Глава 33

1 Итак, слушай, Иов, речи мои и внимай всем словам моим.

2 Вот, я открываю уста мои, язык мой говорит в гортани моей.

3 Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое. 4 Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь.

5 Если можешь, отвечай мне и стань передо мною.

6 Вот я, по желанию твоему, вместо Бога. Я образован также из брения; 7 поэтому страх передо мною не может смутить тебя, и рука моя не будет тяжела для тебя.

8 Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов:

9 «чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды; 10 а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником; 11 поставил ноги мои в колоду, наблюдает за всеми путями моими».

12 Вот в этом ты не прав, отвечаю тебе, потому что Бог выше человека.

13 Для чего тебе состязаться с Ним? Он не дает отчета ни в каких делах Своих. 14 Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: 15 во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе.

16 Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, 17 чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, 18 чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом.

19 Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, — 20 и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи.

21 Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно. 22 И душа его приближается к могиле и жизнь его — к смерти.

23 Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, — 24 Бог умилосердится над ним и скажет: «освободи его от могилы; Я нашел умилостивление». 25 Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей. 26 Будет молиться Богу, и Он — милостив к нему; с радостью взирает на лицо его и возвращает человеку праведность его.

27 Он будет смотреть на людей и говорить: «грешил я и превращал правду, и не воздано мне; 28 Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет».

29 Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком, 30 чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых.

31 Внимай, Иов, слушай меня, молчи, и я буду говорить.

32 Если имеешь, что сказать, отвечай; говори, потому что я желал бы твоего оправдания; 33 если же нет, то слушай меня: молчи, и я научу тебя мудрости.

Комментарий к 33-й главе

1 33:3 Да, Елиуй говорит искренно, но это не делает его лучше. Он искренне самоуверен, искренне нетерпелив. Мы не можем уличить его в неискренности, но произнесет ли он чистое знание — здесь, пожалуй, он не вправе судить. Всякий человек пропускает информацию через призму своего восприятия, и на выходе она оказывается профильтрованной и окрашенной в неповторимый спектр личности. Первоначальная чистота всегда теряется, проходя сквозь ограниченное и запачканное грехом восприятие человека.

2 33:6 Иов действительно желал, чтобы Господь ответил ему, но не во всем Своем могуществе (см. 23:3-6; 31:35). Иов также говорил о некоем посреднике (9:33), который мог бы встать между ним и Богом. Тем не менее он думал не о человеке, но о Заступнике, Который на небесах (16:9).

3 33:13 Хотя Господь не обязан отчитываться за Свои действия, тем не менее Иов на опыте знал Бога таким, как Он представлен в Ам. 3:7. Иов помнил то время, когда Господь был с ним (29:5). Вероятно, Бог неоднократно говорил Иову так же, как некогда обратился к Аврааму в Быт. 18:17.

4 33:14 В свое время фарисеи учили, что грешника можно прощать до трех раз. Ученики, услышав однажды, как Иисус увеличил это число до семи (Лк. 17:4), восприняли это как законное ограничение. Но Господь любит миловать (Исх.

34:6; Мих. 7:18), потому Спаситель настолько расширил границы прощения, что оно стало практически бесконечным (Мф. 18:22). Елиуй же, видимо, гордится тем, что представил Бога более прощающим, нежели языческие боги — дающим второй шанс.

6 33:17 Некоторые комментаторы усматривают в Елиуе истинного вестника от Бога, так как он представляет некоторые альтернативные толкования причины страданий. В данном случае он говорит о «превентивной терапии», то есть о страдании, цель которого удержать человека от греха. Но хотя это и звучит прекрасно, но у Иова совершенно другие обстоятельства. Иов страдает «за истину», чтобы доказать справедливость Божью перед сатаной и всей Вселенной. Хотя Господь использует эту ситуацию также и для того, чтобы открыть Иову еще большую истину о Боге, о сатане, о возникновении зла.

6 33:21 Хотя для нас не имеет большого значения, какого рода была болезнь Иова, тем не менее некоторые исследователи уделяют этому вопросу значительное внимание, не приходя при этом к единому мнению. Ранее, на основании слов Иова (30:18), мы отмечали, что, вероятно, его тело вспухло, но на основании слов Елиуя в этом тексте большинство представляют Иова худым и истощенным, полагая, что Елиуй описывает в этом случае реальное состояние страдальца.

7 33:23 Некоторые комментаторы усматривают в этих словах пророчество о Христе, который один только может открыть человекам путь к спасению (см ст. 24).

8 33:24 Только Иисус Христос «есть умилостивление за грехи» мира (1 Ин. 2:2).

9 33:25 Во времена патриархов существовала вера в то, что Господь найдет возможность восстановить вечную молодость, утраченную Адамом. Слова Елиуя здесь весьма созвучны с утверждением апостола Павла в 1 Кор. 15:51-57.

10 33:27 Возмездие за грех есть смерть (Рим. 6:23), но те, кто примут дар Спасителя, смогут повторить слова Елиуя с чувством благодарности Господу.

11 33:29 Но проблема Елиуя такая же, как и у тех проповедников, которые не вполне подчинили себя Духу Святому, но позволяют самоуверенности и другим плотским чувствам руководить ими. Таковые могут высказывать прекрасные истины, но затем примешивать к ним заблуждение. И это не удивительно, — говорит ап. Павел, ведь так поступает их духовный наставник, сатана (1 Кор. 11:14, 15). Высказав истину об искуплении человека от греха, Елиуй относит эти действия к земной жизни человека и к тому же ограничивает любовь и прощение Господа двумя или тремя случаями.

12 33:32 Верит ли сам Елиуй своим словам о том, что он желает оправдания Иова, или это сказано лишь ради красного словца? 13 33:33 После торжественных слов Иова о мудрости (гл. 28) притязания Елиуя на учителя мудрости не только жалки, но и кощунственны.