. Потому он спешит высказать их, чтобы никто не прервал его.