Глава 34

1 И продолжал Елиуй и сказал:

2 выслушайте, мудрые, речь мою, и приклоните ко мне ухо, рассудительные!

3 Ибо ухо разбирает слова, как гортань различает вкус в пище.

4 Установим между собою рассуждение и распознаем, что хорошо.

5 Вот, Иов сказал: «я прав, но Бог лишил меня суда.

6 Должен ли я лгать на правду мою? Моя рана неисцелима без вины». 7 Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду, 8 вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми?

9 Потому что он сказал: «нет пользы для человека в благоугождении Богу». 10 Итак, послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие, 11 ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему.

12 Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда.

13 Кто, кроме Его, промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною?

14 Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, — 15 вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах. 16 Итак, если ты имеешь разум, то слушай это и внимай словам моим.

17 Ненавидящий правду может ли владычествовать? И можешь ли ты обвинить Всеправедного?

18 Можно ли сказать царю: «ты — нечестивец», и князьям: «вы — беззаконники»? 19 Но Он не смотрит и на лица князей и не предпочитает богатого бедному, потому что все они — дело рук Его.

20 Внезапно они умирают; среди ночи народ возмутится, и они исчезают; и сильных изгоняют не силою.

21 Ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его. 22 Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие.

23 Потому Он уже не требует от человека, чтобы шел на суд с Богом.

24 Он сокрушает сильных без исследования и поставляет других на их места; 25 потому что Он делает известными дела их и низлагает их ночью, и они истребляются.

26 Он поражает их, как беззаконных людей, пред глазами других, 27 за то, что они отвратились от Него и не уразумели всех путей Его, 28 так что дошел до Него вопль бедных, и Он услышал стенание угнетенных.

29 Дарует ли Он тишину, кто может возмутить? скрывает ли Он лицо Свое, кто может увидеть Его? Будет ли это для народа, или для одного человека, 30 чтобы не царствовал лицемер к соблазну народа.

31 К Богу должно говорить: «я потерпел, больше не буду грешить. 32 А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду».

33 По твоему ли рассуждению Он должен воздавать? И как ты отвергаешь, то тебе следует избирать, а не мне; говори, что знаешь.

34 Люди разумные скажут мне, и муж мудрый, слушающий меня: 35 Иов не умно говорит, и слова его не со смыслом.

36 Я желал бы, чтобы Иов вполне был испытан, по ответам его, свойственным людям нечестивым.

37 Иначе он ко греху своему прибавит отступление, будет рукоплескать между нами и еще больше наговорит против Бога.

Комментарий к 34-й главе

1 34:6 Это слова Иова. Хотя мы не находим их именно в такой форме, но нечто подобное Иов произносил в 9:17.

2 34:7 «Пьет глумление, как воду» — подобные выражения обычны среди арабов. Они ассоциируют употребление пищи и питья с повседневными событиями. Так, например, быв застигнут дождем, араб может сказать: «я напился дождя», или во время бури — «я наелся ветра». Да и мы сегодня «впитываем» сказанное и «черпаем» поучения.

3 34:9 Иов нигде не говорил о пользе благочестивой жизни так, как это представлено Елиуем (ср. 35:3). Похоже, что здесь Елиуй просто желает высказать свое мнение о том, что Богу совершенно безразлично, грешит человек или нет (35:6-8), в чем соглашается с Елифазом м. 22:2, 3).

4 34:13 «Совершенный в познаниях» (36:4), Елиуй, оказывается, так же, как и Иов, не знает о существовании сатаны, который также, помимо Бога, «промышляет о земле» м. 1:7).

6 34:15 Елиуй понимает строение человека так же, как оно описано в истории творения — человек состоит из двух, а не из трех частей: из духа, который есть дыхание, и из тела, которое создано из праха р. Быт. 2:7).

6 34:18 Хотя в предыдущем тексте Елиуй называет Господа Всеправедным, Которого невозможно обвинить в чем-либо, но при этом он приводит аналогию с обвинением царя или князя. Неужели Господь так же реагирует на любые обвинения, как подобные властелины земли? 7 34:21 В этом высказывании Елиуя можно заметить, что он так же, как и Иов, приписывает Богу как хорошие, так и плохие действия. Именно по велению Господа в понятии Елиуя возмущаются народы и происходят другие события.

8 34:24 К счастью, в Священном Писании мы находим много мест, утверждающих обратное, а именно, что Господь справедливо судит каждого (см. напр. Пс. 66:5).

9 34:29 Очень хорошее обетование для усталой души. «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31).

10 34:31 Елиуй не лишен мудрости и знания Бога, но он весьма самоуверен и не допускает возможности, что может быть не прав. Хотя его высказывание в 31-м и 32-м стихах звучит весьма правильно, тем не менее оно слишком категорично.

Господь желает непринужденного общения с человеком. Он предлагает людям испытывать и проверять Его (Мал. 3:10; 1 Ин. 4:1). Он даже рекомендует судиться с Ним (Ис. 43:26), что, собственно, и делает Иов.

11 34:34 С точки зрения человека Елиуй действительно прав.

Потому некоторые комментаторы считают, что Елиуй на самом деле является тем, за кого себя выдает, то есть посланником Божьим к Иову, чтобы говорить от имени Господа. Но, к счастью, зачастую Господь рассуждает иначе. «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8, 9).

12 34:37 Беспокоит ли Елиуя авторитет Божий? Вероятно, да, но его больше беспокоит возможность того, что Иов окажется правее своих оппонентов. Любой грех есть отступление от Бога. Может быть, Елиуй под отступлением подразумевает вероятное обособление Иова от своих друзей в случае его победы, когда настанет его время «рукоплескать»?