Часть 1. Откровение из бури

Зарождение, природа и участь зла в Книге Иова

Книга Иова открывает читателям великую борьбу между Богом и сатаной, между добром и злом на примере многострадальца из земли Уц. Из этого древнего творения становится очевидным, что человек оказался в самом центре этой борьбы. От него во многом зависит, кто окажется победителем на данном этапе — Бог или сатана. И хотя книга написана до того, как Христос нанес смертельный удар сатане на Голгофе, тем не менее в ней дано заверение Господа, что зло и дьявол будут в конечном счете уничтожены навсегда.

Вступление

Большинство исследователей Библии, занимающихся историей ее происхождения, утверждают, что именно Книга Иова является самой древней книгой Библии. Она, как считают некоторые, была написана Моисеем в 1521 году до рождения Христа, до написания Книги Бытие в 1500 году (109, 25)001 . Отдельные современные богословы склонны помещать автора Книги Иова во время Соломона и даже относить написание книги ко времени Вавилонского пленения. Но при тщательном исследовании всех аргументов мы пришли к традиционному представлению и относим ее ко времени Моисея. Вполне возможно, что он мог услышать эту историю в то время, когда пас овец своего тестя Иофора в пустыне Мадиамской. Есть основания полагать, что Иов был одним из городских правителей или старейшин в земле Уц, области Едома. Необходимо признать, что в библейских списках правителей и выдающихся людей Едома нет других упоминаний об Иове помимо того, что говорится о нем у Иезекииля (14:14) и Иакова (5:11), хотя некоторые пытаются сравнить его с Иовавом, одним из Едомских царей (Быт. 36:33). Земля Уц была названа так, вероятно, по имени либо внука Сима (Быт. 10:23), который после вавилонского рассеяния мог выбрать себе эту местность, либо по имени одного из потомков Исава (Быт. 36:28).

Друзья, посетившие Иова и участвовавшие в беседе — также известные люди того времени. И хотя у нас нет бесспорных свидетельств, мы могли бы предположить, что Елифаз был сыном Исава, отцом Фемана, именем которого и названа земля, откуда он пришел (Быт. 36:4). Тот факт, что он первым начал беседу, говорит о его старшинстве. Вилдад Савхеянин был родом из Савеи, или Савы, которая также располагалась на Аравийском полуострове в районе Едома.

Исследователи связывают происхождение названий этих местностей с именами Шуаха, сына Авраама и Шевы, внука Авраама от Хеттуры (Быт. 25:2, 3). К сожалению, мы ничего не можем сказать о Софаре Наамитянине, однако вне сомнений, он, как и его друзья, был хорошо известным человеком того времени. Елиуй Вузитянин, который появляется в самом конце беседы, идентифицирован автором более всех. И хотя имена его отца и племени не говорят нам ничего, но тем не менее из этого мы узнаем, что он был менее известен и даже из менее знатной семьи (потому и пришлось называть не только имя его отца, но также и племя). Он был младше всех остальных собеседников, как по возрасту, так и по занимаемому положению. Подобно Иову, он был жителем земли Уц, узитянином или вузитянином. В то время люди жили еще довольно долго. Если подумать о том, что Авраам мог встречаться со своим пра-пра-…-отцом Симом, сыном Ноя, то представленная нами картина о встрече этих людей выглядит довольно реалистичной.

Между тем нас меньше интересуют эти действующие лица. Для нас более важно узнать о Боге и сатане, ибо они на всем протяжении истории занимают центральное место в размышлениях мудрецов. Точнее сказать, собравшиеся друзья Иова больше говорят о Боге, и, кажется, совсем не упоминают сатану. Возможно, они даже и не задумыва- лись о его существовании. Тем не менее, Книга Иова написана для того, чтобы открыть нам личность, цели и методы сатаны.

Задумывались ли вы над тем, что в Ветхом Завете так мало говорится о сатане или дьяволе? Но он существовал и действовал тогда точно так же, как и сегодня. Слово «сатана» в Ветхом Завете встречается только 18 раз. Из них 14 раз в первых двух главах Книги Иова, один раз в 1 Паралипоменон 21:1 и трижды в Захарии 3:1, 2. Слово «диавол» в Ветхом Завете встречается только один раз — в Псалме 108:6. Создается впечатление, что «злой дух» исходит от Бога, и об этом сказано только шесть раз в 1 Царств 16-19-й главах. Во всех остальных немногих случаях о сатане говорится как о змее, царе тирском, левиафане или другими образами. Во всем Ветхом Завете, как добро, так и зло исходят от Бога. По крайней мере, так это представлено авторами Библии. И только одно место говорит нам обратное. В Иова 2:7 сказано, что именно сатана поразил Иова проказой. В этом контексте Книга Иова особенно заметна. И, пожалуй, не случайно она была написана Моисеем раньше Книги Бытие; таким образом, есть некоторые основания считать ее первой книгой шестикнижия Моисея. В дальнейшем мы увидим, что Книга Иова, перекликаясь практически со всеми параллельными местами Священного Писания, раскрывает нам ясную картину того, что же произошло на небе, когда возник грех в сердце могущественного ангела — Люцифера. Вечные вопросы — почему Бог не уничтожил его, но позволил греху развиваться, унося все новые жертвы во тьму ада, почему страдания, болезни и лишения касаются также и праведников, в то время как нечестивые, кажется, только процветают, почему Бог молчит — все они найдут свой ответ в Книге Иова.

Давайте же с молитвой перелистнем первую страницу этой древнейшей книги Библии.